//Диктатуре здесь место: тоталитарные и нацистские традиции латышской независимости. Часть 1

Диктатуре здесь место: тоталитарные и нацистские традиции латышской независимости. Часть 1

10 марта - iatochka.news, 13:10. Латвия вводит усиленный режим охраны границы с Белоруссией. Официальная причина – «неконтролируемый поток мигрантов». Но нет, это снова отголоски паранойи латышских властей по поводу сохранения своей «независимости». О том, как формировалась эта «независимость» исторически, почему она в некоторые моменты была очень похожа на нацистскую тоталитарную диктатуру и что не так с «оккупацией» Латвии Советским Союзом – в новом материале цикла «ТОЧКА в истории».

ru.wikipedia.org / Автор неизвестен. Adam Szelagowski "Wiek XX', Warszawa 1937, Общественное достояниеКарлис Улманис / Фото: ru.wikipedia.org / Автор неизвестен. Adam Szelagowski "Wiek XX', Warszawa 1937, Общественное достояние

Два «кита» латышской русофобии

Русофобия Латвии во многом зиждется на исторической мифологии, которая весьма своеобразно расставила акценты развития этой страны в XX веке. Основных мотивов два.

Первый – это историческая преемственность Латвии от Первой Латвийской Республики, которая организовалась в 1918 году, на волне революционных событий в России. При этом на уровне той же недружественной России «Википедии» очень «размыто» сообщается, что просуществовала ПЛР аккурат до 1940-го.

Ровно до начала второго исторического латвийского мифа – об «оккупации» Советским Союзом этой славной «демократической страны». Ну, а с сорокового, как говорится, «добро пожаловать в советскую тюрьму народов» вплоть до 1990-го.

Миф об «оккупации», к слову, более раскручен и используется латвийскими политиками для пропаганды русофобии. Как по отношению к России в целом, так и к русскому национальному меньшинству, до сих пор проживающему на территории этого государства. Ровно потому, что в латвийской историографии звучит дикая обида на то, что Советская Россия коварно порушила всю национальную, независимую, республиканскую форму правления ПЛР и военной силой в комплексе с «подлыми манипуляциями» сделала эту страну республикой в составе Советского Союза.

Чтобы понять, почему все это мифотворчество крайне мало отношения имеет к реальной истории, стоит для начала обратиться даже не к 1940-му, а вернуться в 1917-1918-е.

Независимая зависимость

На тот момент Латвия, как и вся Прибалтика в целом, была очень пестрым с национальной точки зрения явлением. Здесь жило коренное большинство – немцы и русские. При этом сильные стратегические интересы по поводу данной территории чувствовала Германия. Что, в целом, не удивительно как с политической точки зрения (Германия периода Первой Мировой испытывала интерес к очень многим европейским территориям), так и с экономической. Поскольку Прибалтика вообще и Латвия в частности стали в Российской Империи флагманом промышленности. Достаточно сказать, что именно здесь начали выпускать первые в Российской Империи автомобили.

При этом первое государственное образование, которое здесь появилось на волне русских революционных и германских военных брожений – это Латвийская Советская Социалистическая республика, она же Республика Исколата, которая была провозглашена на свободных от немецкой оккупации территориях 6 января 1918 года. Просуществовала эта республика недолго, поскольку не могла остановить целый конгломерат военных сил «прогрессивных западных государств».

Pr Scr youtube.com / BumTVФото: Pr Scr youtube.com / BumTV

Оккупированные же Германией территории Латвии планомерно присоединялись к Балтийскому герцогству. Марионеточному государству под полным контролем Второго рейха. Но в Германии в ноябре 1918 тоже случилась революция, да и война закончилась, причем бесславно. Ни то, ни другое, впрочем, не повлияли на притязания этой страны на Латвию.

В самом же прибалтийском «пока еще не совсем государстве» сформировался так называемый Латышский временный национальный совет (вскоре ставший Народным советом). И сформировался он при непосредственной помощи Августа Виннига, германского уполномоченного в Прибалтике.

Народный совет, в свою очередь, провозгласил независимость Латвии 28 ноября 1918 года. В этот орган входили уже консерваторы и националисты. Правительство же первой Латвийской Республики возглавил Карлис Улманис. Персонаж, который сейчас считается одним из национальных латвийских героев и борцов за независимость. И это тоже – один большой исторический миф.

Хотя бы потому, что Улманис, практически сразу по приходу к власти заключил договорённости с Августом Виннигом о создании так называемого прибалтийского ландесвера, или добровольных военных частей для борьбы с «красными» латышами. Кстати, по замыслу латыши должны были составлять две трети этих формирований. Но по факту составили только треть. Остальное пришлось на немцев.

Латыш не всегда русофоб

На момент февраля 1919 Латвия практически вся была под властью «красных». Далось это им легко и при практически всенародной поддержке. А ранее, в декабре 1918-го, именно Советскую Латвию, а не Латвийскую республику признала в качестве государства Советская Россия.

Чтобы был понятен масштаб «красной Латвии» достаточно сказать, что правительство Улманиса в 1919 году базировалось в Лиепаи. Сам этот город и его пригороды на тот момент и были всей территорией ПЛР. Но и оттуда Улманиса выдворили силы ландсвера (то есть, формально, собственные войска) за «антигерманскую политику».

Однако, внезапно, на защиту Улманиса пришла Британия, которой в равной степени не улыбалась как Германская, так и Советская Латвия. И приютила Улманиса и его правительство на кораблях в Балтике, где оное и жило несколько недель.

Впоследствии «красных» вытесняли из Риги и всей остальной страны силы Антанты, Эстонии, белогвардейских частей и, собственно, латыши-националисты. Вытеснили, надо сказать, успешно.

И здесь нужно ответить на вопрос: а почему «левые» так легко взяли власть и выдавливать их пришлось такими силами? Ответ на него частично дает главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов, который, рассказывая уже про тридцатые и сороковой годы, ссылается на отчеты атташе при полпредстве СССР в Латвии Константина Васильева, в которых сказано:

«Верхушка, элиты прибалтийских государств, были настроены пронацистски и прогермански, создавались националистические движения. Но в то же время рядовые граждане охотно приходят на демонстрации советского кино, выражают всякую поддержку Советскому Союзу и в принципе большая часть людей настроена достаточно позитивно к тому, чтобы войти в состав Советского государства, стать союзными республиками, что открывало для не очень богатых жителей этих стран возможность развиваться».

Есть мнение, что и в 1918-20-х годах прошлого века простому населению Латвии в массе своей «левые» идеи были весьма симпатичны. А потому Республика Исколата и получила такую массовую поддержку. История, впрочем, не знает условных наклонений, и в итоге Советская Россия первой в мире официально признала Латвийскую республику уже буржуазно-демократического образца, подписав с ней 11 августа 1920 года мирный договор. Что интересно, страны Антанты, которые, фактически, спасли националистическое правительство Улманиса, сподобились признать Латвию только через полгода, в конце января 1921-го.

Правда, эта независимость вылилась для Латвии в большие проблемы. Огромная часть русского населения перебралась в Россию, несмотря на большевистский режим, а может и благодаря ему. Ну, и Германия успела прихватить себе промышленные мощности вместе с остзейскими немцами. Латвия в итоге стала очень бедной парламентской республикой, потерявшей примерно половину своего населения.

От республики к диктатуре

Впрочем, все эти потери вполне можно было бы восполнить со временем. Но парламентская Латвия на уровне государственного управления показала свою полнейшую профнепригодность. От латышского парламентаризма натурально выли даже сами парламентарии. Впрочем, надо отдать должное, в 20-х и до 34-го года страна пыталась строить светское, демократическое, многонациональное государство с учетом интересов меньшинств и плюрализмом мнений. Но, во-первых, в Сейме Латвии были представлены партии со слишком полярными мнениями, а во-вторых, экономическая база страны оставляла желать лучшего, если не сказать «пыталась приказать долго жить».

И вот здесь мы снова возвращаемся к персоне Карлиса Улманиса, который все эти годы с переменным успехом пребывал в высших эшелонах власти, оставаясь, по крайней мере публично, консерватором и умеренным националистом.

В 1934 году он совершает государственный переворот, устраивая в стране классический, можно сказать, хрестоматийный авторитаризм. Да, формально все это продолжает называться Латвийской Республикой, но по факту это становится диктатурой в самом своем неприглядном виде.

Тут опять стоит обратиться к латышскому историческому мифу и спросить современных латышей: а от какой именно республики вы ведете традицию своей государственности? От той, что была до 1934-го или той, что после, которая фактически никакой республикой не была?

Самый богатый человек в стране

Судите сами. Улманис, узурпировав власть в стране, отменяет широкие права на автономию национальных меньшинств, «вычищает» практически всех русских и оставшихся немцев с занимаемых ими ранее государственных должностей, подписывает законы о языке и образовании. Которые, как нетрудно догадаться, о том, что теперь в Латвии есть только один официальный и государственный язык – латышский. Национальные школы либо переводятся на преподавание на латышском, либо попросту закрываются. А поступление в высшие учебные заведения страны теперь увязывается с национальностью абитуриента. Естественно, что закрываются и практически все газеты и журналы, которые писали на «языках меньшинств», а уж тем более смели выражать какие-то оппозиционные взгляды.

Начинается и существенное давление на Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата, особенно после убийства главы Латвийской Церкви, архиепископа Иоанна (Поммера), латыша, который при этом был русофилом и видел будущее ЛПЦ только в единстве с РПЦ.

В стране при правлении Улманиса, даже по мнению многих нынешних латышских историков воцаряется даже не националистическая, а этнократическая диктатура. Во внутренней политике отменяются вообще все партии, инакомыслие преследуется административно и уголовно, а одним из хоть и неформальных, но повсеместных слоганов становится «Латвия – латышам!».

Кстати, историки отмечают: период диктатуры сделал Улманиса самым богатым человеком в стране. Он получал как транши от «цивилизованного мира» за систематическую антисоветскую пропаганду, так не чурался и обогащения за счет внутренних ресурсов государства. Что «тончайшим» образом намекает нам на коррупционную составляющую. При этом нельзя сказать, что простым латышам с социальной и экономической точек зрения в этой диктатуре жилось сильно лучше, чем раньше.

ru.wikipedia.org / Фото: Svat 1967. Собственная работа, CC BY-SA 4.0Изображение Карлиса Улманиса на почтовой марке 1939 года / Фото: ru.wikipedia.org / Svat 1967. Собственная работа, CC BY-SA 4.0

И снова Германия

Во внешней политике Улманис, естественно, старается сблизиться с Германией.

В начале июня 1939 года Латвия подписывает с Третьим рейхом пакт о ненападении. В котором помимо прочего был пункт о том, что Латвия обязывается осуществлять «с согласия Германии все необходимые меры военной безопасности по отношению к Советской России». Есть мнение, что этот пункт уже в годы Великой Отечественной повлиял на формирование Латышского Легиона СС.

В этой связи есть мнение, что современная Латвия в некоторых своих нынешних фундаментальных и даже государствообразующих чертах очень напоминает именно диктатуру Улманиса, а никак не республику, организованную в 1918-1920-х годах. И именно от этой националистической диктатуры на самом деле ведет свою историческую преемственность современное Латвийское государство.

И да, просто для памяти. Пакт Молотова-Риббентропа был заключен только 23 августа 1939 года. И в этом контексте становится понятно, почему в сферу интересов СССР в секретной части этого соглашения была включена в том числе и Латвия. Но при этом 5 октября 1939 года Латвия подписывает Пакт о взаимопомощи между СССР и Латвийской республикой, который в дальнейшем еще сыграет свою роль. Пока же отметим только, что министры из правительства Улманиса поддержали заключение этого договора единогласно.

Что в итоге

Когда советские войска вошли на территорию Латвии, это государство хоть и называлось республикой, но фактически было диктатурой с ярко выраженным националистическим характером. Систематическое ущемление национальных меньшинств, максимально возможное сближение с гитлеровской Германией, но при этом – коррупция и тотальная бедность раскололи граждан этой страны на две неравные страты. Политические элиты были сторонниками углубления курса Улманиса. Народные массы, несмотря на систематическую антисоветскую пропаганду, тяготели с Советскому Союзу (и это в конце тридцатых, когда СССР тоже был совсем не «раем на Земле»). У народа не было своего представительства, поскольку все партии в стране были отменены. То есть, независимой законодательной власти в государстве не было и не предвиделось.

Во всей Европе тоже было неспокойно. Начиналась Вторая Мировая и Латвия пыталась найти защиту у Советского Союза через заключение Договора о взаимопомощи на случай нападения на неё немецких войск. Собственных вооруженных сил у страны практически не было. В таком состоянии Латвия подошла к 1940 году и к началу очередного мифа об «оккупации» Советским Союзом «маленькой демократической страны». Об этом мифе речь пойдет во второй части нынешнего цикла.

Ранее «Точка» писала, что издание Минобороны России озвучило секретный план НАТО. Прибалтам стоит приготовиться.


Подготовил Александр Чаусов, публицист, кандидат исторических наук


Запад фальсифицировал историю много десятилетий. Теперь мы пожинаем плоды. Цветные революции, русофобия, коричневая чума на Украине. И вот мир вновь стоит на пороге Третьей мировой. Цикл материалов публициста, кандидата исторических наук Александра Чаусова в рамках проекта «ТОЧКА в истории» расставит правильные акценты и освежит память.


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ

Главные новости