Новый указ Пасечника ставит войска перед дилеммой: отказаться от быстрого интернета и потерять преимущество или искать обходные пути под угрозой уголовного дела. Почему запрет ввели именно сейчас и есть ли у армии запасной вариант — разбираемся с экспертом.
Сегодня, 25 июня 2025 года, глава ЛНР Леонид Пасечник в своем телеграм-канале сообщил, что отныне использование и продажа терминалов «Starlink» на территории Республики запрещены законом.
«В условиях проведения специальной военной операции защита информационного пространства и обеспечение безопасности наших граждан являются первостепенной задачей. Starlink — это технология, которая может быть использована противником для координации действий, передачи данных и нанесения ударов по нашей территории. Мы не можем позволить себе игнорировать эту угрозу». – дополняет Пасечник.
Чтобы узнать, как повлияет это решение на бойцов, мы связались с ветераном СВО и разработчиком БПЛА Ильёй Янсеном.
Не совсем понятно – зачем?
Как сообщил эксперт, это решение вызвало бурную реакцию среди воюющих подразделений, во многом завязанных на эту спутниковую связь
«Безусловно, для военных это звучало как удар под дых. К сожалению, отечественные аналоги «Старлинка» пока находятся лишь в стадии разработок и испытаний, а интернет на фронте необходим в том числе для координации подразделений, трансляции разведданных с дронов, прошивки и подготовки оборудования. Эти терминалы – выручают, это не секрет. И покупали их, конечно, в тылу – в том числе в Луганске, завезенных «серым» импортом – ведь официально «Старлинка» в России нет и быть не может». – сообщает Янсен.
Он также указывает, что если эта мера направленна исключительно на гражданских лиц, то она выглядит избыточной, ведь сейчас «Старлинк» и так формально вне закона для них.
«Дело в том, что «Старлинк» не имеет лицензий ГКРЧ и Роскомнадзора, а значит, он не может легально продаваться и эксплуатироваться среди гражданских лиц. Это попадает под ст. 13.4 КоАП РФ, ведущую к штрафу до 4500 рублей и конфискации терминала. То есть, никакой нужды в дополнительном запрете нет – закон уже сейчас позволяет противодействовать бесконтрольному использованию системы». – добавляет эксперт.
Возможные последствия
Указ не предусматривает особых условий для военнослужащих и силовых структур. Сейчас, любой военнослужащий или волонтер, привозящий заветный терминал на территорию республики может внезапно столкнуться с серьезными проблемами, говорит Янсен.
«Там указ требует возложить контроль на его исполнение, в том числе, на военную комендатуру по ЛНР. То есть, выходит, сейчас любой военный или волонтёр со «Старлинком» на руках может оказаться нарушителем». – замечает эксперт.
По его словам, это может привести к снижению качества ведения боевых действий – за последний год армия привыкла к высокоскоростному спутниковому интернету, перестроила выполнение задач под условия его наличия на командных пунктах и позициях операторов БПЛА.
«Даже если военных трогать не будут – ввозить и продавать терминалы все равно нельзя. То есть, обновить оборудование в ближайшем городе не получится, как и купить детали для ремонта. Сейчас, скорее всего, будут придумывать, как это законным путем обойти, как оформить эти терминалы на подразделение, как ввозить», – предполагает Янсен.
Старлинк – добро или зло?
Однако, такой приказ не мог появиться просто так, тем более от республиканского главы. «Точка» решила уточнить у Ильи, в чем может быть причина.
«Тут всё просто – «Старлинк», во первых, это не наша система. Трафик идёт неизвестно куда, неизвестно кому. Точнее, очевидно кому – Маск сотрудничает и с Пентагоном, и с ЦРУ, и, скорее всего, данные с терминалов обрабатываются в американских дата-центрах. Конечно, это несет свои риски. Во вторых – по той же причине этот трафик никак не контролируется с точки зрения доступа к запрещенным ресурсам, заблокированным ресурсам. «Старлинк» удобен как средство обхода ограничений, в том числе – для людей, прямо работающих на противника», – сообщает эксперт.
По его словам, «Старлинки» активно используются и ВСУ и диверсантами, действующими в интересах Украины, поэтому внимание властей к этой системе абсолютно понятно. Другое дело, что в условиях проведения СВО необходимо учитывать реалии фронта.
«В общем, запрет полностью понятный – но, как мне кажется, очень несвоевременный. Мы ещё не успели ввести в эксплуатацию и насытить войска своим собственным вариантом спутникового интернета, а в современной войне лишать себя такого инструмента большая ошибка. Я бы сказал, что «Старлинки» на фронте – необходимое зло. Я очень надеюсь, что будет найдено решение, чтобы интересы русской армии не пострадали, а безопасность тылов была обеспечена». – подытожил Янсен.
Ранее «Точка» уже сообщала про то, как «Старлинк» может использоваться в качестве оружия гибридной войны против России.