//«Гребут под себя»: тайну поломки «лопаты Беглова» раскрыли дворники

«Гребут под себя»: тайну поломки «лопаты Беглова» раскрыли дворники

7 декабря - iatochka.news, 09:01. Мощный снегопад конца ноября давно прошел, а город до сих пор борется с его последствиями. Что же будет, когда зима усилит натиск на городское ЖКХ? «Точка» разбиралась, есть ли надежда не утонуть в снегу в этом сезоне благодаря реформе РЖА и покупке новой техники.

Фото: пресс-служба комитета по труду и занятости населения Ленинградской области

Старые знакомые

Зима в Петербурге холодная, а тема – горячая. И «Точка» опять отправляется за комментарием к тем, кто убирает с улиц последствия вьюги.

«Это только кажется, что тема простая. Берешь снег и убираешь. Но ведь так и про бизнес можно сказать. Ничего сложного. Берешь кредит, открываешь дело и становишься миллионером», — встречает корреспондента герой прошлого материала «Точки» бригадир снегоуборщиков Евгений, запомнившийся корреспонденту строгостью, каракулевым воротником и патриотичным шарфом.

Зоны нестыковки

Вопросы не просто остались, они копятся. Главный вопрос: почему город завален снегом, несмотря на реформы, отчеты о новой технике и бодрые реляции ответственных чиновников?

«Тут не надо открывать Америку. Причины по всему городу и области одни. Первая – это плохая организация работы. В том числе нестыковка зон ответственности. Например, кто-то чистит «свои» дорожки, а весь снег вместо вывоза сваливает в чужую зону ответственности. Каждый гребет под себя, в прямом и переносном смысле», — рассказывает эксперт по снегу.

Но разве город не разбит на зоны ответственности в зависимости от районной принадлежности и категории поверхности?

«Да, вопрос решен на уровне города, но на уровне исполнителей «на земле» неразбериха осталась. Людей не хватает, организации порой делают двойную работу, дважды перемещая одни и те же снежные массы. Например, с тротуаров на уже почищенную дорогу», — поясняет собеседник «Точки».

Разделение труда и работа над ошибками

Однако специалист уверяет: прогресс есть. Мы его особо не замечаем, так что Евгений раскрыл мысль.

«Динамика есть в организации системы ответственности за уборку. Она конечно была и раньше, но теперь изменилась с учетом допущенных ранее ошибок», — расплывчато сообщил он.

iatochka.newsФото: iatochka.news

Итак, на дорогах – много игроков-снегоуборщиков. Дороги каждого уровня чистят их «хозяева». За федеральными трассами следят федеральные власти, региональные, соответственно, в ведении Петербурга или Ленобласти, муниципальные – на муниципалах. Качество уборки тоже разное. Чем мельче объект и ответственный, тем выше на нем, как правило, сугробы. Мурманка и Кола по определению будут очищены лучше, чем дороги местного значения.

«Реформа, главным образом, коснулась уборки внутриквартальных территорий общего пользования. Теперь их чистят районные жилищные агентства, сокращенно РЖА», — раскладывает по полочкам собеседник «Точки».

Зачем нужны районные жилищные агентства

Необходимость создания РЖА Евгений объяснил тем, что управляющие компании, которым снегоуборка была отдана на откуп раньше, категорически не справились с задачами. По его словам, управляйки старались не нанимать «лишних» дворников, но контракты на уборку территорий общего пользования, помимо своих собственных территорий, брали при этом охотно.

Расчет «королей ЖКХ» был на авось. Видимо, надеялись, что авось снег растает в оттепель или вообще зима окажется малоснежной, денег будет сэкономлено много и как бы никто ничего не заметит. Однако при каждом сильном снегопаде жители начинали шуметь. И имеющимся штатом убрать и дворы, и прилегающие территории, в соответствии с нормативами, оказывалось невозможно.

В общем, доверие к управляющим компаниям была подорвана окончательно и власти создали государственные конторы, те самые РЖА. Теперь, в случае снежных заносов, вроде как всегда есть с кого спросить.

«Управляйки можно было наказать только штрафом. А вот начальника РЖА за плохую уборку можно снять. Это знаете ли стимулирует», — полагает Евгений.

Возможно, страх за свой пост кого-то и стимулирует. Но, судя по ноябрьским заносам, не очень сильно.

«Человеческий фактор никто не отменял. Вот у меня на территории все идеально. Вы же видели: во дворах брусчатые дорожки шириной шесть метров все почищены, машины не буксуют, снежные конусы вывезены, крыльца без снега. А в это время в соседнем квартале все наоборот. У меня там дети идут школу просто по протоптанной дорожке в снегу, как будто это не 2023, а блокадный Ленинград. Но тогда это было объяснимо, а теперь не простительно. Увы, это уже не моя территория», — сокрушенно говорит Евгений.

Мысль понятна. Есть хорошие и плохие исполнители. Но раз город тонет в снегу вне зависимости от организаторских талантов руководителей, меры их ответственности, трудолюбии работников и действительно логичной реформы с РЖА, значит, проблема имеет системный характер. И причину наш собеседник явно знает.

Как оценить проделанную работу

Однако постараемся рассуждать без эмоций. Может, мы просто слишком строги к коммунальщикам, а они делают все как надо? Должны же быть какие-то объективные критерии для оценки проведенной работы.

«Существуют нормативы, прописанные в правилах технической эксплуатации жилищного фонда. Это документ прописывает, что если осадков не было, то очистка поверхности производится раз в сутки утром. Если толщина снега 2 сантиметра, то можно просто подмести, а если больше, необходимо убирать снег и складывать его по бортам», — рассказывает Евгений.

«Точка» нашла указанный документ. Называется он «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003». В нем действительно все подробно расписано. Например, в случае обильного снегопада тротуары чистятся из расчета количества движущихся по ним пешеходов. Ежечасно надо убирать тротуары, где проходит более 100 человек в час. Каждые два часа в местах с интенсивностью движения 50-100 человек. Раз в три часа снег удаляется там, где количество пешеходов за 60 минут всего полсотни.

Фото: пресс-служба правительства Ленинградской области

Вы видели, чтобы тротуары во время снегопада убирали каждый час? В редакции «Точки» таких счастливчиков не нашлось.

Что касается дорог, то тут тоже есть технологический регламент, где все параметры уборки и временные диапазоны на ликвидацию выпавших осадков тщательно прописаны. Но если за дорогами худо-бедно следят, то пешеходные зоны часто совершенно запущенны.

Что мешает плохому танцору

Загибая пальцы, перечисляя причины снежного коллапса, Евгений указал на важный пункт.

«Кадры, конечно, решают многое. Но людские ресурсы не бесконечны. Без должной механизации убрать город в соответствии с нормативами просто не представляется возможным. В Москве больше техники, потому и снег там убирают быстрее. Для наглядности примера, откинем логистику и сосредоточимся на размере двух столиц. Москве занимает 2500 квадратных километров, а Питер 1440 с хвостиком. Теперь вспомните, сколько снегоуборочных машин в каждом из городов», — предлагает посчитать Евгений.

Мы посмотрели по открытым источникам. 4 декабря «Известия» рассказали о 18 тысячах единиц спецтехники в Москве. А tvspb.ru - о «почти тысяче единиц техники» в Санкт-Петербурге 5 декабря. Остальные издания были скромнее, оперируя цифрой 900.

«Александр Беглов этой осенью рассказывал о том, что Санкт-Петербург будут убирать 1900 единиц. Понятно, все машины никогда не выходят в маршрут. То человека нет, то что-то сломалось. Но все равно разница с Москвой кратная. А ведь мы по площади меньше столицы только на 40%. Появится много техники – сразу станет чище, а пока в масштабах города последствия сильных снегопадов чисто технически быстро убрать невозможно», — разводит руками эксперт.

Согласны, это не вина людей, которые трудятся на улице. Вопросы к тем, кто должен был организовать процесс и закупить нужное количество техники.

«Если мы будем полностью обеспечены техникой, то руководить процессом пусть ставят, кого хотят. Он просто уже не сможет ничего испортить. Техника и люди справятся сами», — иронизирует Евгений. 

Но это грустный юмор. Кстати, на зарплату такого «руководителя» можно нанять несколько дворников или купить снегоуборочную машину.

О крутой технике

Однако попробуем не поддаваться пессимизму. Предположим, возможно в Питере просто какие-то более эффективные машины, чем в столице? Ведь нам обещали, что снежные катастрофы прошлых зим не повторятся.

В этом году город закупил 271 новую единицу техники, о чем осенью доложил губернатор Александр Беглов в эфире программы «Новый взгляд» на телеканале «78». Это, конечно, хорошо, но, как мы видим, явно недостаточно.

«Никакой чудо-техники, которая одна стоит десяти аналогов, не существует. Подумайте сами: машина вне зависимости от марки едет по дороге или тротуару с примерно одинаковой скоростью. Чтобы увеличить производительность, надо двигаться в несколько раз быстрее. Представьте снегоуборщик, который мчится по городу, разбрасывая снег со скоростью 60 километров в час», — обрисовал перспективы собеседник «Точки».

Действительно, это фантастика. Так каждая уборка северной столицы будет заканчиваться гибнущими под колесами людьми и разбитыми окнами. Убирать надо медленно, но верно. Законов механики никто не отменял.

«Так что разница моделей – только в нюансах, в интенсивности уборки. Нам нужны не суперагрегаты, а тупо несколько тысяч обычных снегоуборщиков вроде тех, что у нас уже есть», — считает Евгений.

Итого

В дождь избу не кроют, а в ведро и само не каплет. Так что ожидать чудесного появления этой зимой целой армии новых машин не следует. Остается одно — запастись терпением и лопатами. Может на следующих губернаторских выборах нам снова пообещают решить проблему со снежными заносами.

Ранее «Точка» уже писала о накрывшем Санкт-Петербург в конце ноября снегопаде.


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости