//Спасти водоемы: как сделать так, чтобы рыбалка не стала вымирающим хобби

Спасти водоемы: как сделать так, чтобы рыбалка не стала вымирающим хобби

28 сентября - iatochka.news, 15:52. Соревнования по рыбной ловле на Кубок губернатора проходили в Ропше Ломоносовского района на прошлых выходных. Однако несмотря на внимание к этому хобби на самом высоком уровне, есть риск, что в будущем рыба в областных водоемах станет совсем другой. Некоторые опасаются даже того, что в речках вместо пескарей заведутся пираньи.

pxhere.comФото: pxhere.com

Рыбалка в Ленинградской области является одной из самых распространенных форм общения с природой. Это не удивительно, если вспомнить, что в 47-м регионе, помимо Балтийского моря и крупнейших озер Европы (Ладожское озеро – самое крупное в Европе, да и Онежское с Чудским не последние в рейтинге), насчитывается 1 800 озер поменьше на любой вкус. А протяженность рек составляет около 50 тысяч километров.

Сегодня Ленобласть перестает быть раем для любителей посидеть с удочкой. Всего  20 тысяч лет назад территорию региона покрывал ледник, как в нынешней Гренландии. Активная же человеческая деятельность способна изменить рыбалку будущего в куда более короткие сроки, чем способна дикая природа. Что же угрожает любимому хобби наших земляков?

Старение водоемов

Процесс старения свойственен не только живым существам. Стареют переставшие расти горы, реки все глубже врезающиеся долинами в земную твердь. Озера не исключение. При этом старение последних – самое быстрое и наглядное, так как водоток (пока не прекратятся дожди или не иссякнут родники в его верховьях) будет нести свои воды к устью так или иначе. А вот озера с их слабым течением постепенно заиливаются, уменьшаются или исчезают вовсе.

Наверняка многие при сборе клюквы обращали внимание на качающуюся под ногами почву некоторых болот - это дает о себе знать лежащее под корнями болотных растений заросшее озеро. Но сильнее и быстрее всего водоемы меняет превратившийся в геологическую силу человек.

«Жизненный цикл водоема это путь от олиготрофного озера к эвтрофному, - поясняет геоэколог Татьяна Харлашова. - Олиготрофный водоем - это озеро которое выглядит чистым в бытовом понимании слова. Его отличает прозрачная вода, где дно видно даже на большой глубине и насыщенность воды кислородом, но рыбы здесь относительно мало. Эвтрофный водоем, наоборот, насыщен органикой благодаря которой бурно развиваются водоросли. А когда есть хорошая кормовая база, то и рыбы соответственно много».

При повышении «плодородия» озера не только растет количество рыбы, но и меняется видовой состав. Виды, любящие богатую кислородом воду, сменяются менее требовательными. Условно говоря, на смену форели приходят караси.

Однако если мы засыплем огород удобрениями сверх меры, то ничего хорошего не выйдет. С водоемом происходит то же самое - слишком много «удобрений» вызовет не только бурный расцвет водорослей, но и гибель даже не требовательной рыбы от недостатка кислорода. Здесь, как и везде, важно чувство меры.

«Учитывая, что за последние сто лет эвтрофность водоемов стремительно повышается, можно сказать, что их загрязнение - главная угроза для рыбаков будущего», - подводит итог спикер.

Новые обитатели водоемов области

Однако, помимо вопроса пригодности водоемов для жизни рыб, встает вопрос о том, кто именно будет жить в них. Вопрос не праздный, так как системная, так и не контролируемая интродукция новых для регионов видов ихтиофауны сильно меняет видовой состав. «Энтузиасты» запускают в ближайший пруд пойманную в другом регионе рыбу. Да и молодь не коренных видов с рыбных ферм то и дело проникает в природные экосистемы.

«Наверное самой большой ихтиологической ошибкой в нашем регионе был выпуск ротана, хотя определенная логика в заселении им мелких водоемов есть. Зарастающие водоемы периодически сталкиваются с дефицитом кислорода, а ротан к его содержанию не требователен», - приводит пример неудачной интродукции рыбак с большим стажем Сергей Тихомиров.

Казалось бы, в замкнутых водоемах кроме карася ловить нечего, так почему бы не увеличить видовое разнообразие новым видом? Однако подобные эксперименты, к сожалению, часто многого не учитывают (вспомните борщевик Сосновского). Будучи заселенным в изолированный пруд, ротан будет расселяться дальше, в том числе туда, где он не нужен. В природе нет абсолютно замкнутых экосистем, поэтому сорная рыба проникнет в соседние водоемы во время половодья или с помощью птиц, которые переносят на лапах клейкую икру. А ведь новая для области рыба способна жить не только там, где плохо, но и где хорошо.

При заселении в водоем с более ценной рыбой гость с Дальнего Востока создает ей конкуренцию, понижая численность аборигенных видов главным образом поедая икру местных рыб. Соответственно, чем меньше озеро, тем легче ротану нарушить существующий баланс экосистемы. В крупных водоемах, то есть там, где много хищников, пришелец, так сказать, под присмотром. В небольших же, замкнутых озерцах он способен при определенных условиях вытеснить все другие виды.

ru.wikipedia.org / Andshel. / CC BY-SA 3.0Ротан / Фото: ru.wikipedia.org / Andshel. / CC BY-SA 3.0

Казалось бы, ротан – однозначно вредная рыба. Однако жизнь сложнее однозначного деления на черное и белое. В частности, в некоторых конкретных случаях, рыбаки считают появление ротана благом, поскольку его присутствие увеличивает процент крупных карасей. Ротан и карась не конкурируют, так как первый хищник, а второй питается главным образом растительной пищей. Соответственно, поедая икру и молодь карася ротан оставляет тем, кто выжил лучшую кормовую базу.

«Другой вселенец в наши водоемы – это бурый сом, - рассказывает собеседник «Точки». - В первой половине двадцатого века этот американский вид завезли в Белоруссию для промышленного рыболовства, а до Ленинградской области он уже добрался самостоятельно. И скорее всего постепенно этот сом будет увеличивать свою численность в регионе: климат его устраивает, а с местными вилами пришелец успешно конкурирует».

Что касается утечки молоди в озера при товарном рыбопроизводстве, то на фермах выращивают только ценную в гастрономическом и коммерческом отношении рыбу. Так в нашем регионе появились омуль, пелядь и муксуна. Соответственно реакция рыбаков в данном случае положительная. Однако по сути это штучный трофей, так как, например, пелядь в нашем регионе не нерестится, а омуль вряд ли способен оказать такое сильное воздействие на природные экосистемы как ротан, поскольку условия для него здесь не так благоприятны как для дальневосточного гостя.

К счастью, климат Ленинградской области спасает нас от того, чтобы у нас не приживалось большинство экзотических видов попадающих к нам случайно или волею «энтузиастов». Например, у многих на слуху, что где-то в Волге поймали пиранью. Мы, в свою очередь, можем быть спокойны. В Ленобласти такая рыба проплавает не долго, так как уже при температуре +20 градусов пиранья впадает в оцепенение и, соответственно, ей не до размножения. При температуре же ниже +15 гроза Бразилии вообще погибает.

Станет ли пескарь редкой рыбой - зависит от нас

Так что даже если водоемы в регионе сохранят свою чистоту, не факт, что наши внуки будут ловить там то же самое, что и мы. Однако сохранить наше рыбное достояние будет не так сложно, если каждый будет придерживаться несложных правил.

pxhere.comФото: pxhere.com

Убирать за собой мусор после посещения берега, не мыть в водоеме машины и не выпускать экзотических для региона существ в любимую речку - вот она азбука сохранения первозданной природы. Если же у вас есть информация о том, что кто-то тайком и тем более открыто сливает в наши водоемы загрязненные воды без должной очистки, то по таким вопросам надо обращаться в профильные органы – в Росприроднадзор или комитет государственного экологического надзора Ленинградской области.

От нас самих зависит, какой будет встреча с рыбой наших внуков: на зорьке с удочкой или в океанариуме, где пескарей будут показывать как некогда водившуюся в регионе диковинку.


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости