От тления к тлену: полигон под Гатчиной становится «реактором»

27 апреля – iatochka.news. Жители Гатчинского района, находящиеся недалеко от полигона в Вырице, уже больше двух месяцев страдают от тлеющей свалки. Отходы загорелись в конце зимы, но смрад на территории вокруг стоит и по сей день. Арендатору полигона ООО «Монита» суд запретил совершать регистрационные сделки, а ранее против компании завели уголовное дело. Кто ответит за причиненный ущерб окружающей среде, сколько потребуется времени для рекультивации полигона «Монита» – в материале «Точки».

telegram.org / Админка Ленобластиtelegram.org / Админка Ленобласти

Как сообщила пресс-служба прокуратуры Ленинградской области сегодня, 27 апреля, арендатору запрещено совершать регистрационные действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации полигона, а также исключению из числа действующих юрлиц. ООО «Монита» теперь нельзя договариваться о сделках, которые направлены на переход права аренды указанного земельного участка.

Полигон в Вырицком поселении Гатчинского района продолжает тлеть. По информации комитета Госэконадзора Ленобласти от 24 апреля, завоза отходов в течение недели выявлено не было. Объект контролируют ежедневно на предмет соблюдения экологических норм и правил действующего законодательства.

Службы продолжают ликвидировать очаговое глубинное тление. Открытого горения не наблюдается – его потушили, как писала «Точка», в конце марта, а сейчас пожарные проливают локальные очаги тления. Общая площадь тления – порядка тысячи квадратных метров.

От нераздельного сбора до пожара – один шаг

Пожар на полигоне произошел 17 февраля 2023 года. После этого по информации СУ СК России по Ленобласти в отношении ООО «Монита» было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».

«В результате горения произошел выброс оксида углерода, оксида и диоксида азота, углерода в атмосферный воздух, создав угрозу причинения существенного вреда здоровью людей, проживающих вблизи полигона», – говорилось в сообщении пресс-службы СК.

Экоактивист, создатель экологического сообщества «Органика – не мусор» Арина Леденева поделилась мнением в беседе с «Точкой», что возгоранию на полигоне в Гатчинском районе в том числе способствовали проблемы с раздельным мусором в Ленобласти. По ее словам, многие жители считают, что пищевые отходы, органика замечательно компостируется на полигонах, соответственно, не представляет никакой угрозы ни для кого, однако дело обстоит иначе.

«Машина, которая вывозит отходы, вначале утрамбовывает их, потом едет и вываливает все на полигон, там это еще утрамбовывается бульдозерами. Соответственно, на один квадратный метр 700 килограммов давление получается, а в таких условиях представлять компостирование в целом невозможно. Более того, создаются условия анаэробные без доступа кислорода для бактерий, которые, собственно, органику все-таки перерабатывают, и в процессе переработки этими бактериями органики вырабатывается большое количество энергии. Эта энергия по физическим свойствам близка к энергии горения, отсюда и возникают пожары или тлеющие такие истории, которые, кстати говоря, очень трудно тушить», – сказала собеседница «Точки».

Screenshot_4.jpgPr Scr telegram.org / RPN_SZFO

Арина Леденева отметила, что очаги возгорания залегают очень глубоко. Пожарным приходится непросто – потушить это сразу не представляется возможным, потому что проливать нужно очень сильно и много раз для полной ликвидации возгорания.

«Чтобы предотвратить такую ситуацию – возгорания, попадание продуктов горения в атмосферу, попадания продуктов гниения в землю, а из земли в грунтовую воду, из воды обратно к нам, можно делать очень простой шаг на пути к этому – это отделять пищевые отходы от остальных отходов. Так мы убиваем, условно говоря, сразу двух зайцев. Мы разделяем органику и неорганические отходы, неорганические остаются чистыми и годными к вторичной переработке. Стекло, пластик, жесть, макулатура – это все у нас уже очень хорошо перерабатывается. С другой стороны, органика не попадает на полигоны, не становится причиной возгорания», – комментирует эксперт.

Экоактивист говорит, что есть и третий «заяц» – следующий уровень, когда после переработки органики ее используют в качестве компоста для выращивания экологически чистых продуктов без использования минеральных удобрений.

Преступление и «наказание»

Госэконадзор потребовал с ООО «Монита» более 164 млн рублей за нанесенный вред окружающей среде после пожара на полигоне. Общественный эколог, руководитель общественного движения «Экологическая милиция» Сергей Грибалев в разговоре с «Точкой» выразил мнение, что взыскать эти деньги комитету не удастся.

«Ситуация с этим с полигоном – это приблизительно тоже самое, как было буквально недавно во Всеволожском районе. Тогда официально ЧС было объявлено. В Колтушах горели отходы, там до ЧС они, значит, рассчитывали ущерб, ликвидировали этот ущерб. В результате ликвидации этого ущерба она принесла «дырку» в бюджете Ленинградской области около 300 млн. Возбудили уголовные дела на тех, кто этим занимался, но почему-то в бюджете Ленинградской области эти деньги обратно не появились», – сказал эксперт.

Речь идет о пожарах на свалках в Колтушах, которые произошли весной 2020 года. Губернатор Дрозденко ввел тогда режим ЧС. В пробах почвы на улице Колхозной обнаружили тяжелые металлы, формальдегид и бензапирен. Размер вреда, который был причинен окружающей среде, эксперты оценили в 269 млн рублей.

По словам собеседника «Точки», дело тогда не было доведено до конца, а виновных не наказали. Поэтому и с ООО «Монита», как считает Сергей Грибалев, будет также.

«Штрафы были, но штрафы накладываются не на таких страшных нарушителей, а штрафы – это обычные предприятия, к которым приходят и спрашивают: «А где у вас бумажка? Нет бумажки? Вот вам штрафик». А им деваться некуда, потому что они зависимы от работы в Ленинградской области. А вот эти, которые настоящие преступники, вот они хапнули и разбежались. Поэтому ничего они [комитет Госэконадзора] не взыщут, фирма эта сейчас растворится, как это было во Всеволожске», – выразил мнение эколог.

Screenshot_1.jpgPr Scr telegram.org / RPN_SZFO

Эксперт отметил, что ущерб комитетом Госэконадзора определяется просто: считается объем отходов и умножается на класс опасности. При этом множество факторов не учитываются, что делает реальный ущерб в сотни раз больше.

«Они не рассчитали то, что действительно был причинен вред природе, то, что ушел фильтрат, то, что были выбросы, то, что от этих выбросов страдали люди. Действительно был причинен ущерб здоровью людей. Они не считали, сколько детишек в этом поселении обратились с респираторными заболеваниями в объекты здравоохранения. Этого не было ничего, они просто тупо рассчитали количество отходов, которые там не должны были быть и все», – посетовал Сергей Грибалев.

Власти Ленобласти создали экомилицию, которая должна контролировать грузовики с отходами. Патрулирование в регионе ведется совместно с ГИБДД. По словам Грибалева, комитет Госэконадзора должен знать откуда на полигон в Гатчинском районе везли отходы, кто перевозчик и кто собственник.

«Поэтому, по идее, мы должны просто установить всех собственников этих отходов – кто туда вывозил этот мусор, что за организации и им предъявить иск о том, чтобы мало того, что они ликвидировали этот ущерб, так еще и свои отходы разместили в другом месте. Если же эти отходы сгорели, следовательно, нанесли вред и природе, и жителям, они должны этот ущерб возместить уже в денежном эквиваленте. Причем именно вот этим людям, а не просто так, что взять и там в бюджет куда-нибудь закинуть и забыть об этом», – говорит эксперт.

Губернатор Ленобласти Дрозденко 19 апреля поручил надзорным и силовым ведомства принять меры по уточнению накопленного ущерба и последующего взыскания с арендатора. Также компания «Монита» должна незамедлительно разработать и представить на согласование проект рекультивации полигона.

Обещанного три года ждут

Общественный эколог Сергей Грибалев рассказал, что в бытность сотрудником комитета эконадзора, закрывал полигон в Вырице. Тогда были нарушены технологии по размещению на нем отходов, то есть он не просыпался грунтами, а забивался мусором. И полигон тогда предыдущий арендатор начал рекультивировать.

«Пока не провести работу по рекультивации этого полигона, он все равно будет отравлять жизнь жителей, деваться некуда. Рекультивация будет больших денег стоит. Это надо будет вносить его в программу ликвидации накопленного экологического ущерба, скорее всего, федерального, потому что в области просто нету таких денег, чтобы ликвидировать такой объект накопленного экологического ущерба. Только так его можно будет отрекультивировать и обезопасить», – сказал специалист.

Как сообщала пресс-служба Северо-Западного Управления Росприроднадзора, до 2019 года арендатором земельного участка являлось ООО «Экомониторинг», которое по решению суда, вынесенному в 2014 году, должно было разработать проект рекультивации. Права и обязанности по договору аренды перешли к ООО «Монита» в 2019 году.

imgonline-com-ua-Frame-blurred-8ObFJjmMkDL.jpgtelegram.org / Эконадзор Ленобласти

По мнению Сергея Грибалева, рекультивация полигона займет не менее трех лет. Для этого нужно как можно скорее разработать проектную документацию по рекультивации полигона и пройти государственную экологическую экспертизу.

«Это же надо делать отвод фильтрата, строительство очистных сооружений, чтобы этот фильтрат убрать. Затем нужно его будет вскрыть, сделать отвод газов, разбить очагами и посмотреть, где наибольшее очаги горения, их полностью изолировать друг от друга, чтобы они не соединялись, как бы друг друга не подогревали. Это колоссальный проект рекультивации полигона, причем не нормального полигона, как тот, где не были нарушены его проектные документации, то есть как вот был запланирован – слой мусора, утрамбовка, обсыпка грунтом, опять слой мусора, утрамбовка и так далее, то есть такой послойный пирог без доступа кислорода, чтобы не было тления, не было возгорания и так далее. А здесь это все нарушено, поэтому его рекультивировать будет очень сложно», – заявил эксперт, отметив, что никакими полумерами в этой ситуации уже не обойтись.

Рекультивацию полигона в Гатчинском районе должны начать не позднее четвертого квартала текущего года. Такое поручение дал глава Ленобласти Александр Дрозденко после доклада ответственных лиц по полигону.

Тлеть будет долго

Губернатор Ленобласти поручил службам до 1 мая полностью устранить тление и возгорания. Однако, как считает эколог Сергей Грибалев, тлеть свалка будет еще долго.

«Даже если они сверху будут его проливать или завезут инертный материал, там какие-нибудь грунты и так далее, внутри-то он все равно будет тлеть. Они его пролить не смогут, толщина там огромная. Горит он, потому что были нарушены технологии», – заявил эксперт.

Специалист сравнил эту ситуацию с крупным пожаром на полигоне в Новоселках, который случился летом 2021 года. Площадь возгорания составила 2 тыс. «квадратов», тушение было осложнено тлением отходов на глубине места возгорания.

«Вот сколько Новоселки сейчас обсыпают грунтом, он все равно внутри тлеет. Я вот летал буквально сегодня над ним и видел по термодатчикам, что вот эти пятна тепловые там, где идут выходы свалочного газа. Все равно под этим грунтом идет повышенная температура», – рассказал Грибалев.

Такой полигон эксперт сравнивает с огромным реактором, который постоянно тлеет. Внутри свалки появлется газ, он сгорает, после чего образуется масса опасных токсичных веществ.

Эколог назвал Гатчину зоной экологического бедствия, а сам город – самым экологически неблагополучным городом Ленобласти.

«Потому что помимо трех свалок Гатчина опоясана промзонами, где химическая и нефтехимическая промышленность, причем зачастую она идет кустарно, и поэтому никаких там не очистных сооружений, ни фильтров нету. Люди там реально травятся, реально страдают, реально нечем там дышать», – сокрушается Грибалев.

Screenshot_2.jpgPr Scr telegram.org / Админка Ленобласти

На фоне того, что Гатчину недавно наконец признали столицей Ленобласти, ситуация, которая сложилась с полигоном в Вырице (от него до города 18 километров по прямой) кажется почти сюрреалистической. Как же: главный город региона, а вокруг ароматы тлеющих свалочных масс. Даже если поручения губернатора Дрозденко по ликвидации тления полигона будут выполнены в срок, то вопрос рекультивации проблемного объекта пока висит в воздухе, пропитанном гарью. А это значит, что жителям Гатчинского района, придется терпеть дальше.


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.