//«Если очень хочется, то можно»: до отмены моратория на высшую меру – всего шаг

«Если очень хочется, то можно»: до отмены моратория на высшую меру – всего шаг

26 марта - iatochka.news, 09:31. 22 марта 2024 года Россия содрогнулась от ужаса, скорби и ярости. Трагедия в «Крокус Сити Холле» разделила жизнь на «до» и «после». Вместе с мемориалом на ступеньках сгоревшего здания росла и жажда наказать виновных. В Госдуме даже заговорили о возврате смeртной казни, но тут же окстились. О том, что такое мораторий на «высшую меру» и возможно ли его на самом деле снять – читайте в материале «Точки».

telegram.org / Прокуратура Ленинградской областиФото: telegram.org / Прокуратура Ленинградской области

Vox populi – vox mortis

Итак, депутаты Госдумы от «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России – За правду» начали активно высказываться в том духе, что смepтную казнь можно бы и вернуть, хотя бы за преступления против детей и теppоризм. Предварительно «тщательно проработав вопрос, чтобы решение отвечало настроениям и ожиданиям общества».

Но почти сразу окстились. Так, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас в своем Телеграм-канале вполне однозначно написал:

«Ни Дума, ни Совет Федерации не могут преодолеть решения Конституционного суда (КС) России по вопросу о смepтной казни».

Строго говоря, это совершенно не означает, что снятие моратория невозможно.

В советское время, стоит напомнить, смepтная кaзнь практиковалась и регламентировалась статьей 23 УК РСФСР с изменениями от 25 июля 1962 года. В статье этой говорилось:

«В виде исключительной меры наказания, впредь до ее полной отмены, допускается применение смepтной кaзни – расстрeла – за государственные преступления… за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, а в отдельных, специально предусмотренных законодательством Союза ССР случаях, - также и за некоторые другие особо тяжкие преступления».

В статье говорилось еще о том, что совершившие такие преступления лица в возрасте до 18 лет, а также женщины, беременные на момент совершения преступления, вынесения и исполнения приговора, смepтной кaзни подвергнуты быть не могут.

За госизмену – к стенке

После распада СССР Россия в своем судопроизводстве высшую меру наказания оставила и даже закрепила ее конституционно. А если говорить про наших ближайших соседей и союзников, то в Белоруссии Статья 59 тамошнего уголовного кодекса о применении смepтной кaзни не только работает до сих пор, но и расширяется в сфере применения. Так, в 2023 году Александр Лукашенко дополнительно ввел высшую меру для чиновников и вoeнных, совершивших государственную измену.

Что касается нашей страны, то в конституции России образца 1993 года есть Статья 20, в которой говорится:

«Каждый имеет право на жизнь.

Смepтная кaзнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

И норма эта в конституции прописана именно в таком виде и сейчас. Однако на эту меру введен мораторий. Случилось это потому, что в апреле 1997 года Россия подписала (но не ратифицировала) Протокол №6 к Европейской конвенции о правах человека, который на практике в нашей стране вступил в силу 2 февраля 1999 года, после принятия соответствующего постановления Конституционного суда. В свою очередь, в первом пункте европейского Протокола говорится:

«Смepтная кaзнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смepтной кaзни или кaзнен».

Сейчас в публикациях СМИ на эту тему широко цитируется именно первый пункт, но не упоминается пункт №2, в котором есть очень интересное уточнение:

«Государство может предусмотреть в своем законодательстве смepтную кaзнь за действия, совершенные во время вoйны или при неизбежной угрозе вoйны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства».

Что, в общем-то, уже дает определенную почву для размышлений и простор для интерпретаций, о которых чуть позже. Пока же стоит разобраться с мирным временем и тотальной неприменимостью смepтной кaзни у нас в стране.

В 2010 году истекал первый срок моратория. И связан он был с тем, что уже по всей России были организованы суды присяжных. Которые согласно Конституции России и должны были рассматривать дела, где в качестве возможного приговора фигурировала смepтная кaзнь.

Вопрос о том, снимут ли мораторий, был официально задан Конституционному суду уже в 2009 году. И КС дал очень подробный ответ, который в открытом доступе есть на страницах «Российской газеты». Здесь мы приведем самую суть:

«Поскольку Постановление от 2 февраля 1999 года N 3-П действует в течение достаточно большого срока и, кроме того, имеет распространение во времени и по кругу лиц, аналогичное нормативным предписаниям, Конституционный Суд Российской Федерации при разъяснении данного Постановления исходит из его взаимосвязи с другими правовыми актами, в том числе с действующими в сфере международного права прав человека нормами о неприменении смepтной казни как вида наказания и международными договорами Российской Федерации, а также из динамики регулирования соответствующих правоотношений и тенденций в мировом сообществе, частью которого осознает себя Российская Федерация (преамбула Конституции Российской Федерации)».

Международное право «отвалилось». Или нет?

Международные договоры и международное сообщество, которые здесь упоминаются, это как раз Совет Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и пресловутый Протокол №6 к ней.

В 2015 году вопрос о моратории повторился и тогда на него официально ответил Минюст России:

«Возвращение в российское уголовное законодательство высшей меры наказания в виде смepтной казни, в том числе, по отношению к теppористам, невозможно. Снятие временного запрета на смepтную казнь только по отношению к определенной группе осужденных за совершение преступлений теppористической направленности противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом. Решения Конституционного суда РФ окончательны и не подлежат обжалованию».

В ноябре 2022 года у главы КС России Валерия Зорькина снова спросили о том, возможна ли отмена моратория. Ответ был все тем же:

«Только лишь изменение Конституции… может послужить основой для возобновления смepтной казни».

И вот в этой ситуации важен контекст. А он заключается в том, что 16 марта 2022 года Россия вышла из Совета Европы, что по идее означает, что для нашей страны все эти «международные европейские документы» по факту «превратились в тыкву» и не работают.

В своем ответе Зорькин упомянул и этот факт, возразив, что «в России сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого граждане РФ получили право не быть приговоренными к смepтной казни. Руководствоваться необходимо этими решениями, а не только указывать на то, что Россия перестала быть стороной Европейской конвенции по правам человека».

Также он подчеркнул, что выражает консолидированную позицию судей КС России. То есть, фактически, нынешний мораторий на смepтную казнь в стране основан на решении КС от 1999 и 2009 годов, а оба этих решения – на международных соглашениях, которые сейчас для России недействительны. Но есть правоприменительная и правовая практика и консолидированная позиция судей. Такое вот «слегка прецедентное право».

Впрочем, понятно, что если есть четкая позиция судей КС, то и этой позиции вполне достаточно, чтобы, как минимум, в ближайшем будущем мораторий ими не был снят.

Возможные альтернативы

С другой стороны, а что же с общественным, очень мягко скажем, недовольством? А оно, хоть в данном случае и полностью понятно и оправданно, но продиктовано эмоциями. Потому, что общество забывает еще один тонкий юридический нюанс: закон обратной силы не имеет. В смысле не работает задним числом.

А это означает, что даже если завтра КС России отменит решение о моратории, Госдума примет соответствующий закон и в стране появится смepтная казнь, то конкретно для тех существ, которые убивали людей в «Крокусе», это может уже не иметь значения. Они под действие нового закона не подпадут.

Впрочем, «особый» режим пожизненного заключения, который им сейчас грозит – это совсем не курорт. И есть множество материалов в открытом доступе, где заключенные таких заведений публично говорят, что «лучше бы меня рaсстрeляли, здесь не жизнь». Мы не будем приводить более подробные цитаты, чтобы поберечь нервы читателя, но желающие найти подобную информацию, смогут сделать это легко.

Примерно о том же в комментарии «Точке» рассказал и советник главы ДHР Ростислав Антонов:

«Следует с большой осторожностью относиться к любым инициативам, которые ужесточают ныне действующее законодательство. Потому что оно и так, в принципе, достаточно сурово. А с каждым новым подобным прецедентом оно становится все более жестким. Поэтому мы должны очень ответственно подходить к принятию подобных решений. Мы понимаем, что наша судебная система имеет, так скажем, риск ошибки, и она даже в советское время ошибалась. Вспомним историю с Чикатило.

А если человек был подвергнут высшей мере наказания, то шансов исправить ошибку, вернуть его к жизни уже не будет. И, во-вторых, смepтная кaзнь является далеко не самым страшным исходом для преступника, кто-то ее вообще воспринимает с облегчением, поэтому здесь тоже надо учитывать этот момент».

Последние европейцы на континенте

По мнению собеседника «Точки», вопрос надо ставить иначе:

«Страна сейчас ведет вoйну, как сказал недавно господин Песков. Я думаю, что за словами пресс-секретаря президента должно последовать конкретное наполнение».

Pr Scr youtube.com / KudeyartФото: Pr Scr youtube.com / Kudeyart

Антонов допустил, что в ближайшем будущем в России возможно введение положения с учетом вoeнного времени, в той или иной правовой форме. И не только в прифронтовых регионах, но и по всей стране. Что будет означать возможность для правоохранителей решать вопросы с преступниками «жестко и быстро».

Что же касается введения смepтной казни, тут Антонов высказывается против, призывая «оставаться последними европейцами на континенте».

Как говорилось выше, нас теперь не связывают европейские нормативные акты. Более того, даже согласно этим актам, в вoeнное время «если очень хочется снять мораторий, то можно», теоретически до этого надо сделать всего шаг, хоть и широкий. Но не стоит забывать, что вoeнное время снимает не только те моратории, которые общественности не нравятся. Оно вообще предполагает массу самых разных ограничений и вообще иной образ жизни, нежели в мирное время. С комендантским часом, например, урезанием многих прав и прочими не то, чтобы комфортными вещами, вплоть до права конфискации имущества на вoeнные нужды вообще у любого гражданина (конечно, с последующей компенсацией от государства, но уже после вoйны). Стоит ли оно того?

Ранее «Точка» писала, что до «свободных художников» добрались силовики. Одного «документалиста» отправили в колонию.


Подготовил Александр Чаусов


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ

Главные новости