//Тайный договор Путина: товарищу Си и талибам* придется выступить миротворцами

Тайный договор Путина: товарищу Си и талибам* придется выступить миротворцами

20 января - iatochka.news, 13:33. Пожар на Ближнем Востоке становится стихийным. Размен ракетными ударами между Ираном и Пакистаном коснулся интересов России, Китая и США. Пекин получил огромные проблемы с проектом «Один Пояс – Один Путь», Москва накануне анонсировала загадочный «большой межгосударственный договор» по линии Минобороны, а США увидели демонстрацию силы и технических возможностей Тегерана. 

О том, что может стоять за этими ударами, насколько велика вероятность очередной большой войны и зачем Тегеран в действительности инициировал ракетный обстрел сразу трех соседних государств – читайте в материале ИА «Точка».

pxhere.comФото: pxhere.com

На Ближнем Востоке военный конфликт, который начался в Израиле вокруг сектора Газа, перекидывается на все новые страны. США и йеменские хуситы уже обменялись ракетными ударами, а вокруг самого Йемена постепенно складываются коалиции ближневосточных государств, о чем ИА «Точка» писала ранее.

На днях же произошел обмен ракетными обстрелами между Ираном и Пакистаном. Так, с 15 января Тегеран инициировал серию ракетных ударов по ряду районов Сирии, Ирака и Пакистана. Официально – в рамках борьбы с различными террористическими угрозами, а также в качестве противодействия военному присутствию США в регионе. Часть ракет должна была поразить консульство США в Ираке. В Сирии огонь велся по базам ИГИЛ*, а в Пакистане Тегеран бил по организации под названием «Джейш аль-Адль» («Армия справедливости»).

Фактор Белуджистана

Это местные ирано-пакистанские сепаратисты-сунниты, которые выступают за независимость и от Ирана, и от Пакистана исторической области Белуджистан. Однако, применительно к Ирану на всю эту историю накладывается не только территориальный, но и религиозный фактор. Исламская Республика Иран – это преимущественно шииты.

После ракетных обстрелов со стороны Ирана, вполне естественно, последовали заявления по линии министерств иностранных дел, а также отзыв пакистанского посла из Тегерана. Однако Пакистан, к слову, государство, у которого есть свой ядерный арсенал, на этом не остановилось. И провело ракетный удар по все тем же сепаратистам уже в иранской провинции Систан и Белуджистан в рамках операции «Смерть Сармачарам». Сармачары – это, если упрощенно, представители всех воинствующих группировок белуджей. А их в регионе и окрестностях несколько.

У Пакистана с белуджами тоже все сложно. Там дискриминация идет по национальному признаку. Пакистанский Белуджистан несмотря на то, что является одним из крупнейших в стране округов, при этом остается беднейшим и наименее развитым. А потому сепаратистские настроения сильны и там.

И длится вся эта «веселуха» примерно с 1947 года. Когда в регионе пошел процесс возникновения новых независимых государств их числа бывших британских колоний. Резали границы натурально «по живому», не особо считаясь с местными локальными племенами и этносами, которые тоже претендовали на свою государственность.

Китайский интерес

Однако, видеть в нынешнем конфликте только локальные разборки тоже было бы ошибкой, поскольку сейчас в этой истории имеется действительно глобальный контекст.

Начать стоит с того, что китайский проект «Один Пояс – Один Путь» должен проходить по всем этим территориям белуджей с заходом в Афганистан. Где тоже есть их анклав.

Потому нет ничего удивительного в том, что Пекин уже выразил готовность стать посредником-миротворцем в разгорающемся конфликте. Тем более, что и Тегеран, и Исламабад – это давние и тесные партнеры Пекина.

Как заявила спецпредставитель МИД КНР Мао Нин: «Китай готов оказать содействие в устранении разногласий между Ираном и Пакистаном». И пожелала обеим странам «сохранять спокойствие и сдержанность».

Чтобы понять в насколько интересном мире мы живем, стоит отдельно отметить, что миротворчеством в регионе озаботился Талибан**, который сейчас является официальной властью в Афганистане. В сообщении МИД Афганистана, в частности, говорится: «Обе стороны должны работать над дальнейшим укреплением стабильности региона и решать спорные вопросы по дипломатическим каналам и через диалог».

Загадочный российско-иранский договор

Есть свои долгоиграющие интересы в регионе и у нашей страны. Стоит напомнить, что 15 января Минобороны России анонсировало подписание «большого межгосударственного договора» между Москвой и Тегераном. Какие точно там будут пункты, пока не очень понятно. Однако, одну важную деталь российские военные все же анонсировали:

«Стороны подчеркнули приверженность основополагающим принципам российско-иранских отношений, включая безусловное уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга».

С Россией все в целом понятно, нам нужно, чтобы Тегеран официально признал новые российские регионы. Москва же, взамен, судя по всему, признает за Ираном острова Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб, которые являются важнейшими стратегическими точками в Ормузском проливе. На которые с семидесятых годов прошлого века претендуют Объединенные Арабские Эмираты. И тут, конечно, интересный вопрос в том, как и о чем договорилась Москва с ОАЭ по итогам недавнего визита туда Владимира Путина.

Однако, судя по всему, в этом пока неопубликованном договоре есть еще ряд каких-то интересных пунктов, которые касаются, в том числе и вооружений.

Поскольку с чисто политической точки зрения не очень понятно, почему Иран начал обстрел сразу нескольких государств, да к тому же, из числа тех, с кем у Тегерана довольно близкие отношения. Сирия, например, тоже формально шиитское государство мусульман-алавитов. С Пакистаном Иран вообще планировал проводить совместные военные учения.

Однако, здесь, скорее нужно дать слово военным экспертам.

Демонстрация силы

Пуски ракет Тегеран осуществлял из юго-западной провинции Хузестан. То есть, с рекордного для него расстояния в 1 200–1 400 километров. И можно увидеть в этих пусках явную демонстрацию возможностей своей военной техники. Ну, то есть если уж совсем упрощать, то это, кажется, такой жест в адрес уже США, типа «смотрите, что мы можем, вы уверены, что стоит и дальше бомбить Йемен и хуситов?». Хуситы, стоит напомнить, тоже шиитское движение, которому Тегеран сочувствует вполне открыто и публично.

Как продолжение этой демонстрации можно расценивать и стартовавший сегодня в Иране пятый этап крупнейших учений противовоздушной обороны «Защитники неба Велаята 1402». Учения проходят на территории фактически всей страны.

pxhere.comФото: pxhere.com

Если эти соображения верны, то и ответ США на ракетные удары Ирана выглядит вполне логично. В Вашингтоне не стали обращать внимания на политическую составляющую этих действий, сделали упор на качество обстрелов.

Пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Эдриенн Уотсон, назвала ракетную атаку Тегерана «безрассудной и неточной». Не агрессивной, не несущей угрозу американскому присутствию в регионе, а неточной. Что явно намекает на то, что в Вашингтоне тоже рассматривают текущую деятельность Ирана, как демонстрацию военно-технических возможностей.

Что в итоге

Все же есть надежда на то, что в данном случае конфликт не получит своего дальнейшего военного развития. Слишком много сторон заинтересованы в том, чтобы в регионе сохранялась хотя бы какая-то стабильность. Среди интересантов помимо, собственно, Пакистана имеются и другие ядерные державы. Да и с иранской ядерной программой тоже все не очень понятно. Формально у Тегерана ядерного оружия нет, и оно в ближайшей перспективе не предвидится. Но что там происходит по факту – тоже очень интересный вопрос. 

Видимо, по этим причинам на текущий момент Тегеран и Исламабад решили возобновить дипломатические отношения и вернуть послов, проведя перед этим телефонные переговоры на уровне глав Министерств иностранных дел. 

К тому же, что Тегеран, что Исламабад, когда проводили ракетные обстрелы, четко заявили, что «уважают территориальную целостность и суверенитет соседа». А это все же дает некоторое поле для дальнейших, уже сугубо дипломатических маневров.

В Вашингтоне, есть мнение, надеются как раз на эскалацию, поскольку это может создать большие экономические проблемы как непосредственно Китаю, так и опосредованно России. «Один Пояс – Один Путь» – проект, в котором наша страна тоже играет не последнюю роль.

Иран, да и Пакистан продемонстрировали, что у них есть ракеты, которыми они могут наносить массированные удары. Что, кстати, характерно, от Сирии каких-то протестных заявлений по поводу обстрела их территорий найти не удалось. Есть ощущение, что в данном случае Тегеран действительно попал по базам ИГ*. А за такую результативность ругаться было бы как-то странно.

Но в целом ситуация остается весьма напряженной. К тому же, по сообщениям сторон, в ходе этого обмена ракетными ударами погибло несколько мирных жителей. В том числе и детей, что уж совсем грустно. Потому что большая политика, которая делается на детской крови выглядит максимально отвратительно.

И все же, повторимся, очень хотелось бы, чтобы этот конфликт разрешился мирно и не стал очередным предвестником Третьей Мировой.  

Ранее «Точка» писала, что ударный кулак НАТО собирается у границ Ленобласти.


Подготовил Александр Чаусов


* террористическая организация, запрещенная на территории России

** террористическая организация, запрещенная на территории России


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости