За словами директора НАСА о невозможности полета космонавтов на Марс скрываются масштабные агентства. И начало новой глобальной космической гонки.
Искусственный интеллект на Starship, тысячи ракет к 2050 году и «кусочек Марса» для США – так звучит новый космический манифест Илона Маска. Пока российские СМИ обсуждают «провал» НАСА, агентство вместе с DOGE Трампа перестраивает работу, делая ставку на ИИ и частные компании. Но сможет ли Оптимус исправить ошибки Falcon Heavy, и почему Россия внезапно предложила Маску ядерные технологии? Подробнее – в материале «Точки».
Мечты о красной планете
В российских СМИ внезапно стала тиражироваться новость о том, что «НАСА не сможет за пять лет отправить астронавтов на Марс». ИО директора американского аэрокосмического агентства Джанет Петро сообщила Politico:
«Я не знаю никого, кто бы считал, что запуск миссии НАСА на Марс в ближайшие пять лет вообще возможен или реален».
История эта только на первый взгляд сугубо про космонавтику и устремления к освоению дальнего космоса вообще и красной планеты в частности. Нюанс в том, что Марс, кажется, не только для Илона Маска, но и для Дональда Трампа – это нечто сродни планам на присоединение Гренландии, а если совсем «попрёт», то и Канады.
Дело в том, что еще 31 марта Илон Маск в одной из социальных сетей заявил:
«Я намерен жить в Америке и никуда не уеду. Я могу и полететь на Марс, но он будет частью нашей страны».
В общем-то эта история с планами на красную планету у нынешнего главного «оптимизатора» американских государственных органов вызрела довольно давно. И даже обрела форму долгосрочного плана, который заключается в том, чтобы построить «тысячи ракет» и к 2050 году перевезти на них миллионы тонн полезного груза, в том числе и людей, чтобы построить полноценную марсианскую колонию.
В 2026 году, согласно этой программе, компания миллиардера SpaceX должна направить к Марсу робота Оптимуса на сверхтяжелой (то есть, максимально грузоподъемной) ракете Starship.
Начать тут стоит с того, что Оптимус будет оснащен ИИ «общего назначения». Ранее «Точка» подробно писала, что это такое. Здесь для краткости, скажем, что такие ИИ – максимально многофункциональны и способны выполнять самые разные задачи. Пока «общий ИИ» — это теория и мечта специалистов, разрабатывающих нейросети. Но есть мнение, что мечта эта вполне осуществима в перспективе ближайших нескольких лет. И работа в космосе для такого ИИ будет максимальной проверкой на «профпригодность».
У России в этом смысле есть опыт запуска робота-спасателя Фёдора на МКС в 2019 году. Что была за система у него «в голове», не очень понятно, но ряд действий «Федор» может совершать и в автономном режиме, хотя в основном рассчитан на удаленный контроль оператора.
Провалы и перспективы
С ракетой Starship в этом смысле все еще проще – это как раз то судно, которое и должно будет доставлять полезные грузы в рамках «большой марсианской экспансии». Первый успешный суборбитальный испытательный пуск корабля состоялся 14 марта 2024 года. В этом году предстоят орбитальные запуски и полеты с полезной нагрузкой.
В целом, понятно, что Маск – это большой оптимист, который много чего обещает в ближайшее время и работает по принципу «fake it till you make it», что можно перевести, как «ври, пока то, о чем врёшь не стало правдой».
К тому же не особо успешный опыт запуска к Марсу разного рода объектов у нынешнего главы Департамента эффективности правительства США (DOGE) уже был. В начале февраля 2018 года Маск отправил ракету Falcon Heavy с красным кадиллаком и сидящим в нем манекеном в сторону красной планеты. Еще и с включенной песней Дэвида Боуи «Space Oddity».

С точки зрения не то, что пиара, а глубокой культурной символики – акция была сделана великолепно. Если бы не одно «но». Ракета не смогла выйти на орбиту Марса и полетела дальше бороздить космические просторы в сторону пояса астероидов и далее до бесконечности.
Есть мнение, что Оптимус в нынешнем варианте пуска ракеты к красной планете, в случае чего, сможет подкорректировать курс. Впрочем, на то, что шансов достичь цели у Starship больше, говорит и желание поучаствовать в этом проекте России.
Так, 28 марта 2025 года глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил:
«Россия обладает уникальными разработками, включая компактные атомные станции, которые могли бы стать важным вкладом в миссию на Марс».
Ранее он утверждал, что обсуждал вопрос такого сотрудничества с главой Роскосмоса Дмитрием Бакановым.
Пока, впрочем, американский миллиардер ответа на это предложение не дал. Но, кажется, здесь в силу как раз и вступает большая космическая политика.
Сквозь оптимизацию к звёздам
Нюанс в том, что новости, которые российские СМИ публикуют с упором на то, что в НАСА не считают возможным полет человека к Марсу возможным в ближайшие пять лет, в западной прессе подаются под совершенно иным углом. Всё то же издание Politico, на которое ссылаются наши медиа, пишет, что руководство НАСА договорилось с DOGE и Маском о правилах оптимизации аэрокосмического агентства. При этом, договорилось «полюбовно» и без сокращений, а с переносом офисов и объединением смежных проектов под одной крышей.

По словам нынешней главы НАСА Джанет Петро,
«У агентства нет планов по сокращению дополнительных офисов после закрытия нескольких небольших офисов в штаб-квартире в рамках сокращения численности персонала. У нас много задач на повестке дня, и, вероятно, не хватает рабочей силы».
При этом, отдельно Петро отметила, что департамент Маска очень содействует в реформировании НАСА, а помощь самого миллиардера с предоставлением IT-технологий «очень помогает в деле модернизации агентства».
Если говорить проще, то сейчас НАСА проходит стадию реформ для максимальной эффективности своей работы. А проектов у агентства на повестке действительно много. И исследования марсианских пустошей там не единственные. Есть еще лунная программа США «Артемида», с проектом строительства космической станции на окололунной орбите. Есть проекты по исследованию околоземного пространства. МКС, к слову, тоже проработает до 2030 года, а далее будет постепенно выводиться из эксплуатации. У России в этом контексте есть свой проект новой модульной орбитальной станции. И США в этой космической гонке не могут не ответить.
Ровно для того, чтобы ответ получился максимально эффективным и предпринимаются сейчас все эти реформы. Ну а дата полета человека на Марс – это, как говорится, вопрос дискуссионный, да еще и в перспективе нескольких лет. Важно тут то, что Маск, как и Трамп очень показательно расставили приоритеты. Если то же USAID было снесено ими подчистую, то вот НАСА не попало даже под минорные сокращения и снабжается передовыми компьютерными технологиями.
Что в итоге?
В итоге мы видим, что администрация Трампа всерьез взялась за космическую отрасль. Как, собственно, и обещал в ходе избирательной кампании нынешний глава белого Дома. И это определенного рода вызов для России. Потому, что у нас тоже далеко не все идеально с реализацией масштабных проектов в этой сфере.
И в этом смысле тиражировать новости о «невозможности полета на Марс по мнению чиновников НАСА» — это, конечно, интересный пропагандистский ход. Только он не учитывает реалий, в которых нынешнее руководство США хочет сделать не только Россию, но и весь мир догоняющими в большой космической гонке. А еще оттяпать себе «кусочек Марса», пока никто другой не успел.
Ранее «Точка» сообщала о том, что генконструктор РКК «Энергия» анонсировал запуск первого модуля Российской космической станции в 2027 году.
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ