2 марта – iatochka.news, 13:29. Принимая решение о помощи Тирасполю, Москва встает перед тяжелым выбором. За Кишиневом стоит Румыния, входящая в блок НАТО, обложивший границы России с Северо-Запада. Как Москва может защитить русское Приднестровье, получится ли прорубить сухопутный коридор через Украину и чем это может обернуться для Ленобласти и Калининграда – в материале «Точки».
Фото: pxhere.com
Опыт Великой Отечественной
Защита интересов жителей левого берега Днестра – один из приоритетов для Москвы, все просьбы всегда с вниманием рассматриваются профильными ведомствами. По крайней мере так в МИД России отреагировали на обращение съезда депутатов Верховного совета ПМР по поводу экономической блокады со стороны Молдавии. Сейчас непризнанная республика ожидает дипломатических, политических, финансовых и экономических мер, которые бы позволили снизить давление.
О военном решении никто вслух не говорит, но всем понятно: в случае, если Кишинев «перегнет палку», Москве придется пойти на крайние меры, ведь в республике проживает 220 тысяч русских. Доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им Г. В. Плеханова, член экспертного совета «Офицеров России» Александр Перенджиев в интервью «Точке» напомнил, что Россия не имеет прямых границ с ПМР, а значит, придется прибегать к нестандартным решениям.
«Для начала напомню, что в октябре 2015 года из Каспийского моря наш флот нанес удары крылатыми ракетами «Калибр» по позициям боевиков в Сирии. То есть технические возможности ударить по любым подразделениям, которые могут приближаться и развертываться в боевые порядки у Приднестровья, у нас есть. Второй момент — у нас проводились учения по переброске тех же кораблей из Каспийского моря в Черное по разным каналам. В теории мы можем использовать совместные ракетные удары и вход небольших кораблей через тот же Днестр. Подобный опыт у нас имеется со времен Великой Отечественной войны. Так дунайская флотилия проводила дерзкие десанты», — напомнил эксперт.
Александр Перенджиев подчеркнул, что подобные мероприятия не санкционировались ставкой верховного главнокомандующего, а были самостоятельным решением отдельных командиров в отрыве от приказов Генерального штаба. Еще одним способом решения проблемы Молдавии и Украины, которые угрожают Тирасполю и его людям, может стать воздушный коридор.
«Запад может попытаться использовать Киев и Кишинев для агрессии и удара с двух сторон. Как я уже напоминал, с республикой у нас нет единых границ, как это было с Донбассом. Но они (Запад — прим. ред.) забывают, что мы можем отправить не только морской, но и многочисленный парашютный десант. Таких операций у нас на Украине еще не проводилось, но ВДВ может закинуть наших ребят вглубь страны почти в любую точку, чтобы перекрыть нужную нам территорию», — уверен аналитик.
По мнению собеседника «Точки», когда Россия завершит зачистку донецкого направления, может начаться усиление наших войск в районе Херсона, а там уже открывается возможность выйти на Николаев и далее на Одессу.
«А вот тут как раз может помочь парашютный десант, создающий сначала воздушные, а затем и сухопутные коридоры к той же Одессе и Приднестровью. В это же время наш флот подходит и обрабатывает «Калибрами» части и соединения противника, а с Днестра высаживается морской десант. Это в теории, но как могут развиваться события в реальности – никто не знает», — отметил военный эксперт.
Прямой вызов
Пока о военном решении приднестровского вопроса речи не идет. Кишинев давит на Тирасполь экономически и политически, Запад квалифицирует происходящее в регионе лишь как внутренние дела Республики Молдова. Экономический геноцид ООН «не замечает», в случае обострения – постарается «не заметить» и физический. И если румынско-молдавская армия начнет в Приднестровье резню, как в свое время устроил Киев в так называемой «зоне АТО», и Москва будет вынуждена встать на защиту русских людей, Запад вновь попытается выставить нас как главного мирового агрессора.
«По факту нам предлагают: либо вы защищаете Приднестровье от угрозы истребления со стороны Украины и Молдавии, подтверждая статус агрессора, либо бросаете жителей республики на произвол судьбы, что само по себе ужасно перед Богом и людьми. Тяжелый выбор, но я думаю, наше руководство примет правильное решение. Пусть с далеко идущими последствиями», — заявил корреспонденту «Точки» политолог Николай Лагин.
Фото: telegram.org / Минобороны России
При этом эксперт напомнил, что воевать, в случае чего, России придется не с Молдавией, так как ее население явно не хочет прямого столкновения с русскими. В памяти еще свежи события Великой Отечественной войны, когда республика выступала единым фронтом со всем Советским Союзом. В то время основной удар по ней пришелся со стороны соседней Румынии, которая при поддержке войск Германии заняла Бессарабию, междуречье Южного Буга и Днестра. Оккупированные румынами территории вошли тогда в состав Великой Румынии.
«Молдаване помнят, как вели себя румыны, проводя этнические чистки не только евреев и славян, но и других народов. Были грабежи, расстрелы, пытки в застенках «Сигуранца» (тайная полиция Румынии — прим. ред.), женщин насиловали. В общем, зверства порой поражали даже немцев. Сегодня власти Кишинева стараются замолчать неудобную правду, рассказывая о том, что Румыния была якобы насильно втянута в войну. Но в голове нужно держать факт: Румыния возникла во многом благодаря Англии и Франции, чтобы создать точку напряженности у границ России. И к сегодняшнему дню мало что изменилось», — напомнил собеседник «Точки».
После того, как молдавский парламент принял закон о замене национального языка на румынский, власти в Кишиневе начали активно проводить румынизацию всего населения. Собственно, процесс этот начался еще при СССР, уже спровоцировав в свое время военный конфликт. Но в итоге, как мы видим, Молдавия все же стала очередным «прокси» коллективного Запада, на который влияют через Бухарест.
Ранее «Точка» писала, что президент «незалежной» Владимир Зеленский активно вел переговоры с молдавским лидером Майей Санду об использовании воздушного пространства страны для пролета F-16. Тогда речь шла о том, что предоставляемые Данией истребители будут наносить удары по русским солдатам и военным объектам России в зоне СВО, а базироваться – как раз на территории Румынии.
«Если посмотреть на ситуацию беспристрастно, получается, что с территорий и из воздушных пространств Румынии и Молдавии в отношении России планируется осуществлять акты военной агрессии. Это означает только одно — различные объекты в Румынии и Молдавии становятся законными военными целями для русской армии», — писала в своем Telegram-канале политолог Елена Панина.
Важно понимать, что еще в декабре прошлого года глава нашей делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов предупредил представителей Словакии, Румынии и Польши о том, что взлет F-16 с территории указанных стран-членов НАТО будет рассматриваться Москвой как их участие в конфликте и вынудит Кремль на ответные меры. Но, возможно, этого Запад и добивается.
«Сегодня мы наблюдаем, как Россию с Северо-Запада обложили страны Североатлантического Альянса. Тут вам и Финляндия у Санкт-Петербурга, Ленобласти, и Прибалтика, которая может в случае чего пойти на Псков, и даже Польша, находящаяся на границе с Белоруссией и потенциально представляющая опасность для Калининграда. А Приднестровье может быть использовано как детонатор, который спровоцирует Москву. И если вступать в прямое столкновение с НАТО, может вспыхнуть и весь Северо-Запад России», — уверен политолог Лагин.
Он также напомнил, что власти Приднестровья обеспокоены начавшимися в Молдавии мобилизационными мероприятиями. Так, сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) ПМР Олег Беляков отметил, что Тирасполь учитывают милитаризацию соответствующих сил и боевую подготовку, которую ведут в соседней республике в последнее время, в том числе на близлежащих к территории зоны безопасности полигонах.
Также важно учитывать недавнее выступление главы Пентагона Ллойда Остина, который прямо заявил: поражение Киева приведет к прямому столкновению Москвы с Североатлантическим альянсом.
«Откровенно говоря, если Украина проиграет, я уверен, что НАТО будет воевать с Россией. Думаю, если мы не поддержим Украину, мы встанем на очень опасный путь. Наши союзники встревожены сигналом, который мы посылаем», — отметил чиновник, выступая на слушаниях в профильном комитете по делам Вооруженных сил США от Палаты представителей в Конгрессе.
По традиции Запад твердит, что поддержка режима Зеленского со стороны Вашингтона необходима для обеспечения безопасности не только США, но и международных союзников. Другими словами, наши недоброжелатели всерьез рассматривают возможность эскалации.
Третьей мировой никто не хочет?
Россия всегда выступала за мирное решение всех конфликтов. Военный вариант возможен лишь в случае, если проблема угрожает территориальной целостности страны и русским людям. Сейчас Москва пытается убедить Кишинев отказаться от агрессии ради экономических преференций.
Например, снижая закупочную цену на природный газ, поставляемый «Газпромом» для Молдавии. Как сообщил глава компании «Молдовагаз» Вадим Чебан, в марте она составит 339,75 долларов за одну тысячу кубометров, что примерно на 14 долларов ниже, чем в феврале. И весь объем российского газа будет направлен в Приднестровье в обмен на электроэнергию.
Остальная же часть Молдовы использует резервы, которые формируются из голубого топлива, приобретаемого по спекулятивной цене на западных рынках.
«Москва неоднократно выступала за мирное урегулирование приднестровского вопроса. Сегодня мы даже не вспоминаем о довольно внушительном долге в 433 миллиона, а с учетом просрочки платежей — 709 миллионов. Мы пока оставили эту тему, и она может стать предметом обсуждений в будущем. Страны могут сосуществовать в мире и этой политики нужно придерживаться. Но если Кишинев прогнется, заговорят уже не дипломаты, а стволы», — заключил политолог Лагин.
Ранее «Точка» писала, что от Финляндии до Румынии НАТО готовит новый фронт против России.
Подготовил Сергей Дзержинский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ