3 июня — iatochka.news, 19:00. Правительство Таджикистана обсуждает программу по реинтеграции бывших террористов в общество. То есть вместо помощи своим гражданам вписаться в российский социум власти страны занимаются реабилитацией боевиков. И тревожно здесь то, что бывшие террористы смогут беспрепятственно приехать в Россию, а нам бы разобраться, кто есть кто, пока не прогремели новые «Крокусы». Подробнее — в материале «Точки».
Фото: freepik
На заседании правительства Таджикистана в Душанбе под руководством президента Эмомали Рахмона на рассмотрение был поднят вопрос «О программе реабилитации и реинтеграции лиц с экстремистским или террористическим прошлым в Республике Таджикистан на 2024–2028 годы».
Пока подробностей по данному проекту не раскрывается. Не сообщается и то, какой категории лиц коснется данная мера и будет ли программа распространяться на тех, кто находится в заключении на основании статьи об экстремизме и терроризме, а также тех, кто вернулся из горячих точек.
Какое именно решение таджикские власти вынесли, обсуждая этот проект, вероятно, мы узнаем позже. Однако даже на этапе рассмотрения эта программа вызывает тревогу у российских чиновников. Как отметил в беседе с «Точкой» советник главы ДНР Ростислав Антонов, подобные программы внедрялись, к примеру, на территории Чеченской Республики. Но тогда подход к реализации был несколько иным.
«Я думаю, что власти Таджикистана, конечно же, вспоминают программу реинтеграции террористов в Чечне. Вопрос заключается в том, что до начала данной программы основная часть террористического подполья была выжжена каленым железом. То есть действительно, на территории была восстановлена российская власть, была проделана большая работа. А потом с «осколками» тех, кто участвовал в бандформированиях, работали индивидуально и в целом смотрели, способны ли они интегрироваться или нет», — напомнил политик.
Фото: piqsels
В Таджикистане же, обращает внимание Ростислав Антонов, ситуация обстоит совершенно иначе и дело главным образом заключается в общественном сознании граждан центральноазиатского государства.
«Мы смотрим на многих людей, которые приезжают из Таджикистана в Россию и видим, как они себя ведут и что делают. Понятно, что не все. Там есть и достойные люди, как и везде», — объясняет дипломат.
И, к сожалению, за примерами далеко ходить не надо. В полицейских сводках регулярно появляются новости о том, что в тех или иных регионах мигранты терроризируют простых горожан, отстаивая какие-то свои неведомые нам порядки. Но самым страшным свидетельством того, что борьба с терроризмом требует особого контроля правительства, стала трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле», где исполнителями теракта были граждане Таджикистана.
«Достаточно часто даже люди, которые никак не фигурировали в сводках правоохранительных органов, оказываются опасными для российского общества. Возможно, есть различие в нормах поведения, в моральных установках. Возможно, есть еще какие-то нюансы общественного сознания, которые мы здесь, в России, не понимаем, и от которых мы бесконечно далеки. А потому принятие подобного решения таджикскими властями вызывает тревогу», — отметил собеседник «Точки».
По мнению советника главы ДНР, прежде чем приступать к реабилитации боевиков, правительству Таджикистана следовало бы навести порядки в самой стране и провести серьезную работу со своими гражданами.
«Это необходимо, чтобы граждане были готовы к взаимодействию с российским обществом, тем более с учетом того, сколько таджиков приезжает в Россию. Я бы хотел, чтобы власти Таджикистана больше уделяли этому внимание, чтобы те, кто ездит в Россию на работу, знали наши традиции, культуру, с уважением относились к нашей религии и не нарушали норм и правил российского общежития. Вот такая интеграция, такая работа была бы на пользу», — рекомендовал политик.
Фото: freepik
Более того, добавил в заключение Ростислав Антонов, учитывая то, сколько граждан Таджикистана пребывают в нашу страну на заработки, для российской стороны представляет опасность и то, что наши власти не будут иметь представление о статусе иностранцев. А это влечет за собой не малый риск.
«Если террористы будут полностью реабилитированы, говорит о том, что, возможно, по прибытию этих лиц в нашу страну, мы и не узнаем, что тот или иной человек является бывшим боевиком пока не произойдет нечто страшное. Безусловно, это вызывает тревогу», — выразил опасения дипломат.
На фоне нестабильного поведения бывших союзных республик — Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана в том числе — Москва явно намерена обзавестись неожиданным партнером в лице движения «Талибан»*. Возрождение отношений с Афганистаном может значительно укрепить геополитическое и военное присутствие нашей страны в регионе, а также привести в чувство Центральную Азию.
Подготовила Ксения Романовская
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ