31 октября – iatochka.news, 11:04. Санкции принятые в отношении России поставили под вопрос само существование гаваней на Балтике. Если Европейские рынки закрыты, то с кем теперь торговать? Неужели большие стройки на побережье Финского залива оказались напрасны? «Точка» разбиралась, есть ли у Усть-Луги и Высоцка будущее.
Фото: пресс-служба государственного экологического надзора Ленинградской области
Оптимизм губернатора
Находясь в рабочей командировке в Китае, губернатор Александр Дрозденко сравнил один из крупнейших портов Поднебесной с отечественными. И хотя в Цаофэйдяне переваливают в год 500 миллионов тонн грузов, а Усть-Луга в этом году должна выйти только на уровень 110, сравнение прозвучало в позитивном ключе.
Сравнение с Кингисеппскими морскими воротами не случайно. На китайских и русских терминалах перегружают сходную продукцию: уголь, окатыши, бокситы, нефть и другое сырье. Вот только география адресатов у нас разная.
Позитив же заключается в том, что губернатор 47-го региона озвучил планы к 2030 году вывести Усть-Лугу на мощность в 180 миллионов тонн.
О чем свидетельствуют приведенные цифры
Главный позитивный смысл сказанного следующий: с введением санкций и частичной потерей рынка ЕС наши «ворота в Европу» не захиреют. Недавние страхи не оправдались. Более того, планы властей об увеличении товарооборота говорят, что общие тренды исключительно позитивные.
«События последних двух лет были серьезной встряской для бизнеса. Но диверсификация мощностей и помощь государства помогли выправить ситуацию. Теперь мы снова на подъеме», – сказала представитель «Бронки» Нина Пошкус.
Это касается каждого
Грузооборот морских портов Невского края составляет более 20 процентов общего по России. Несмотря на то, что, собственно, на приморских объектах работает не так много народа, они настоящие драйверы развития региона.
Любой терминал – это логистический узел, склады, жилье для работников, масштабная стройка и рабочие места. Там, где есть порт, рано или поздно, будет большой город.
Не говоря уже о том, что экономическая деятельность на перекрестке морских путей –это масштабное пополнение регионального бюджета. Так было со времен пути из варяг в греки. Пополнение же бюджета Ленобласти это новые дороги, очистные сооружения и социальные объекты для всего региона в целом.
Таким образом, в том, чтобы наши порты процветали, заинтересованы все жители 47-го региона.
Что мы имеем
Итак, функционированию терминалов ничто не угрожает кроме временных логистических трудностей. Разберемся, что у нас есть на побережье.
В настоящий момент в Ленобласти имеются четыре канала для торговли на мировом рынке, расположенных в населенных пунктах Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга. Каждый из них многофункционален, но при этом есть определенная специализация.
Выборгский порт универсальный. Он занимается перевалкой генеральных, насыпных, навалочных, пищевых и химических грузов.
Высоцкий строился для продажи в Европу угля.
Мощности в Приморске сооружались в первую очередь для экспорта нефти и нефтепродуктов. Именно поэтому здесь находится конечная точка Балтийской трубопроводной системы.
И, наконец, Усть-Луга это самая перспективная и мощная гавань региона. В последнем занимаются пиломатериалами, топливными гранулами, насыпными материалами, генеральными грузами, в том числе, конечно, контейнерами.
Однако очевидно, что изменение торгового баланса вносит корректировку в характер товарооборота.
Новые объекты
Если первоначально в Высоцке главной экономической доминантой считался уголь, то санкционная политика изменила вектор развития объекта. Теперь вместо топлива здесь будут отгружать зерно.
Нет худа без добра. Перепрофилирование угольных мощностей в специализированный зерновой комплекс позволит полностью вывести сельскохозяйственный экспорт из портов Прибалтики. Учитывая, что Россия наращивает производство пшеницы, это хороший задел на будущее. Чем дальше, тем более востребованным будет данный проект. Кушать людям надо всегда, а человечество продолжает расти.
К портовым мощностям хотят добавить производственные. Например, в середине апреля ОАО «Балтийский судомеханический завод» заключило договор о со финансировании строительства комплекса по производства метанола и азотных удобрений. Это будет очень мощное производство по объемам сопоставимое с общероссийским экспортом в данной категории – 1,7 миллиона тонн.
Также планируется построить морской терминал по перевалке жидких химических грузов в Усть-Луге.
Государственная поддержка
Вопреки популярному присловью из 90-х, что бизнес якобы сам все отрегулирует, на первых порах портам пришлось помогать. Данный шаг оправдан, как инвестиция в будущее региона. К тому же политические санкции – игра не по правилам честной экономики.
Правительство субсидировало траты на транспортировку по поставкам некоторых видов продукции, осуществляемые через порты всего СЗФО. Это помогло бизнесу в не простой экономической ситуации выйти на новые рынки и сохранить рабочие места для многих ленинградцев.
Порт это хорошо, но…
Говоря о терминалах в Цаофэйдяне Александр Юрьевич упомянул о том, что ему понравился подход китайских партнеров к вопросам экологии.
«В порту обеспечивают экологическую безопасность на всех этапах – разгрузка, транспортировка, включая современную технологию закрытой перевалки сыпучих грузов. Такой же подход мы будем реализовывать по всем действующим портам Ленинградской области», – сказал губернатор.
Фото: telegram.org / Александр ДроZденко
«Только в Вистино и Усть-Луге вопросы экологической безопасности плохо проработаны, все деревни и поселки завалены угольной пылью, а зимой лед тоже покрыт ею», – пишет под постом главы региона в Telegram-канале Andrey Ponom.
«К сожалению, в настоящее время порты на Балтике, как во время их строительства, так и в ходе эксплуатации, оказываются источником большого количества экологических проблем. Никто не отрицает, что морские ворота нужны России, но их надо возводить не в ущерб остальным государственным интересам», – прокомментировал ситуацию «Точке» член общественного совета Минприроды РФ 2019-2022 годов геоэколог Сергей Грибалев.
Эксперт отметил, что морской порт – это лицо и гордость страны, и, как мундир, он должен быть опрятен и чист.
Все можно исправить
Среди экологических проблем: попадание посторонних веществ в окружающую среду вследствие открытой перевалки, смыв поллютантов в акваторию, замутнение и изменение видового состава ихтиофауны. При этом больше всего страдают наиболее ценные представители животного мира.
К счастью, природные экосистемы, пока им не нанесен критический урон, способны восстанавливаться.
«Было бы хорошо, если бы все зарабатывающие на портовой инфраструктуре стороны проводили компенсационные мероприятия по примеру ЛСР. Одних мальков атлантического лосося в Неву в этом году было выпущено не менее 200 тысяч», – рекомендует Грибалев.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Открывая против России санкционную войну, Запад пытался задушить наши порты и остановить развитие региона. Но вопреки козням Европы мы нашли новые рынки сбыта и стремительно наращиваем экономическую мощь. Так что благодаря Балтийским гаваням Ленобласть продолжит развиваться и богатеть, а это новые поступления в бюджет и рабочие места.
Единственным минусом является страх, что природоохранные мероприятия не будут поспевать за коммерческими успехами. Но для купирования проблем у нас существуют институты гражданского общества и свободная пресса. Если что-то пойдет не так, «Точка» расскажет о проблеме.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.