//Убивать за вкусную еду: тайные страсти «свободных прибалтов» и призрак СССР

Убивать за вкусную еду: тайные страсти «свободных прибалтов» и призрак СССР

10 февраля - iatochka.news, 14:22. Колючая проволока и флаг НАТО на нарвском мосту Дружбы, рассуждения о Третьей мировой, снос памятников советским воинам-освободителям. И официальные чествования ветеранов СС. Все это – об Эстонии, Латвии и Литве. Ближайших соседях Ленинградской области. Они хором рассказывают о кровожадной России, мечтающей захватить свободолюбивых прибалтов. «Точка» напомнит, что вынудило СССР в свое время принять на этих территориях более жесткие меры, чем хотелось бы.

pxhere.comФото: pxhere.com

От деклараций к действиям

То, что страны Прибалтики ведут против России откровенно агрессивную политику, прикрываясь членством в НАТО, ни для кого не секрет, собственно. Североатлантическому Альянсу они во многом и нужны, как постоянный раздражитель на северо-западных границах нашей страны и как плацдарм для размещения своих сил. Поэтому недавняя акция Эстонии на мосту и КПП «Дружба» никого в целом не удивила.

Прибалтам чисто исторически не впервой примыкать к неким «грозным альянсам», дабы противостоять России. Да и сами эстонцы и латыши с литовцами в своей планомерной реабилитации нацизма особо не отрицают подобных исторических аналогий.

Однако, сам по себе исторический миф, на основе которого строится героизация прибалтийских подразделений СС и то, что за этим мифом скрывается – заслуживают отдельного рассмотрения.

Наиболее конкретно этот миф был сформулирован в так называемой «Декларации о латышских легионерах во Второй мировой войне», документе, принятом Сеймом Латвии 29 октября 1998 года.

Там, понятным образом, сообщается, что легионеры воевали и против «тирании СССР, равно, как и впоследствии против Третьего рейха» и про то, что Советская Россия вообще им устраивала «геноцид», а они «просто сопротивлялись».

Но главное в этом тексте для формирования мифа о «доблестных легионерах» все же не это, а следующий пассаж:

«Целью призванных и добровольно вступивших в легион солдат было защитить Латвию от восстановления в ней сталинского режима. Они никогда не участвовали в гитлеровских карательных акциях против мирных жителей. Латышский легион, подобно финской армии, воевал не против антигитлеровской коалиции, а только против одной из ее стран-участниц – СССР, который в отношении Латвии и Финляндии был агрессором».

Про то, как финны воевали с мирными гражданами и морили голодом блокадный Ленинград «Точка» уже писала ранее. С прибалтами, надо сказать, все было еще круче.

Из полицаев в легионеры

Для начала стоит понимать, о каких подразделениях вообще идет речь и, самое главное, как они были сформированы. Так вот, в Латвии Легион был сформирован из двух подразделений, 15-й и 19-й гренадерских дивизий СС, которые появились в 1943 и 1944 годах соответственно. В Эстонии это была 20-я войсковая гренадерская дивизия СС, также образованная в 1944 году.

Однако сформированы эти части были не на ровном месте, а из уже действовавших с 1941-42 года подразделений прибалтийских шуцманов. То есть полицаев.

При этом, по странам Прибалтики количество подобных шума-батальонов выглядело следующим образом: в Латвии был сформировано 41 такое подразделение, в Литве — 23, в Эстонии — 26. В каждом из них числилось в среднем по 300 человек. И в первые годы войны в шуцманы прибалты действительно записывались сугубо добровольно. Ну, а что? В концлагерях охранниками поработать, партизанив поискать, попутно выжигая белорусские и русские деревни, мирное население «погенацидить» – это же не на передовой воевать.

Правда, и потом «принудительность» призыва в Прибалтике носила весьма своеобразный характер. Но об этом чуть ниже. А пока стоит напомнить еще один факт: в Латышский легион СС влилась огромная часть печально известной «Команды Арайса», числившейся сначала в СД. Известно это полицейское подразделение стало тем, что уже с момента формирования в 1941 году в Риге его члены начали арестовывать евреев, просто идущих по улице, и приводить их в свой штаб. После нескольких дней пыток арестованных приводили по отдельности в кабинет Арайса, где тот заявлял, что готов освободить их за взятку. Тех, кто не мог заплатить, попросту расстреливали.

Так что уже про эту часть Латышского легиона СС нельзя сказать, что «они никогда не участвовали в гитлеровских карательных акциях против мирных жителей».

Но и остальные подразделения, которые влились в Легион, были ничем не лучше. Скорее наоборот, прибалтийские фашисты именно на карательных операциях и специализировались.

Уничтожить как можно больше русских

Только с 18 декабря 1943 года по 2 апреля 1944 года подразделения 19-й латышской дивизии СС приняли участие в сожжении 23 деревень. В 13-и из них они расстреляли до 1300 человек.

По данным историка Сергея Кудряшова за февраль и март 1944 года в Витебской области все те же Легионеры полностью уничтожили 138 белорусских деревень, убили 17 тысяч человек и угнали в Германию еще 13 тысяч. Интересно, к слову, что именно в кодексе документов про военные преступления в Белоруссии развенчивается прибалтийский миф по поводу того, что легионеры воевали исключительно с «тоталитарными советскими коммунистами».

Нет, они понимали, кого они убивают. Так, в сборнике исторических документов «Уничтожить как можно больше...» приводится выдержка из Доклада офицера по особым поручениям штаба власовской РОА поручика В. Балтинша, в котором тот приводит заявление одного из латышских легионеров следующего толка: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских!». Не «советских тоталитарных коммунистов», заметьте, а именно русских.

В Псковской области «доблестные латышские легионеры» тоже отметились. И совсем не военными действиями, а угоном 60 тысяч мирных жителей на пока еще занятые немцами территории Прибалтики. В основном угнанными были женщины и дети. Деревни, где проходила эта карательная операция, были сожжены дотла.

Всю степень зверства легионеров в подробностях можно увидеть из строк спецсообщения начальника управления контрразведки СМЕРШ 2-го Прибалтийского фронта от 18 августа 1944 года «Об издевательствах немцев и их пособников из латышских частей СС над советскими военнопленными». В сообщении говорится о том, как латышам удалось взять в плен несколько красноармейцев, в том числе женщин-санитарок, которых они перед смертью подвергли жесточайшим пыткам. Цитировать здесь этот архивный документ я не буду, чтобы не шокировать читателя. При желании его можно найти в Сети.

Скажу так. Перечисленные там зверства объясняют, почему остатки латышских легионеров сопротивлялись силам РККА даже после 9 мая 1945 года. Думается, они прекрасно представляли, что именно они совершили, и что их за это ждет.

«Нас заставили!»

Есть и еще одна мифологема в истории героизации прибалтийского нацизма. В Латвии и Эстонии одно время очень популярным было рассказывать о том, что призыв в легионы был жестко принудительным, хотя номинально и назывался «добровольным». И для доказательства этого приводился такой документ, как записка от НКГБ СССР в адрес ЦК КП(б) Латвии от 24 июля 1943 года, в которой сообщалось, что мобилизация в немецкие войска проводилась принудительно и даже вызывала недовольство у местных граждан.

Однако, есть в этом документе весьма характерные строчки:

«Мобилизованные, по собственному выбору, зачислялись или в латышский легион, или в части по обслуживанию германской армии, или же направлялись на строительство оборонительных сооружений.

Преимущество «легиона» в материальном обеспечении, по сравнению с частями обслуживающими немецкую армию и оборонными работами, привело к тому, что большинство мобилизованных изъявило желание пойти в «легион».

Ну, то есть, люди могли пойти в тыловые службы, в обеспечение, но они предпочли записаться в каратели и полицаи, из которых по факту этот Легион и состоял просто потому, что им хотелось больше и сытнее есть, теплее спать и получать большее жалование.

Второй момент общего прибалтийского мифа касается уже Эстонии и Литвы. В открытых источниках нужно сильно покопаться, чтобы найти военные преступления подразделений этих стран. И те, и другие тоже рассказывают про то, что «никаких военных преступлений у нас не было, мобилизовали нас сугубо принудительно», а в Литве даже не было своего Легиона.

«Специалисты» по тотальной зачистке

Что касается эстонских легионеров, то на этот счет есть короткое, но очень емкое исследование Николая Калинина «Эстонский легион «Ваффен-СС»: новые сказки вместо старых фактов» из которого для общего понимания профиля деятельности эстонских легионеров достаточно привести лишь один эпизод:

«В сентябре 1944 года эстонские солдаты «Ваффен-СС» из 20-й эстонской войсковой дивизии были задействованы в уничтожении узников трудового лагеря «Клоога» в 70 км юго-западнее Таллина. Лагерь охранялся немецкими и эстонскими солдатами «Ваффен-СС».

ru.wikipedia.org/ Johannes Dorn. Собственная работа, CC BY-SA 3.0Военнослужащие войск СС / Фото: ru.wikipedia.org/ Johannes Dorn. Собственная работа, CC BY-SA 3.0

Комендант лагеря сообщил узникам о том, что они будут якобы вывезены в Германию. 300 заключенных под предлогом подготовительных работ по эвакуации были направлены в лес. Всем им было приказано соорудить 4 костра из досок, поленьев и веток.

Из 2400 евреев и 100 советских военнопленных формировались группы по 30 человек. Эти 30 человек заставляли лечь лицом вниз на подготовленное основание костра компактными рядами по всей его площади. После этого команда немецких и эстонских солдат СС убивала заключенных выстрелом в затылок из пистолетов и пистолетов-пулеметов. Затем на этих расстрелянных людей укладывался ряд поленьев, после чего операция повторялась вновь: новая группа из 30 человек укладывалась сверху и расстреливалась.

Таким образом были убиты практически все узники лагеря, в том числе и женщины, а также все больные и весь лагерный госпиталь».

Калинин при этом приводит свидетельства, в которых говорится, что погибли от пуль далеко не все. Некоторые узники лагеря в этих «гекатомбах» сгорели заживо.

Что касается литовцев, то у них своего легиона действительно не было, однако было 22 шума-батальона в которых в общей сложности состояло более 13 тысяч человек. И среди них особенно «прославился» второй литовский батальон, который с 1941 года специализировался на уничтожении военнопленных и евреев. Вот что пишет об этом доктор исторических наук Юлия Кантор в книге «Прибалтика. Война без правил (1939-1945)»:

«В 1941 г. в Каунасе, Запишкисе, Йонаве при участии 2-го батальона было убито несколько тысяч человек, в Минске — около 9 000 советских военнопленных, в Дукоре — 618, в Рудепске — 188, в Смиловичах — 1300, в Слуцке около — 5 тысяч человек».

При этом, есть довольно прозрачные намеки на то, что литовцы еще и получали удовольствие от содеянного. Как сообщает Юлия Кантор со ссылкой на советские документы военного периода:

«Второму батальону вспомогательной полиции было поручено расстреливать привезенных из Белоруссии и Польши евреев, русских, коммунистов и военнопленных Красной Армии. По полученным сведениям, они уже расстреляли свыше 46 тысяч человек и повесили свыше 10 человек. Расправы производились с такой изощренностью и безудержностью, что вызвали обеспокоенность даже у многоопытных нацистских карателей. Все эти экзекуции фильмируются, а особенно массовым путем фильмовалось вешание, фильмовались только литовские подразделения. Немцы в это время отступают в сторону…».

Что в итоге

Все, что приведено выше – это лишь малая часть зверств, которые устраивали прибалтийские каратели-легионеры на оккупированных Германией территориях. И вполне понятно, что им об этом очень хочется забыть и перевести все в русло борьбы с «тоталитарным СССР». Но архивы все помнят. И, есть мнение, что чем дальше, тем больше этих архивов будет открыто, чтобы самая широкая аудитория могла понять, чьи потомки сейчас в Прибалтике воют про «страшную Россию, которая так агрессивно настроена». И насколько глубоки и кровавы тамошние корни лютейшей русофобии. Еще раз стоит для ясности напомнить: эти легионеры в действительности не «воевали против тоталитарного коммунизма», у них была совершенно иная мотивация: «уничтожить как можно больше русских».

А с учетом героизации нацизма и откровенной русофобии в Прибалтике, которая не просто поддерживается, а нагнетается там с самого начала распада СССР, стоит очень четко понимать, что эта мотивация никуда не делась. И тут, как говорится, «если кто-то сказал, что хочет вас убить – верьте ему».

Ранее «Точка» писала о том, как русские «глушилки» напугали всю Европу.


Подготовил Александр Чаусов, публицист, кандидат исторических наук


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости