24 марта – iatochka.news, 12:38. МИД России потребовал от Германии официально признать геноцид советского народа во время блокады Ленинграда и не только. Всего народа, а не одних лишь евреев. О том, почему Германия не хочет этого делать, чем это для нее чревато, и почему и вариант с признанием, и вариант с отказом от него для немцев из разряда «оба хуже», читайте в новом материале из цикла «ТОЧКА в истории».
Фото: Pr Scr youtube.com / Киностудия ЛенДок
В годы Великой Отечественной войны, по самым скромным подсчетам, только мирных советских граждан гитлеровцами было умерщвлено почти 14 миллионов человек. Из них преднамеренно уничтожены 7,5 миллионов. Остальные погибли по «сопутствующим причинам», не перенеся, например, тягот концентрационных лагерей, голода, болезней и пыток.
За годы блокады Ленинграда по последним данным умерло более миллиона, а то и полутора миллионов человек. При том, что население города к началу сентября 1941 года составляло 2,9 млн жителей. То есть своими действиями нацисты уничтожили треть или вообще половину населения города.
Итак, 18 марта Министерство иностранных дел России направило в Германию официальную ноту, в которой требует признать актами геноцида блокаду Ленинграда и иные преступления Третьего рейха против народов СССР.
Что важно, в документе российского внешнеполитического ведомства отмечается «противоречивый характер» отношения Германии к данным действиям. Отсылка здесь идет к официальному заявлению МИД ФРГ от 27 января 2024 года по случаю 80-летия снятия блокады Ленинграда, в котором Германия подтверждает свою историческую ответственность за блокаду, как за военное преступление.
В том же духе выступил и посол Германии в России, Александер Ламбсдорфф, который в своем публичном обращении назвал блокаду «военным преступлением» и подчеркнул, что Германия «безоговорочно признает эту ответственность», а также не стремится «переписать историю».
Казалось бы, какие могут быть вопросы? Но они есть.
Избирательные репарации и юридическая казуистика
Во-первых, с чисто материальной точки зрения стоит напомнить, что Германия платит компенсации только тем жертвам и родственникам жертв блокады, которые являются евреями по национальности. И с чисто юридической точки зрения эти компенсации, собственно, с блокадой связаны опосредованно. Данные выплаты Германия производит в логике «Соглашения о репарациях между Израилем и Федеративной Республикой Германия» от 1952 года. В рамках этого договора ФРГ в первую очередь выплатила репарации государству Израиль, но также платит и евреям по всему миру, которые пострадали от действий Третьего рейха. И только в 2021 году начала платить блокадникам. Но только тем из них, кто может «подтвердить свое еврейское происхождение».
Второй тонкий момент – это расхождение в терминах. Дело в том, что «геноцид» и «военные преступления» — это не тождественные вещи. Хотя бы потому, что у военных преступлений есть степени тяжести, и под них можно подвести очень широкий круг деяний.
А вот геноцид – это «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».
И в системе международного права геноцид – это самое тяжелое военное преступление, которое даже определяется особо. Так что брать на себя вину за подобное любому государству очень и очень не хочется. Потому, что нужно будет не только выплачивать репарации, но и менять отношение к участникам войны со стороны Германии.
О чем весьма прозрачно намекнула спецпредставитель МИД России, Мария Захарова, когда заявила:
«ФРГ в это же время платит ветеранам вермахта и в отдельных случаях даже тем, кто служил в карательных подразделениях СС. Недавно выяснилось, что Берлин официально платит и ветеранам-коллаборационистам – то есть тем, кто добровольно сотрудничал с Третьим рейхом и оккупационными властями».
Фото: Pr Scr telegram.org / Мария Захарова
И если Германия признает, что все эти люди под руководством Третьего рейха занимались геноцидом, то к подобному финансовому вспомоществованию могут возникнуть очень серьезные вопросы. Не только у России, но и мирового сообщества в целом.
Наследство 90-х
И еще один важнейший момент – это отрицание германским послом намерений «переписывать историю». В данном случае мы видим пример чистейшей, незамутненной лжи.
По данным доктора исторических наук Александра Епифанова, в период с 1991 по 2001 годы в адрес военной прокуратуры России из Германии поступило более 17,5 тысячи обращений с одним и тем же запросом: пересмотреть дела о военных преступлениях их предков.
И, что самое печальное, более 13 тысяч из них были тогда удовлетворены. При этом, по данным Епифанова, делалось это тихо, в спешке и даже с процессуальной точки зрения буквально «на коленке». Нужно ли говорить, что в абсолютной своей массе фигуранты этих апелляций – как раз те, кто был осужден за военные преступления и массовые убийства мирных жителей СССР?
Отдельная история – это взаимоотношения Германии с таким явлением, как геноцид. Про то, что ФРГ признали геноцид евреев очевидным образом, знает весь мир. Но дело в том, что Германия, еще до Гитлера знала толк в геноциде. Речь идет о Намибии, где еще Кайзеровский Рейх практиковал тотальное уничтожение гереро и нама в 1904-1908 годах в рамках своей колониальной политики. При этом, в ФРГ официально признали эти действия геноцидом только в 2004-м. И, что особенно характерно, Германия отказалась платить компенсации, сославшись на то, что и так посылает безвозмездные транши в качестве государственной помощи Намибии. Кстати, про эту историю практически нет информации в СМИ. Вроде как Намибия – это далеко и дела до нее «просвещенному человечеству» вообще никакого нет. А уж что-то там компенсировать каким-то «полувымершим племенам» – не барское это дело.
«Да судимы будете»
С Россией же история совсем другая. Здесь и количество жертв, и та роль, которую играл СССР во Второй мировой, и нынешняя роль нашей страны в мире. И то, какие у России есть ресурсы, чтобы поддерживать эту тему достаточно долго и освещать достаточно широко, чтобы никому не позволять забыть о нацистских зверствах. Ту самую историческую правду, которая очень неудобна для Германии.
Особенно в контексте того, как Россия подходит к вопросу доказательств геноцида. А здесь наша страна действует крайне методично и последовательно, начиная с районных, городских и областных судов, которые устанавливают факты геноцида в конкретных местах и в ходе конкретных действий. Начался этот процесс еще в 2020 году с Солецкого района Новгородской области, где судом в деревне Жестяная Горка был установлен факт геноцида местного населения немецкими карателями.
Что касается блокады Ленинграда, то здесь тоже имеет место быть судебное решение Санкт-Петербургского городского суда. А судебные процессы – это помимо факта установления юридической истины, еще и подробности. В данном случае мельчайшие подробности актов геноцида, которые систематически публикуются.
Что в итоге
Важно в этой истории понимать, что при нынешних международных отношениях Германия геноцид советских граждан не признает никогда. Не признала бы даже и в более благоприятные времена. Как показывает практика, немцы, напротив, пытались «отмазать» своих предков от старых грехов всеми силами в девяностые, когда в России можно было купить все, вплоть до исторической памяти.
Но вот весь остальной мир, который вне «цивилизованного Запада» все увидит и поймет правильно. И по отношению к этому миру, да и к России Германия сейчас оказывается в ситуации цугцванга. Признать геноцид – это еще раз актуализировать тему нацистских зверств, пересмотреть свое отношение к собственным «ветеранам» и платить России. Не признать, при всей его очевидности – это выставить себя перед всем «не западным» миром потомками кровавых упырей, которое очень чтят «наследие предков» и «ничего такого» в этом наследии не видят.
Отсюда и вся эта словесная эквилибристика германского посла о том, что военные преступления, конечно, были. Только категорически без термина «геноцид».
Ранее «Точка» писала, что Бухарест напрасно напомнил России про «румынское золото».
Подготовил Александр Чаусов, публицист, кандидат исторических наук
Запад фальсифицировал историю много десятилетий. Теперь мы пожинаем плоды. Цветные революции, русофобия, коричневая чума на Украине. И вот мир вновь стоит на пороге Третьей мировой. Цикл материалов публициста, кандидата исторических наук Александра Чаусова в рамках проекта «ТОЧКА в истории» расставит правильные акценты и освежит память.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ