//«Это другое»: тревожные хроники ледникового периода в Петербурге. «Лопату Беглова» пора менять на кирку

«Это другое»: тревожные хроники ледникового периода в Петербурге. «Лопату Беглова» пора менять на кирку

29 января - iatochka.news, 11:14. «Точка» продолжает начатый в прошлом году «снежный цикл». Нынешняя непростая зима не перестает одаривать Санкт-Петербург ледяными сюрпризами, а травмпункты – новыми пациентами. А ведь впереди снова оттепель: тротуары «поплывут», что называется, а потом опять превратятся в чистый каток. Мы разбирались, почему город не справляется с уборкой наледи, и есть ли свет в конце тоннеля.

Пресс-служба МБУ ДО Детская школа искусств № 3Фото: пресс-служба МБУ ДО Детская школа искусств № 3

От частного к общему

Социальные сети полны негодующих комментариев о ненадлежащем уровне уборки в городе на Неве. Тут достаточно одного яркого примера.

«Весь город — сплошной каток и большие грязные лужи. Почему-то эти лужи всегда находятся в зонах пешеходных переходов и на остановках городского транспорта», — написала в соцсетях комитета по благоустройству гражданка Любовь Мироненко.

Чтобы получить комментарии по этому вопросу и ситуации в целом, мы обратились к уже знакомому читателям «Точки» специалисту по уборке снега Евгению. У этого человека, похоже, есть ответ на любой вопрос – и общий, и частный.

«Что касается луж, то тут все просто. Пешеходные переходы и остановки находятся в приоритете при уборке, так как там больше людей и потенциально более скользко», — объясняет эксперт.

Там, где чаще образуется наледь, соли и песка сыпется больше. Песок меняет альбедо (отражающая способность поверхности, которая влияет на его нагревание), соответственно снег тает быстрее. Соль разрушает наледь напрямую, со скоростью пропорциональной количеству реагента.

«Соответственно, если на соседних участках снег остался, то на переходах и остановках получается понижение, куда устремляется дополнительная вода. Это физика. Чтобы этого не было, надо прочищать канализационные люки и, грубо говоря, прокладывать маршрут для воды к люкам. Люди на местах должны знать свою территорию и эти нюансы», — уверен специалист.

Получается проблема в некомпетентности людей, которым доверено бороться с гололедом?

«Это очень примитивный взгляд, хотя некомпетентность – тоже существенный фактор. В любом деле нужны профессионалы, люди с опытом работы на данном участке, которые знают нюансы: где вода копится, где в первую очередь начнет образовываться наледь, при каком направлении ветра и температуре воздуха это произойдет. Нюансов гораздо больше, чем кажется большинству граждан», — подводит к главному выводу Евгений.

Вот в чем соль проблемы

Действительно, нюансы на территории должен знать начальник участка. Его квалификация позволит оптимально и своевременно распределить силы и средства. Но ведь люди жалуются на некачественную уборку во всех районах Санкт-Петербурга. Значит есть какая-то глобальная причина существования проблемы, которую не может компенсировать даже профессионализм людей вроде Евгения.

«Глобальная причина, по сути, одна, и она довольно банальна. Нужно больше техники и людей», — озвучивает специалист неочевидную для многих мысль.

Но в устах профессионала она звучит убедительней разговоров горожан в социальных сетях.

Надо сказать, что комитет по благоустройству заявлял то же самое. Если все понимают, что нужно сделать, то почему каждую зиму ситуация повторяется? Может есть еще какая-то причина?

«Нюанс в том, что кратное увеличение количества единиц техники и дворников — это столь же кратное увеличение бюджета. Однако пропорционального увеличения убранных площадей не будет, соответственно, деньги будут расходоваться неэффективно. А ведь снег не единственная проблема в Питере, нуждающаяся в увеличении финансирования», — разводит руками наш собеседник в куртке с каракулевым воротником, видимо, бывший человек в погонах.

Выходит, чиновники понимают, что нужно больше сотрудников, но боятся нанять лишних? Хотелось бы подробностей.

«Нанимать в штат в несколько раз больше людей невыгодно, так как при хорошей погоде они не будут загружены работой. Платить деньги за подобный резерв нерационально. Выгоднее в проблемные дни привлекать дополнительных людей на сдельной основе. Но для этого нужно иметь на «запасной скамейке» дополнительных игроков», — применяет наш собеседник футбольную аналогию.

Очевидно, что при кадровом дефиците, никто не будет сидеть сложа руки в ожидании, когда его позовут на уборку снега. У большинства людей есть постоянная работа, так что основной штат «запасных игроков» можно формировать из самозанятых, работающих удаленно людей.

«Но тут возникает проблема психологического характера. Не каждый человек, работающий дома на компьютере и ощущающий себя как ценный специалист, готов подрабатывать неквалифицированным трудом. Тут виновато само общество, не ценящее людей непрестижных специальностей», — раскрывает нюанс собеседник «Точки».

Действительно, молодому человеку или состоявшемуся горожанину не всегда хочется ощущать на себе косые взгляды.

«Я на своем участке всегда здороваюсь с входящими и выходящими из парадных людьми, но часть их, которых не так уж мало, принципиально даже не здороваются из раза в раз, хотя понимают, кто я такой. Не всем приятно, когда на тебя смотрят с таким удивлением, будто с ними дерево заговорило человеческим голосом», — смеется Евгений.

Очевидно, он относится к этому вопросу легко. Но все ли способны на такое?

«Не спорю, ТСЖ тоже недорабатывают. Они могли бы инициативно опросить жильцов о готовности подработать и сформировать из них кадровый резерв на случай гололеда. По факту же помощники появляются исключительно по личному почину. По аналогии могли бы работать и муниципальные службы», — предлагает решение специалист по уборке города.

Но одно дело трудиться в своем дворе и совсем другое убирать тротуар на городской улице.

«Это как раз не проблема. Скажем, с одной стороны дома – городская улица, с другой – дорожка придомовой территории. Людям в данном случае все равно, где убирать снег. Они здесь живут и это зона их личного комфорта. Если бы у ТСЖ были такие списки, городские службы могли бы, если своих сил не хватает, привлекать местных добровольцев на уборку на сдельной основе», — развивает мысль наш собеседник.

Автомобилисты, читаем объявления

Тротуары, как правило, должны убирать техникой, а не силами дворников, которые обычно трудятся только рядом с остановками. Однако так происходит не всегда.

«Это в теории. Но на деле часто несколько негодяев поставят машины на тротуаре так, что уборка техникой становится невозможной или затруднительной», — негодует специалист.

Фото: пресс-служба администрации городского округа Воскресенск Московской области

В какой-то степени многие смогут понять автомобилистов. Если в районе проблема с парковочными местами, а город завален снегом, куда деть свое транспортное средство? Хотя логично, что раз есть авто, значит, нужно самому искать место для его стоянки, а не нарушать ПДД. И уж тем более не мешать людям на тротуарах.

«Ответственность коллективная. Городские службы должны своевременно не только убирать снег, но и вывозить его, так как при каждой оттепели трехметровый сугроб становится источником наледи на всей прилегающей территории», — не спорит специалист.

По его словам, автомобилисты должны своевременно читать объявления на стендах и дверях об уборке снега или на крайний случай всегда оставлять под лобовым стеклом телефон, чтобы дворник мог позвонить и попросить переставить машину. Из-за стоящих на проезжей части и тротуарах машин сугробы между ними вынуждены убирать дворники, что в сравнении с механизированной уборкой трактором очень неэффективно.

«Более того, люди, откапывающие свои машины, бросают снег на тротуар. Потом дворник перекидывает его обратно на проезжую часть в надежде, что, когда машину все-таки уберут, дорогу почистит трактор. То есть одну и ту же снежную массу перемещают взад-вперед, улица выглядит не убранной, а оставшийся снег при оттепели дает обильную наледь. И все потому, что люди не убирают свои машины. Это сколько надо нанимать дополнительных работников, чтобы компенсировать несознательность отдельных граждан, а чаще людей плохо читающих по-русски. Ну, вы понимаете, о ком я», — негодует специалист.

А наледь — это ДТП и травмы пешеходов. «Аргументы и факты» пишут, что во время, пожалуй, самого сильного гололеда за этот сезон в двадцатых числах декабря 150 человек обратились с травмами по результатам падений и за сутки в Санкт-Петербурге было 368 ДТП в СПб и 120 в Ленобласти. К итогу нынешней суровой и снежной зимы цифра скорее всего будет впечатляющая.

Соль – не альтернатива

Если качественная уборка снега не всегда возможна, то может это можно компенсировать увеличением объемов сыпучих материалов?

«Засыпать территорию после каждого снегопада песком невозможно. Это дорого и не эффективно. Песок – это дополнительная мера, которая не заменит уборку и вывоз снега. С солью тоже самое. Это не альтернатива уборке, а борьба с тонким слоем льда, чтобы он растаял», – уточняет Евгений.

Но нередко приходится видеть, что иногда солью посыпают даже десятиметровую снежную толщу, накопившуюся за пару месяцев.

«Это другое. Растопить 20 сантиметров наледи солью, разумеется, никто не пытается. В данном случае соль применяют, чтобы она немного «погрызла» массу. После такой обработки, да еще во время оттепели, механически убрать слежавшийся снег гораздо проще. Обработанный снег лучше отходит от брусчатки, но тоже при определенной температуре», — рассказывает собеседник «Точки» и чувствуется, что здесь тоже много нюансов, которые приходят только с опытом.

И все-таки, в заключение хотелось бы услышать главное, а именно – кто виноват. Что делать мы уже выяснили.

«Мое личное мнение, что все виноваты. Каждый в своей части. Что касается поиска крайнего, то тут расклад не в пользу государственных служб и собственников. Гастарбайтер, из-за припаркованной машины которого проведена некачественная уборка, останется не при делах. А вот если плохо убрана дорога, за которую отвечает местная власть, и кто-то пострадал, то отвечать будет соответствующее муниципальное предприятие. Если же кто-то сломает ногу на тротуаре, который не почистили ТСЖ или управляющая компания, отвечающая за данную территорию, претензии будут к ним», — говорит в заключение Евгений.

Подведем итоги

В отличие от зарубежных фильмов и их же политики, где одни назначаются абсолютным добром, а другие злом, реальная жизнь сложнее. Есть очевидные недоработки государственных служб и ТСЖ, которые могли бы увеличить финансирование коммунальной сфере и активнее работать с населением для организации армии платных помощников на случай сложных погодных явлений.

Но есть и вина общества. Автомобилистам нужно научиться соблюдать три не сложных правила: читать объявления об уборке снега, оставлять свой номер телефона на лобовом стекле и, откапывая машину, не сыпать снег на тротуар. Ну и, конечно, не парковаться на тротуарах, чтобы не мешать ни людям, ни уборочной технике. А всем остальным надо с уважением отнестись к труду дворников, и не стесняться идти на подобную подработку.

Наш эксперт Евгений уверен, что пока службы и люди не научатся взаимодействовать на должном уровне, проблему не решить. Но ведь об этом говорил еще Крылов в басне о лебеде, раке и щуке.

Ранее «Точка» уже беседовала с героем нашего материала о борьбе с сосульками.


Подготовил Дмитрий Краснов


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости