12 ноября – iatochka.news, 13:30. Заинтересованными в завозе мигрантов силами активно продвигается мысль об их якобы незаменимости. Что же, представим чисто теоретически, что произойдет, если вместо гастарбайтеров в нашей стране будут работать только граждане РФ.
Фото: telegram.org / Росгвардия Петербурга
Для понимания, какова будет жизнь без гостей из ближнего зарубежья, напомним, что они дают своим присутствием.
Немного о безработице
В январе-августе 2023 года объемы промышленного производства, продукции сельского хозяйства и строительства в нашем регионе превысили показатели прошлого года. Экономика на подъеме. Ленобласти нужны трудовые ресурсы.
Общее количество трудоустроенных у нас 1,091 миллиона человек. При этом граждан от 18 до 59 лет всего 1, 031 миллиона. Пожилых людей от 60 до 79 лет – 400 тысяч, многие из которых еще работают. Казалось бы, все должны быть трудоустроены, но откуда тогда берется уровень безработицы в 2,8%? В абсолютных величинах это порядка 31 тысячи человек (при 54,5 тысячи в Санкт-Петербурге).
Сразу стоит отметить, что указанная цифра не в полной мере отражают ситуацию. В статистику попадают только стоящие на учете, а это малая часть людей, ищущих подходящую вакансию. Порядка 85 тысяч официальных безработных для двух наших регионов отражают не столько реалистичное число находящихся в поиске соискателей, сколько неэффективность биржи труда. Люди, перебивающиеся случайными заработками или с неполной занятостью, не попадают в статистику. То есть вместо 85 теоретически можно говорить о 300-500 тысячах озабоченных трудоустройством.
При этом в 47-м и 78-м регионах количество гостей с солнечного юга на 1 июля 2023 составляло 362 363 человек. Практика считать показатели обоих субъектов РФ вместе оправдана, так как они интегрированы в единое экономическое пространство. Да и рынок труда с нашей маятниковой миграцией у нас по сути общий. Таким образом, можно сделать вывод, что безработица в регионе искусственная. Она вызвана в том числе тем, что мигранты занимают выгодные вакансии, на которые не могут попасть наши земляки.
Регионы нам помогут
Если некоторые сочтут расчет в 300-500 соискателей завышенным, то им можно возразить, что рабочую силу могут поставлять другие регионы России. Есть много мест, где уровень безработицы ещё выше, а роста экономики, как у нас, нет.
Ради активизации внутрироссийской миграции существует даже система государственного стимулирования. При привлечении работников из других областей РФ предприниматели могут направить заявление в Социальный фонд. Это позволит получить компенсацию части заработной платы в размере минимальной суммы оплаты труда, увеличенной на сумму выплат страховым бюджетом фонда.
Если же прибывшие к нам из далеких краев россияне недостаточно квалифицированы для конкретной работы, то в рамках проекта «Демография» молодежь (то есть люди до 35 лет) может получить новую профессию за счет федерального бюджета. А люди, не достигшие 35, как раз и есть самая мобильная часть населения.
Так что необходимости в мигрантах не наблюдается. Зато есть сферы деятельности, на которых они зарабатывают, заменяя там наших соотечественников. Зарабатывают в ущерб большинству россиян, государству и общественной безопасности.
Вопрос экологии
Практика мнимых рекультиваций хорошо известна. Закрытие подобных объектов – вопрос эффективности работы надзорных органов. Если известен поставщик и место приемки, то надо только разрушить преступную схему.
Но существует более серьезная проблема. Это отдельные кучи мусора, рассеянные по нашим лесам и полям. Они часто небольшие – всего несколько кубических метров. Но их много, и расположены мини-свалки в самых неожиданных, часто труднодоступных для уборочной техники местах. Это работают закрытые малотоннажные грузовые автомобили. В них перевозят мусор от частников или небольших фирм, которые пытаются экономить на вывозе отходов.
Очень удобная схема. Вокруг никого нет? Тогда выгружаем. При этом в следующий раз те же люди разбросают свои 4-6 кубов «бытовухи» или химии в новом месте. Бороться с подобными правонарушениями порой сложнее, чем с объектами рекультивации.
Однако если в стране не будет мигрантов, подобные прецеденты пусть не исчезнут, но зато можно надеяться на то, что их число существенно уменьшится.
«Восприятие Ленинградской области как своего дома или места заработка значимей, чем кажется многим. Инспекторы и эко-активисты не раз говорили мне, что основная часть перевозчиков мусора, скидывающих отходы куда попало – люди приезжие. Они зарабатывают здесь деньги, а что там будет с нашей землей – им безразлично», – делится с «Точкой» мнением член общественного совета Минприроды РФ 19-22 годов геоэколог Сергей Грибалев.
Фото: vk.com / Комитет государственного экологического надзора
Только с 1 января по 31 октября 2023 года ликвидировано 188 свалок, 89 из них – на территории лесного фонда, то есть там, где отходы порой можно собрать только вручную. Деньги на ликвидацию этого безобразия идут из бюджета государственных структур или собственников территории, в том числе сельскохозяйственных производителей.
Деньги – на Родину
Может, поднакопив денег, общины мигрантов вкладываются в нашу экономику? Скорее наоборот. В 2022 году из России было вывезено 25 миллиардов долларов. Поступления от гастарбайтеров, работающих у нас, составили 33% ВВП Таджикистана и 18% ВВП Узбекистана. При этом бюджет относительно богатой Ленинградской области по доходам в 2022 году – 180,4 миллиарда рублей.
То есть на сбережения, переведенные гостями из ближнего зарубежья за границу, можно решить проблемы нескольких субъектов РФ. Средства, которые должны работать на нашу экономику, уходят из региона. Для нас это особенно печально, так как Ленобласть – один из лидеров по привлечению иностранной рабочей силы и, соответственно, утечке капитала.
Вместо вложений в рост отечественной экономики мы имеем обратный эффект. Привлечение граждан из бывших республик СССР ломает бизнес российским фирмам.
«Здание, в котором я работал, взяли в аренду выходцы из зарубежья. Они выгнали прежних, базировавшихся здесь десять лет арендаторов, – маленькие производственные, научно-исследовательские и торговые фирмы, а вместо них организовали хостел», – рассказал «Точке» герой нашего предыдущего материала Дмитрий Краснов.
Замена проектантов и специалистов по электронике на людей без особой квалификации – не самая удачная.
Сделаем акцент
«Точка», в лучших традициях российского общества, придерживается позиции взаимного уважения между культурами и народами. Вопрос мигрантов рассматривается не с точки зрения национальной или религиозной принадлежности, а с позиции выгод российского общества. Но мы точно знаем, что приглашать гастарбайтеров в ущерб гражданам РФ, ее государственному бюджету и экологической безопасности – не самое верное решение.
Подготовила Кристина Шелгинских
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.