«Плюшки» для Пашиняна и «щелбан» Казахстану: итоги саммита ЕАЭС, оставшиеся за кадром

26 декабря – iatochka.news, 16:51. Никол Пашинян все же прибыл в Петербург на заседание Евразийского экономического совета и получил «подарочек» – Иран становится стратегическим партнером России, а Армения – председателем ЕАЭС. Зато Казахстану намекнули на проблемы с логистикой, в то время как Киргизия будет претендовать на роль главного транспортного хаба в Центральной Азии. О том, почему ЕАЭС важен еще и с политической точки зрения, каковы проблемы и перспективы Союза – в материале «Точки».

Официальный сайт КремляФото: kremlin.ru / официальный сайт Кремля

Собрались и задекларировали

Итак, в Петербурге 25 декабря прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета под председательством президента России Владимира Путина. Прибыли представители всего Евразийского Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения), хотя до последнего оставалась интригой, появится ли на встрече премьер Армении Никол Пашинян. Особенно с учетом недавних политических событий, которые развернулись вокруг Армении и Карабаха. Но, поскольку это мероприятие все же больше про экономику и логистику, а не политику, а также в силу весьма перспективного заключения договора о беспошлинной торговле с Ираном, Пашинян прибыл. К тому же Армения становится председательствующей страной в ЕАЭС в 2024 году.

Вообще, если говорить о конкретных цифрах, то ЕАЭС с момента начала своей работы демонстрирует стабильный рост. Как заявил глава России, «Евразийский союз действует уже скоро как десять лет, и за это время почти в два раза увеличился объем взаимной торговли, а совокупный ВВП стран ЕАЭС вырос с 1,6 до 2,5 триллиона долларов».

В этой логике было заключено несколько новых программных соглашений ЕАЭС. Основным стала Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь».

Документ этот определяет шесть ключевых направлений, по которым должна развиваться деятельность Союза в долгосрочной перспективе. К ним относятся: создание общего пространства для промышленной и кооператорской работы, обеспечение общего рынка ключевыми товарами, создание общего логистического пространства и финансового рынка, функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене и дальнейшее повышение роли интеграционных экономических процессов.

Хитрая азиатская логистика

Про транспортно-логистическую систему нужно сказать чуть подробнее. Судя по всему, этот пункт в Декларации выделен особо в силу не самого простого положения в данном вопросе, которое организовалось между Казахстаном, Россией и Кыргызстаном. В сентябре на границе Казахстана и России появились многокилометровые очереди фур. Следующих, в том числе, и из Киргизии.

Официально это было связано с внедрением Астаной технологии электронной очереди и техническими проблемами с оформлением этой «цифровой документации». Неофициально «злые языки» говорили о том, что Казахстан таким образом демонстрирует Западу, что от санкционной политики в отношении Москвы он целиком не отказывается.

Официальный сайт КремляФото: kremlin.ru / официальный сайт Кремля

Так или иначе, но в силу этих заторов разговор зашел о строительстве новых торговых путей через Киргизию, Узбекистан и Туркменистан, а далее по Каспию уже до России. В случае появления такого транспортного коридора Бишкек сможет не только нарастить поставки своей продукции в Россию (а это, в основном продукция аграрного и текстильного секторов), но и стать одним из крупнейших транспортных хабов в Центральной Азии. Составив, таким образом, сильную конкуренцию Казахстану.

Есть мнение, что разговор о логистике внутри ЕАЭС был в том числе и про это, а также, как сделать так, чтобы всем было максимально удобно. Поскольку Евразийский Союз выстраивается на принципах взаимной выгоды всех участников сообщества.

Зоны свободной торговли

Если переводить текст Декларации с бюрократического на понятный – ЕАЭС до 2030 года планирует стать полюсом экономической силы в мире, с полноценно сформированным единым рынком, привлекательным для новых потенциальных членов и внешних партнеров.

В логику выполнения этой цели ложится и заключение Договора о беспошлинной торговле с Ираном.

Дело в том, что одной из основных целей построения ЕАЭС было в том числе и создание международных зон свободной торговли. Соответствующие договорённости у Союза есть с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном. На стадии переговоров было еще несколько государств, но переговоры эти начались в 2019 году, а потом глобальная реальность очень круто поменялась. Сначала настал ковид, а потом Украина.

В силу западной санкционной политики, развитие ЗСТ с рядом государств стало либо невозможно, либо чрезвычайно затруднено. Если уж совсем грубо и прямолинейно, то ЗСТ стали весьма существенно «пробуксовывать».

Собственно, накануне саммита Союза, ряд российский экспертов высказывали предположение, что тема свободных торговых зон будет затронута и продолжит свое развитие, как ставшая стратегически важной для России. Поскольку подобные зоны дополнительно облегчали бы товарооборот с Россией. Что для нашей страны в условиях санкций становится дополнительным подспорьем и фактором укрепления рынка.

Предположение оказалось верным, с Ираном было заключено соглашение о беспошлинной торговле на постоянной основе. По прогнозам министра ЕЭК по торговле Андрея Слепнева, этот договор позволит за ближайшие пять-семь лет нарастить товарооборот с Иранской Республикой до 20 миллиардов.

Неочевидный политический фактор

В заключении этого договора присутствует еще и политический фактор. И фактор этот в Армении.

Про то, что у Еревана и Парижа «отдельная и прочная дружба», знают, наверное, все. Правда, дружба эта выражается со стороны Пятой Республики, как правило, в «дружеском похлопывании по плечу» и «словах поддержки». На Кавказе экономические интересы Франции сейчас больше реализуются в Азербайджане.

Но вот что интересно: когда начался очередной виток напряженности вокруг Карабаха в этом году, одно из первых и довольно жёстких заявлений последовало именно от Ирана. Дошло даже до слов о возможности оказания Тегераном военной поддержки Еревану в случае дальнейшей эскалации конфликта.

С другой стороны, торговый оборот Армении и Ирана в 2023 году составил 750 миллионов долларов, но еще в марте армянская сторона говорила о планах увеличить этот показатель до трех миллиардов. К слову, с Россией за 2023 год Иран наторговал на 4,4 миллиарда. Так что подобные планы Еревана на Тегеран явно говорят о выстраивании особых и максимально дружеских отношений.

И понятно, что накануне председательства Армении в ЕАЭС, договор с Ираном, это не только экономический (хотя и он тоже), но и политический жест. Также не стоит забывать, что и у Москвы с Тегераном последние годы весьма удачно складываются отношения. Особенно, в контексте того, что и против нашей страны, и против Исламской Республики Иран ведется полномасштабная санкционная война. А санкции, как оказалось, сближают.

Что в итоге?

Подытоживая, стоит в очередной раз заметить, что Россия демонстрирует просто «феноменальную изоляцию» от мира и «разрушенную экономику» (сарказм). Если же говорить серьезно, то ЕАЭС из просто экономического клуба действительно стал стратегическим экономическим ресурсом для всех стран-участниц. Да, не без проблем внутреннего и внешнего толка, но, как мы видим, проблемы эти преодолеваются на систематической основе. А учитывая планы на развитие до 2045 года – перспективы у Экономического Союза вполне ощутимые и их нужно только воплотить в жизнь.

Ранее «Точка» рассказывала, что Ленинградский округ рискует превратиться в Ленинградский фронт, если Финляндия не остановится в провокациях.


Подготовил Александр Чаусов


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.