//Проклятие Петербурга: «Лопату Беглова» будут спасать из сугроба новые сущности

Проклятие Петербурга: «Лопату Беглова» будут спасать из сугроба новые сущности

2 декабря - iatochka.news, 15:09. Наступила зима, Петербург традиционно завалило снегом, пешеходы и машины ползут по дорогам, как по минным полям. Отчеты о покупке новой техники, «лопата Беглова», песни Шнурова – ничто пока не спасает этот город от ежегодного апокалипсиса. И вот снова Питер на пороге суровой и снежной зимы. Глядя в ее ледяное лицо, политики и чиновники наперебой выступают с требованиями то поменять ответственных, то увеличить финансирование. «Точка» решила посмотреть на проблему изнутри и отправила своего сотрудника на уборку улиц.

Фото: пресс-служба правительства Ленинградской области

Дворники против депутатов

Пожелавшему помочь в борьбе со снежными заносами корреспонденту «Точки» выдали лопату и определили старшего по имени Евгений (имя изменено, разумеется). Это мужчина за 45, в черной форменной куртке уже без шевронов, но с каракулевым воротником и шарфом цвета триколор. Начальник строго поставил задачу копать «отсюда и до обеда», но потом подобрел и рассказал свое видение проблематики.

«Вот 27 и 28 ноября в городе выпало 17 мм осадков. Это довольно сильный снегопад, но ничего экстраординарного. Тем не менее, сразу посыпались жалобы. Ну, диванным экспертам, в том числе политикам, чего бы не пошуметь? Например, господин Вишневский сейчас прямо на коне – можно подумать, что лично возглавил борьбу со стихией», — рассказывает собеседник «Точки».

Действительно, депутат городского ЗакС от фракции «Яблоко» Борис Вишневский недавно весьма едко прокомментировал «снежные беды» города, пишет kommersant.ru.

«Зима вновь застала врасплох. Правительство думало, что ее не будет, а она вдруг наступила», — заявил журналистам политик. И предложил поменять руководство города.

Однако товарищ нашего корреспондента с «яблочным» депутатом оказался не согласен.

«Город он тоже поменяет? Во-первых, в историческом центре узкие улицы. Во-вторых, как банально это ни звучит, снег можно почистить только когда он уже окончательно выпал и перестал идти. Да, его убирают во время снегопада, но именно УБРАТЬ можно только при отсутствии осадков. Вот сейчас валит снегопад. Крыльцо, которое мы почистили два часа назад, снова под сугробом. Надо все начинать с начала. И так по всему городу», — Евгений указывает на упомянутое крыльцо, которое действительно выглядит так, как будто корреспондент им не занимался.

Дело техники

Может надо сменить руководителей на тех, кто закупит больше снегоуборочной техники?

«Мне кажется, что от личности губернатора мало что зависит. Финансирование да, действительно фактор, решающий проблему, но ведь снег не единственное, на что надо тратить бюджет. Техники стало больше, она стала лучше, но, чтобы убрать снег, все равно нужно время. И с этим ничего нет поделаешь. Город переполнен людьми и машинами, как его убирать днем? Мы все равно убираем, конечно, хотя это сложно. Так что, кстати, предложение Беглова перевести людей на удаленку и пользоваться общественным транспортом имеет смысл», — постарался оправдать губернатора старший товарищ.

Что касается новой техники, то с ней в публикациях СМИ какая-то путаница. Факт, что ее стало больше, но озвучиваемые цифры очень разнятся. И Евгений знает, почему.

«Многие думают, что город убирает некая единая структура, а на деле это группа игроков, которые действуют то одной командой, то каждый сам по себе. Федеральные трассы, например, чистит Росавтодор. У них хорошо с финансированием и логистически им тоже проще. Есть несколько многополосных трасс, с ними они и работают. В старом городе все сложнее. Дороги в две полосы, а не в четыре. Кроме того, там просто мозаика из зон ответственности, в которой без ста грамм не разберешься», — разговорился во время передышки собеседник «Точки».

Новые сущности

Территорию всегда убирает собственник, арендатор, пользователь. Если, скажем, зона вокруг жилого комплекса принадлежит ТСЖ, то городские власти не будут чистить дорожки самостоятельного юридического лица, потому что это будет уже нецелевое использование средств. Поэтому проклятия ползущих по сугробам и наледи людей часто идут не по тому адресу. Иногда это муниципальный трактор не доехал, так как трудится на соседней улице. В другом случае снежный занос не убран, так как управляющая компания не может организовать дворников.

«Новшеством этого года стало появление районных жилищных агентств. Это государственные конторы, и они по определению более ответственны. РЖА не обанкротятся, не исчезнут с авансом, как подрядные организации. Так что, думаю, этой зимой порядка будет больше», — Евгений явно настроен оптимистично.

На вопрос почему сам он не работает в РЖА, наш собеседник сказал, что в ТСЖ ему лучше платят. Кстати, территория «его» жилого комплекса выгодно отличается от окрестностей. Пока соседние дворы утопают в снегу, здесь уже почищены основные дороги. Получается, что проблему все-таки решают деньги?

«Дело не только в деньгах. У нас в квартале снег убирают в основном те, кто здесь живет. Люди, которые трудятся на удаленке, выходят размяться с лопатой и получить денежку. Мигрантов, как вы видите, у нас нет, все местные. Да, иногда мы работаем чуть больше положенного, но мы ведь трудимся для самих себя», — с гордостью говорит специалист по снегоуборке.

Люди и машины

Платят за уборку снега не слишком щедро и в ТСЖ. За 8 часов довольно тяжелого физического труда – 3 000 рублей. То есть при пятидневке это будет 60 с лишним тысяч. Энтузиазм — это конечно хорошо, но энтузиасты есть не везде. На том же проспекте живут очень разные люди. И в XXI веке, конечно, пора бы делать упор на технику и механизацию. Трактор купить под силу не всем, но малая механизация относительно доступна.

Фото: пресс-служба правительства Ленинградской области

К слову, в интернете «Точка» нашла много предложений приобрести электрические и бензиновые снегоуборщики. Цена вопроса – около 40 тысяч рублей. То есть месячная оплата 2 дворников соответствует покупке трех снежных комбайнов.

«Согласен. Механизация хорошая вещь. Скорость работы возрастает, но человека с лопатой никто не заменит, особенно в старом городе. Трактор проедет не везде. Комбайн действительно эффективен, у нас есть один. Мы его пускам убирать «целину», но, несмотря на то что у него можно регулировать направление выбрасываемого снега, бывают такие сложные заставленные машинами участки, что мы от него отказываемся, чтобы не побить стекла», — рассказал Евгений.

Допустим человек с лопатой действительно необходим, но сложно ли его найти? Профессию дворника престижной не назовешь. Но наш собеседник считает, что людей найти проще, чем думается, хотя…

«Физическая работа – вещь приятная, вырабатывается эндорфин. Но знаете, вспоминаются строчки одного поэта: «Палач не знает роздыха, но все же, черт возьми, работа же на воздухе, работа же с людьми», — смеется Евгений.

Эти стихи принадлежат поэту Владимиру Вишневскому. А наш собеседник вспомнил их потому, что у работы дворника есть и психологические нюансы.

«По большей части люди относятся к тебе более-менее положительно. Ведь ты не инспектор ГАИ, а, наоборот, чистишь им дорожки. Большинство здороваются, особенно мужчины и дети. Женщины здороваются заметно реже и периодически выражают недовольство. Некоторые кричат в форточку, что, мол, мы слишком шумно работаем лопатой, это в девять-то часов утра. Другие дамы требуют, чтобы мы откопали их машины. Однако проезжая часть — это не наша зона ответственности», — отрезал наш собеседник.

Солевой вопрос

Однако уборка снега связана не только с его перемещением, но и с использованием соли, разъедающей обувь и заполняющей в итоге дороги грязной снежной жижей. Насколько она необходима?

«Можно, конечно, и без соли. В моем детстве пользовались только песком. Но это скорее вопрос политической воли и денег, чем организационный. Если в Москве решат, что химия — это очень вредно, то ее не будет. Пока у нас есть возможность выбора. Песок уходит быстрее, зато соль расходуется более экономно. Но когда речь идет о безопасности людей, то о деньгах думают во вторую очередь. Так что трассы еще долго будут посыпать реагентами, чтобы не было аварий, а крошку можно использовать в парках. Я конечно понимаю, что соль вредна для природы и обуви, но пока без нее никуда», — полагает Евгений.

То, что соль вредна для природы, общеизвестный факт, но, тем не менее, спросим об этом у профессионального эколога.

«В природе все просто. Если вещество в норме не присутствует в естественной окружающей среде, то у организмов нет механизмов приспособления к нему. Та же аллергия – это, по сути, реакция организма на нечто для него чужеродное. Однако современному городу без реагентов, увы, не справиться. Значит, надо идти по пути создания безвредных смесей. Пока таковых нет. Песок и крошка не в счет, так как они не плавят лед, а только препятствуют скольжению», — комментирует геоэколог Дмитрий Краснов.

Чуда не будет

Отмахав лопатой пусть не на свежем, но на морозном воздухе, наш корреспондент пришел к неутешительным выводам: передвигаться по городу ближайшие месяцы будет сложно всем. Петербург – регион снежный и снегоуборка в нем всегда была и будет болевым вопросом, решать который надо системно. На улицах определенно нужно больше техники и людей с лопатами, а в кабинетах – больше ответственности у руководства. Что касается РЖА, то оценивать их работу пока рано, так как это только первый их снегопад. А зима, как мы уже сказали, предстоит снежная и долгая.


Подготовил Илья Земцов


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости