11 апреля – iatochka.news. Строительство КПО «Островский» в Выборгском районе Ленинградской области – тема довольно старая и погрязшая в судах и конфликтах. С чем не согласны местные жители, почему строительство КПО в этом месте нежелательно – разбиралась «Точка».
Pr Scr vk.com / Против свалки в Первомайском
Карьер Островский, где планируют построить комплекс по переработке отходов, находится в сердце Карельского перешейка, вокруг населенные пункты, турбазы, курорты, дома отдыха. Местные жители возмущены, они настаивают на том, что в районе поселка Первомайское категорически нельзя строить мусорный завод, а власти с этим не согласны – в апреле этого года Невский экологический оператор начинает подготовку к возведению комплекса.
Не «Воронцовский», так «Островский»
История берет начало в 2016 году. Тогда задумали в поселке Первомайское рекультивировать карьер «Воронцовский-2», а потом на его месте создать мусорный полигон. Реакция общественников привела к тому, что властям пришлось отказаться от этой затеи.
Территорию карьера «Воронцовское» исключили из земельных участков, которые предназначены для создания объектов размещения ТКО в 2020 году.
«Ни свалки, ни полигона для размещения твердых бытовых отходов в карьерах рядом с Первомайским не будет», – сказал руководитель управления Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Алексей Пименов в феврале 2020 года.
Однако из списка не исключили ряд территорий, на которых планируется строительство полигона. В их числе и Островский карьер.
Тогда было принято решение на этом карьере провести кадастрование участка и изыскания на предмет дальнейшего использования территории. Это место выбрали для строительства объекта по производству топливного гранулята (площадь под объект 50 га), а оставшуюся территорию Островского (150 га) решено было рекультивировать и засадить лесами.
Технология производства, которое задумали под Выборгом, предполагает сортировку ТКО для отделения металла, стекла и пластика для вторичной переработки. Если говорить просто, то оставшаяся масса отправится на дробление и сушку, после чего из нее сделают топливные гранулы.
Местные жители взбунтовались снова, стали собирать подписи против мусоропереработки рядом с Первомайским. Тогда губернатор Дрозденко заявил, что для переработки городских отходов предлагается не свалка, а современный завод.
«В любом случае надо строить предприятие, на которое будет поступать мусор из северной части Петербурга, включая курортную зону, а также из Выборгского района области. Сегодня весь мусор вывозится на легальные и нелегальные свалки, которые в тысячи раз опаснее. И как раз свалки и загаживают Карельский перешеек. А иметь позицию «ни заводов, ни полигонов, а мусор увезите», это, согласитесь, как-то странно», – заметил глава Ленобласти.
Пресс-служба АО «Невский экологический оператор»
Летом 2021-го портал 47news со ссылкой на свои источники сообщил, что площадь под строительство КПО «Островский» составит уже 259,5 га.
Завершение строительства КПО «Островский» запланировано на первое полугодие следующего года. Он станет вторым из пяти объектов, возведение которых НЭО планировал завершить до конца 2024 года. В отличие от КПО «Волхонка», который создают на базе МПБО-2, объект в Выборгском районе будет построен с нуля. Проектная мощность КПО «Островский» – 600 тысяч тонн в год твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.
Жители на тропе войны
«Точка» побеседовала с жительницей Выборгского района Ленобласти Ларисой Бойковой, которая поделилась своим видением ситуации. Она отметила, что сейчас проект строительства КПО «Островский» прошел госэкспертизу ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду – прим.авт.), но местные жители планируют обжаловать эти документы в суде. Подано три иска, а ближайшее заседание состоится 21 апреля в Дзержинском суде Петербурга.
«Мы приказ обжалуем об утверждении положительной экспертизы, а у нас еще была же общественная экологическая экспертиза, как раз на основании чего мы подадим жалобу. <,…>, Несмотря на эти все нарушения было вынесено положительное решение об утверждении ОВОСа. Плюс еще на основании вот этой положительной госэкспертизы Невский экологический оператор подал заявление в правительство о переводе земель, и в январе вышло распоряжение о переводе земель лесного фонда в земли промышленности. Мы тоже это обжалуем, иск уже направлен в Верховный суд. Пока о дате назначения мы не знаем, предполагаем, что скорее всего в июне, не ранее», – сказала активистка.
По словам Ларисы, в этой зоне, где планируется строительство КПО, найдены занесенные в Красную книгу животные и растения. КПО разместят в километре от будущих заповедных территорий – заказниках «Термоловский» и «Северо-Ингерманландский». Раньше он к ним примыкал.
Представитель комиссии ОЭЭ, эколог с 15-летним стажем Мария Анисимова отметила в беседе с изданием «МК в Ленобласти», что изыскания ограничиваются зоной карьера, не охватывая всю территорию, на которую может оказать влияние завод. За границей карьера исследования растительности, животного мира и других компонентов природной среды (в том числе в пределах СЗЗ) не проводили.
«Все доводы граждан проигнорированы, кроме того, даже если открыть проект освоения лесов, выполненный по заказу Невского экологического оператора, то там первая картинка, которая попадается на 11-й странице, это карта, где будет размещен объект. И там в границах защитных зон водных объектов планируется размещение КПО. То есть уже изначально даже в проекте освоения лесов видно, насколько проект несостоятелен, насколько он не соответствует действующему законодательству и той стратегии, которую правительство провозгласило до 2030 года», – сказала Лариса Бойкова.
Эколог, председатель региональной экологической организации «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов в беседе с «Точкой» заявил, что шансы победить у местных жителей есть.
«Надо судиться, свои права отстаивать. Как с Кингисеппским полигоном, который должны были строить – тоже жители оспорили. Не надо ждать, что за тебя кто-то сделает, надо идти в суд. По крайней мере суд что дает? Все документы, можно вытащить и посмотреть, какие существовали, потому что у жителей многих документов нет. Суд предоставит все документы и посмотрят, какие документы подписаны, что будет дальше делаться. Иногда бывает, что заведомо суд проигрывают. В данном случае этого не может быть, жители настроены выиграть суд, поэтому, я думаю, надо идти и судиться», – говорит эксперт.
Эколог привел в пример ситуацию с КПО в Кингисеппском районе, где этой зимой, как писала «Точка», местная жительница подала иск в суд. В нем она указала, что не была на общественных слушаниях по строительству завода, которые прошли три года назад, и, соответственно с техническими характеристиками предприятия не ознакомилась. Женщина выразила опасение, что стройка КПО может нарушать ее право на благоприятную окружающую среду.
Стирольные распри
В конце лета прошлого года жители некоторых населенных пунктов Выборгского района Ленобласти и Курортного района Петербурга узнали о том, что вода в карьере «Островский» содержит стирол – яд общетоксического действия. Как сообщал «МК в Ленобласти», они использовали воду из колодцев и скважин в качестве питьевой.
Ответ от Роспотбенадзора гласил, что содержание стирола в исследованной пробе не превышает гигиенический норматив.
«Наличие стирола, как и любого другого вещества, в концентрации ниже гигиенического норматива, не является основанием считать пробу воды некачественной (не соответствующей) по данному показателю», – отметил представитель ведомства в письме.
Пресс-служба Управления ветеринарии Ленинградской области
Компания «КПЭИ» обнаружила стирол в 2021 году в шурфах на глубине десяти метров в карьере «Островский». На это в Роспотребнадзоре сказали, что источников питьевого водоснабжения на этой территории нет, а требования к водам, которые отбираются в ходе выполнения проектно-изыскательских работ, санитарным законодательством не устанавливались.
По словам Ларисы Бойковой, что кроме стирола в воде также содержится бензол.
«Бензола вообще там превышение в космических дозах, то есть возможно то, что в воде находим даже остатки этого бензола. Здесь очень сложно утверждать о чем-либо, потому что должного расследования не проведено. Уголовное было закрыто прокуратурой и сейчас отказ в возбуждении уголовного дела обжалуется следственным комитетом», – сказала активистка.
Впрочем Лариса отметила, что они не специалисты, и их мнение – оценочное. Однако, как считает она, можно было все же провести более детальное расследование на предмет содержания стирола в карьере.
Карьер находится почти на самых высоких точках Карельского перешейка. Там расположены сильно проницаемые для сточных вод грунты. Оттуда текут ручейки, несущие воду в сторону Зеленогорска, Рощино и другие населенные пункты. Как пояснил изданию «МК в Ленобласти» гидролог Игорь Калюжный, если нахождение стирола подтверждают исследования, то нужно искать источник.
«Стирол – сложное, искусственное химическое соединение, поэтому, скорее всего, он попал в карьер с какими-то сбросами», – заявил эксперт.
Спасение утопающих – дело рук…
Бойкова отмечает, что мусор, который планируют из Петербурга везти в Ленобласть, можно перерабатывать на месте.
«Есть площадки и земельные участки промышленности, и технологии более того. На меня сейчас выходят собственники технологии по переработке, вот фирма «Гайя» есть, мы с ними связываемся, то есть они нам рассказывают о дегидратации (процесс отделения молекул воды в пищевых отходах – прим.авт.) и об установках. Эти установки разработаны на основе еще наших советских изобретений и система разработана, дорожная карта, которая предъявлялась, у меня есть письма с входящими номерами, то есть это все в правительство направлялось», – говорит Лариса.
Также существуют пиролизные технологии, технологии по вторичному использованию строительных отходов. Жительница Выборгского района объяснила, как можно уменьшить объемы отходов.
«Если мы берем пищевые отходы – это «Гайя», если у нас неперерабатываемые отходы, вообще в принципе любые отходы, кроме там какого-то очень ограниченного количества, – это пиролизные установки. А при том, что они еще и экономичны, то есть то, что они сами выделяют энергию. Если ставить рядом две установки – дегидратор и пиролизную установку, пиролизная производит электроэнергию, дегидратор потребляет. При том, что то, что производится в дегидраторе из пищевых отходов, можно в удобрение пускать, можно также на корм. Есть гатчинский завод комбикормов, который используют эту установку успешно», – рассказала собеседница «Точки».
Пресс-служба комитета государственного экологического надзора Ленинградской области
По словам эколога Сергея Виноградова, выбранное под КПО место в Выборгском районе – одно из худших в Ленобласти.
«Как и Дубровка, как и Брандовка. Область дала там одни из худших мест, где нельзя строить. Ну почему-то решили продавливать административно, пытаются документы сделать, обосновать, что можно», – сказал представитель «Зеленого Фронта».
Сергей Виноградов отметил, что другие места под мусорные заводы искать не будут, поскольку на эти три территории уже потрачено много денег. Миллиарды ушли на проектирование и изыскания. Вдобавок потеряно уже много времени, которое назад не вернуть, а ситуацию с ТКО надо как-то решать.
Карьер Дубровка под Всеволожском, где НЭО планировало строить мусорный завод, признали водным объектом. Федеральное агентство водных ресурсов внесло карьер в государственный водный реестр 3 апреля 2023 года. Это значит, что строительство там КПО теперь под очень большим вопросом. Однако ситуация там достаточно неоднозначная, впрочем, как и с карьером Островский. Время покажет, появится ли в этом месте КПО с функцией захоронения 600 тыс. тонн отходов на месте песчаного карьера или территорию или все же власти решат найти под завод другую локацию.