//Лесные страсти: саженцы для Донбасса и междусобойчик взяточников

Лесные страсти: саженцы для Донбасса и междусобойчик взяточников

14 ноября - iatochka.news, 09:07. Чиновники отчитываются об успехах в лесной промышленности, а следственный комитет навещает их с обысками. Люди жалуются на плохое лесовосстановление, а власти посылают саженцы в другие регионы. «Точка» решила разобраться, на какую оценку можно оценить работу самой «дремучей» отрасли 47-го региона.

pxhere.comФото: pxhere.com

Противоречивые новости

В начале ноября по «лесной» тематике было сразу две интересные новости. Во-первых, Александр Дрозденко в своем Telegram-канале отчитался, что на Донбасс из Лужского селекционного центра отправили 500 тысяч саженцев сосны. Во-вторых, был нанесен очень интересный визит представителей правоохранительных органов в комитет госзаказа Ленобласти.

По версии 47news, следователей интересует не сам государственный орган, а его руководитель - Павел Немчинов. Ранее он занимал должность председателя комитета по природным ресурсам (КПР). Именно этому подразделению администрации подотчетны ЛОГКУ «Ленобллес» и лесопромышленный бизнес. Резонно возникает вопрос: а что у нас с лесами?

Край зеленых далей

Лесистость 47-го региона составляет 57,7%. Более половины площадей заняты хвойными породами. Учитывая, что мы находимся в зоне тайги, это хороший показатель. Ели с соснами – исторически доминирующие породы нашего региона и должны преобладать. Так же стоит отметить, что за 2022 год лесистость в принципе увеличилась на 0,1%. И это несмотря на то, что часть земель лесного фонда изменила категорию ради передачи их для иного использования.

Однако не следует воспринимать указанный процент как число, описывающее все занятые деревьями площади. Болота, озера с островами, заросшие поля, парки, скверы, поросшие березняками окраины населенных пунктов, а также многие военные земли, визуально воспринимаемые как лес.

Территория лесного фонда – это особый юридический статус, связанный с его использованием. Именно расхождение бытового и юридического понимания леса рождает путаницу и скандалы.

Юридические казусы не на пользу имиджу

Например, при рубке сосен рядом с домами в деревнях Курголово и Тисколово в надзорные органы поступило много сигналов об уничтожении «заповедного леса». Вокруг деревень действительно находится заказник «Кургальский». Населенные же пункты представляет собой островки муниципальной территории с обычным для них правовым статусом. Соответственно, уничтоженные деревья, находясь в границах земель поселений, заповедными не являлись.

Негативный резонанс от подобных инцидентов рождает в обществе убеждение о некой вседозволенности местных властей.

Коррупционные скандалы

Пусть большинство чиновников не нарушают закон, но, тем не менее, ЛОГКУ «Ленобллес» регулярно упоминается в криминальной хронике.

Несколько лет назад в Киришском лесничестве вопросы были к его директору Абдуле Муртазалиеву. Его обвиняли в получении взятки в особо крупном размере. В 2022 году задержали бывшего руководителя Лужского лесничества. Ему тоже инкриминировалось получение денег от коммерсантов. Так же в прошлом году следователи приходили с обысками к ныне бывшему директору ЛОГКУ «Ленобллес» Михаилу Новикову.

Теперь вот и Павел Артурович упоминается в скандальной публикации. Разве это не является признаком того, что с лесной сферой у нас все плохо? Отчасти.

Междусобойчик взяточников

Получения взяток связаны с коммерческой деятельностью в большей степени, чем с ущербом окружающей среде как таковым. Объясним на более близком и понятном примере из городской жизни.

Если в некоем городе должен быть возведен жилой квартал, то людям все равно, какой именно застройщик начнет примется за работу. А вот для бизнесменов борьба за контракт –вопрос принципиальный. Реализуя свои амбиции, коммерсанты пытаются подкупить должностных лиц для принятия выгодного для них решения. Преступление налицо, использование служебного положения тоже, но общественной опасности в данных деяниях нет.

То есть парадоксальность ситуации в том, что громкие дела в отношении чиновников часто связаны с вопросами, которые мало заботят простых граждан. А вот резонансные вырубки, проводимые, казалось бы, на законных основаниях, но при активном недовольстве населения, рождают убеждение, что «наверху все повязаны».

Рубим и сажаем

Однако недовольство людей и их подозрения небеспочвенны. В постперестроечный период на территории 47-го региона действительно процветали «черные лесорубы». В принципиальных лесников стреляли, а бандитские разборки считались обычным делом. Теперь это уже в прошлом.

Большая часть сосняков и ельников в аренде, соответственно, платящий налоги коммерсант не позволит жуликам воровать «свой» лес. Кроме того, прежних масштабных незаконных вырубок в век спутников (да еще при созданной властями системе видеонаблюдения) быть в принципе уже не может. На вышках сотовой связи установлены камеры через которые ведется мониторинг пожарной ситуации, а заодно отслеживаются смежные вопросы.

Pr Scr telegram.org / Александр ДроZденкоФото: Pr Scr telegram.org / Александр ДроZденко

Если говорить про текущий год, то законная заготовка древесины тоже серьезно сократилась. Если в 2021 году было добыто 5,4 миллиона кубометров, то в 2022 году – всего 3,7 миллиона. В минувшем году в КПР даже стали поступать обращения с просьбой расторжения договоров аренды - бизнес стал невыгоден. Во многом такой расклад связан с исчезновением спроса на отечественные пиломатериалы в Европе.

При сокращении площадей вырубки, воссоздание зеленых насаждений наоборот набирает обороты. В прошлом году план по искусственному лесовосстановлению даже перевыполнили. Что касается будущего, то нацпроектом предусмотрено к 2024 году обеспечить стопроцентное восстановление выбывающих в результате сплошных рубок или гибели лесов.

Донецкие леса

Что касается отправки саженцев на Донбасс, то это, безусловно, правильное решение. Помогать надо. В рамках уголовного дела об экоциде местные лесники давали показания о целенаправленном сбросе зажигательных снарядов на местные посадки. Таким образом было уничтожено 20 тысяч гектаров зеленых легких шахтерского края.

Кроме того, для данного региона в принципе необходимо поднять уровень лесистости с 7% до 12%. Это нужно для противодействия эрозии, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения микроклимата.

То, что в степном краю в принципе существуют леса, во многом заслуга Донецкого ботанического сада, который и в наше непростое время продолжает свою важную работу. Однако масштабы урона древесным насаждениям требуют помощи со стороны других регионов.

Дело не в системе, а в людях

Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на череду коррупционных скандалов ситуация с лесами в целом позитивная. Рубят меньше, сажают все больше. И эта тенденция очевидно надолго.

Криминальная составляющая рассматриваемого вопроса свидетельствует о качественно выстроенной системе государственного планирования и надзора в рассматриваемой сфере. Об этом говорит тот факт, что даже недобросовестные чиновники не могут своими неправомерными деяниями переломить общую ситуацию.

Система, конечно, в порядке, но надо заменить в ней некоторые шестеренки. Только тогда лесную отрасль можно будет оценить на твердую четверку.

Ранее "Точка" подробно рассказывала о том, как доблестный глава УМВД оказался лучшим другом «черных лесорубов».


Подготовила Кристина Шелгинских


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости