//«Это какой-то бред!»: Россия, Китай и Иран напомнили Штатам про ядерную сделку

«Это какой-то бред!»: Россия, Китай и Иран напомнили Штатам про ядерную сделку

09 июня — iatochka.news, 12:11. Иран, Россия и Китай напомнили всему миру про ядерную сделку. О том, как США давят санкциями иранскую ядерную программу, которую сами же фактически в этой стране и инициировали, почему нужно сказать Тегерану спасибо за сдержанность и почему вероятность появления у Ирана ядерного оружия сейчас высока как никогда, читайте в материале ИА «Точка».

freepik
Фото: freepik

Ядерное заявление 

Россия, КНР и Исламская Республика Иран сделали совместное заявление в рамках очередного заседания МАГАТЭ по поводу Совместного всеобъемлющего плана действий, более известного, как иранская ядерная сделка. В заявлении, в частности, говорится:

«Наши страны последовательно оказывали решительную поддержку СВПД... Наша поддержка ядерной сделки не изменилась с 2018 года, когда США незаконно и в одностороннем порядке вышли из этого соглашения, а наложение односторонних незаконных санкций и реализация политики максимального давления на Иран стали переломным моментом для этого соглашения».

Ранее, в ходе пресс-конференции на полях международного экономического форума в Петербурге, Владимир Путин еще более жестко охарактеризовал текущее положение по СВПД:

«Иран выполнял все взятые на себя обязательства по известному соглашению, о котором вы сейчас упомянули. Все. К Ирану невозможно предъявить никаких претензий, и затем США в одностороннем порядке вышли из этого соглашения, а европейцы продолжали требовать от Ирана, чтобы он выполнял взятые на себя обязательства. Вы уж меня простите, но это какой-то бред!». 

Пресс-служба правительства Санкт-Петербурга
Фото: Пресс-служба правительства Санкт-Петербурга

Тем не менее, на официальном и публичном уровне три станы выразили готовность и желание вернуться к переговорному процессу в данном вопросе. Однако, есть мнение, что особых перспектив у СВПД все же нет. А Иран от того, чтобы обзавестись полноценным ядерным арсеналом, сдерживают только максимально конструктивные отношения как с Россией, так и с Китаем. 

Чтобы понять всю логику происходящего, необходимо обратиться к истории иранской ядерной программы. И того, как она превратилась в «одну из главных угроз для всего Запада». 

Ядерная история Ирана 

Начать здесь стоит с того, что Иран практически весь XX век изрядно «штормило». К 1941 году это была страна, управляемая шахом, настроенная на либеральные реформы, но желающая остаться принципиально нейтральной во Второй Мировой Войне. При этом, традиционно, Иран находился в сфере влияния России и Британии. И в 1941 году две эти державы принципиального нейтралитета тогдашнего шаха Резы-хана Пахлеви не оценили, фактически оккупировав Иран. Шах вынужден был отречься от престола и уйти в изгнание. Вакантное место занял его сын, Мохаммед Реза Пахлеви, который в 1942 году подписал соглашение с союзниками и объявил войну Германии.

После войны уже Мохаммеда Пахлеви активно пыталось отстранить от власти его собственное правительство. Но шаху помогли британцы и американцы (естественно, не по доброте душевной, а за нефтяные концессии) и правитель Ирана в итоге сосредоточил в руках всю власть в государстве. 

При этом, шах после тех событий сороковых-пятидесятых окончательно укрепился в том, что нужно максимально плотно сотрудничать именно с Западом. И, что интересно, те же США Иран не стали превращать в полуразоренную колонию, а стали продавать Персии то, что бы реально развивало науку и промышленность этой страны, делая ее в перспективе одним из сильнейших игроков на Ближнем Востоке. 

В этот пакет стратегических сделок вошла и иранская ядерная программа, которая официально началась 5 марта 1957 года, когда Иран подписал соглашение с США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках программы «Атом для мира». В следующем году страна вступила в недавно созданное МАГАТЭ.

Но самое интересное, что именно Штаты предоставили Ирану первые ядерные технологии. Это был исследовательский реактор мощностью 5 мегаватт, высокообогащенный уран, плутоний и «горячие камеры» для синтеза плутония на месте. 

freepik
Фото: freepik

Тут же Иран подписал и соглашения о нераспространении ядерного оружия и запрете на проведение ядерных испытаний. При этом, планы на ядерную энергию у шаха были наполеоновские. В 1974 году он обнародовал ядерную программу, которая включала в себя строительство 23 реакторов в течение ближайших 20 лет, а также постепенный переход на замкнутый ядерный цикл. То, что сейчас постепенно внедряет Россия и к чему с переменным успехом стремятся США.

Неизвестно, получилось бы у Мохаммеда Резы Пахлеви его задумка, поскольку в 1979 году в Иране грянула Исламская Революция. 

Есть у революции начало… 

Про историю этой революции и ее причины написано и снято множество материалов. Скажем здесь только, что вестернизация, курс на которую решительно взял Пахлеви очень сильно раздражала консервативные иранские круги. С другой стороны, Иран был в тот момент пронизан коррупцией и радикальным социальным и имущественным неравенством. А шах, будто бы этого не замечая, демонстративно купался в роскоши. 

В общем, в итоге в Иране к власти пришел аятолла Хомейни установив режим Исламской Республики Иран, который мы знаем до сих пор. И который с самого начала был пронизан американофобией. Шиитские консерваторы Ирана именно в сотрудничестве шаха с Вашингтоном видели причину всех бед, разврата, неравенства и прочих пороков общества, которые распространились в социальной, культурной и государственной системах страны.

По этому поводу силы Революции в 1979 году захватили американское посольство в Тегеране и до 1981 года удерживали дипломатических сотрудников в качестве заложников. С 1979 года Штаты логичным образом начинают вводить против Ирана санкции, которые, правда, снимают в 1981 году, после освобождения пленных дипломатов. 

Затем Вашингтон вновь вводит санкции в 1987 году на излете Ирано-Иракской войны, за то, что Иран в Персидском заливе, якобы, «поддерживает терроризм» и силовыми методами противодействует США. 

freepik
Фото: freepik

С тех пор санкции по самым разным поводам не только не отменяются, но их количество перманентно увеличивается до сих пор. До 2022 года Иран был страной, против которой было введено больше всего западных санкций в мире. Затем первенство получила уже Россия. 

Но вот что важно понимать – все эти годы Иран планомерно продолжал развивать свою ядерную программу. Пусть даже близко не в тех масштабах, в которых планировал шах Мохаммед Пехлеви, но работы не прекращались.

И понятно, что со сменой политических приоритетов Ирана в 1979 году сменились и геополитические партнеры этой страны. В 1992 году Исламская Республика заключает соглашения с Китаем и Россией. КНР помогает строить научно-исследовательский центр в Исфахане с исследовательским реактором, а Россия тогда же выходит с целым пакетом предложений по мирному атому и в 1995 году инициирует стройку АЭС в Бушере. Первый энергоблок этой станции был введен в эксплуатацию в 2013 году. 

Но в 2006 году Штаты начинают через ООН разгонять тему «военного атома» в Иране. А именно того, что Исламская Республика втайне обогащает уран в военных целях, желая завладеть ядерным оружием. И 31 июля 2006 года в свет выходит Резолюция 1696 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Суть ее в том, чтобы Иран прекратил все процессы промышленного обогащения урана. Исламская Республика от такого «щедрого предложения» отказывается. И получает новую охапку санкций от США, Европы и всего того, что сейчас и называется коллективным Западом. Теперь уже конкретно за ядерную программу. 

«Санкции работают» как всегда 

Санкции эти, что характерно, сработали примерно так же, как и в случае России. Вызвали злость, мобилизацию общества и интенсификацию работы в атомной сфере иранских ученых. А в 2013 году, как и было сказано выше, в Иране заработала первая на Ближнем Востоке АЭС. 

Тут до коллективного Запада стало постепенно доходить, что что-то идет совсем не так и, наверное, нужно попробовать с Ираном договориться. С 2015 года начинаются эти переговоры, которые получили название Совместного всеобъемлющего плана действий или иранской ядерной сделки. 

Проходили они в формате «5+1»: Иран, США, Китай, Франция, Германия, Российская Федерация и Великобритания. На основе этих переговоров был выработан документ под названием «Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе». 

Основная его суть заключается в следующих тезисах:

«Большая часть иранского обогащенного урана будет вывезена за границу.

Будет вестись наблюдение за достижениями Ирана в сфере ядерного вооружения.

Ни один из ядерных объектов в Иране не будет демонтирован.

Завод по обогащению топлива Фордо станет научно-исследовательским центром ядерной физики без мощностей по обогащению урана.

МАГАТЭ получит доступ ко всем ядерным объектам в стране сроком на 15 лет, что позволит организации следить за тем, чтобы иранская ядерная программа носила исключительно мирный характер.

Санкции США, Евросоюза и Совета Безопасности ООН будут сняты после заключения всеобъемлющего договора относительно ядерной программы Ирана. Некоторые ограничительные меры со стороны P5+1 останутся в действии на некоторое время, но потом будут отменены.

Иран будет рассматривать повторное введение санкций или введение новых санкций, связанных с ядерной сферой, в качестве основания для прекращения выполнения своих обязательств полностью или частично». 

wikimedia
Фото: wikimedia

Но США в какой-то момент начали переговорный процесс «тормозить», а потом в октябре 2017 года тогдашний президент США Дональд Трамп заявил, что «больше не будет убеждать Конгресс в том, что СДПВ соответствует национальным интересам Соединенных Штатов». И в итоге, в 2018 году Штаты в одностороннем порядке из ядерной сделки вышли.

Что в итоге?

Переговоры, теперь уже в Венском формате, продолжились в 2021-2022 году, но тоже ни к чему не привели. Исламская Республика начала постепенно отказываться от взятых на себя обязательств по прекращению обогащения урана. Правда, пока на уровне законодательных актов и публичных заявлений.

Европа продолжала требовать от Ирана неукоснительного соблюдения СДПВ не снимая при этом никаких санкций, а планомерно вводя новые. Последний, десятый пакет был введен Евросоюзом не далее, как в середине сентября 2023 года.

И в этом контексте вполне понятно возмущение Владимира Путина тем, как относятся к Ирану «западные партнеры». Однако, сама по себе декларация добрых намерений Ирана, КНР и России – тоже не пустой звук.

Ядерная безопасность сейчас подвергается очень серьезным испытаниям во всем мире. Дело, как-то уж слишком лихо идет к Третьей Мировой. США пытаются «обойти» Договор о нераспространении ядерного оружия, Северная Корея вообще смотрит на всю эту бюрократию философски и постреливает куда-то в сторону Японии.

Не стоит забывать про Палестино-Израильский конфликт, в котором Иран находится однозначно на стороне Палестины. У Израиля, конечно, официально ядерного оружия нет, но… все же все прекрасно понимают. И в этой картине мира ядерный военный арсенал у Исламской Республики Иран, думается, общую напряженность не снимет, а, скорее, наоборот. Так что здесь можно только поблагодарить официальный Тегеран за то, что он очень сдержан в данном вопросе. Вопрос только в том, надолго ли хватит этой сдержанности.    

Ранее «Точка» рассказывала о расследовании смерти президента Ирана Эбрахима Раиси.


Подготовил Александр Чаусов 


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ

Главные новости