Федеральная резервная система США уже который год несет убытки и продолжает терять деньги. Финансовой системе Штатов грозит разорение?
Отчеты Федеральной резервной системы США (ФРС) показывают неутешительные для американских финансистов итоги. Так, начиная с 2023 года, спустя всего век со дня основания, независимое от правительства ведомство фиксирует убытки в размере 218 млрд долларов. Среди некоторых экспертов эти цифры вызывают серьезную обеспокоенность в то время, как другие считают, что краски сгущать не стоит. Подробнее — в материале «Точки».
Сперва стоит напомнить, что изначально резервная система создавалась именно как частный финансовый орган еще в 1913 году. Ее основными целями стали объединение всех существующих на тот момент в Америке финучреждений и выпуск в обращение «эластичной валюты», которая могла бы реагировать на потребительский спрос на наличные деньги. А также служить «кредитором доверия» для банков. Но как так вышло, что прошло больше всего сто лет и ФРС несет убытки?
Кризис Федрезерва хорошо объяснил американский юрист, автор книг по макроэкономике Джеймс Рикардс. По его словам, все дело в росте процентных расходов.
«ФРС зарабатывает деньги на выплате процентов по ценным бумагам Казначейства США, которыми она владеет. Она выплачивает деньги в виде процентов по избыточным резервам (IOER). Кривая доходности казначейских облигаций сейчас перевернута. Это означает, что процентные ставки по краткосрочным инструментам на самом деле выше, чем процентные ставки по долгосрочным инструментам (таким как казначейские облигации). Этот отрицательный разброс процентных ставок становится еще более значительным с учетом того, что имеющиеся казначейские облигации США были выпущены в 2021 или 2022 году, когда ставки были намного ниже, чем сегодня», — пишет экономист.

Еще в июле прошлого года глава ФРС Джером Пауэлл отметил, что в ближайшем будущем снижать ставку не планируется. Виной тому слишком неустойчивое поведения инфляции, которая не торопится снижаться до целевых 2%. Между тем, чем дольше ставка будет оставаться на максимальном за 23 года уровне, тем труднее будет регулятору восстанавливать свой баланс. Специалисты по инвестициям Monachil Capital Partners в свою очередь добавляют, что высокая учетная ставка может обходиться ФРС приблизительно в 100 млрд долларов в год. Вот, собственно, откуда такие цифры.
Впрочем, как там обстоят дела в Соединенных Штатах знают и российские эксперты. Так, за разъяснениями редакция «Точки» обратилась к политическому деятелю, ученому-экономисту Павлу Медведеву.
— Павел Алексеевич, что могут означать сообщения о возможном разорении Федеральной системы США?
— Я думаю, что по большому счету ничего. Дело в том, что оборот Центрального банка Америки — триллионы, многие триллионы долларов. А здесь речь идет о всего лишь сотнях миллиардов. То есть тысячные доли того, с чем имеют дело. Знаете, вот тревога за США меня не покидает с раннего детства. Еще в 1946 году, когда мне было 6 лет и я только научился читать, я читал газету «Правда». И я «точно знал», что еще в 1946 году вся эта денежная система Америки развалится, что система плохо управляется, а все президенты дураки. Но… если в 1946 году эта система выжила, то выживет и сейчас.
— Еще говорят, что ФРС планирует обделить Департамент казначейства США и не выделить ни цента за весь срок президентства Дональда Трампа. Почему?
— В свое время американский парламент пытался принять закон, который обязывал часть прибыли, которая возникает иногда, перечислять в бюджет. И руководители Федрезерва взмолились, они просили парламент этого не делать. Не потому, что они не хотят перечислять деньги, а потому, что по закону ФРС независим. И обязывать его что-то делать означает подорвать независимость. Они поклялись потихонечку, что американский будут перечислять, но только по доброй воле, а не по закону.

И перечисляли всегда так же, как и Центральный банк России, когда у него образуется достаточно большая прибыль. Правда, наш это делает по закону. Но я обращаю ваше внимание на то, что американский ЦБ хотел еще и символичность независимости поддержать. И поддержал.
— Кстати о Трампе. Недавно в СМИ появились сообщения, что он вроде как собирался национализировать ФРС. Спасло бы это ситуацию и насколько такое вообще возможно?
— В 1993 году я целый месяц был стажером в одном американском банке в штате Вирджиния. И я подружился с председателем этого банка. Мы с ним на его машине объездили весь этот штат и как-то разговорились. И в один прекрасный день я из разговора обнаружил, что он не то, чтобы не любит тогдашнего президента, он его просто презирает. Я ахнул, мол, как же так? Демократия, вы же за него голосовали. Я за него не голосовал, говорит мне этот самый председатель. И вообще мне наплевать, кто у нас президент, потому что от него не зависит ничего. У меня, говорит, есть два способа жить. Либо я выполняю законы, тогда у меня все хорошо, либо не выполняю, и тогда у меня все плохо, вне зависимости от того, кто президент.

Я еще скажу, что вопрос же не в людях, а в институтах. Я имею в виду таких, как тот же ФРС или, например, банки. Страны делятся, грубо говоря, на две категории. В одних очень сильные институты и тогда не важно, кто президент. А есть страны, где институты очень слабые. Тогда важно, кто президент, и он, собственно, и правит. Так вот, в США правят институты. И Трамп будет очень сильно выпрыгивать из штанов, чтобы доказать обратное. Если доживем, через полвека мы еще будем вспоминать, в кто там был президентом в США в 2025 году.
Ранее «Точка» писала о том, как США, по мнению миллиардера Илона Маска, стремительно приближается к банкротству.
Подготовил Ренат Таневский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ