//Зловонная проблема или деньги не пахнут? Чем обернется для фермеров новый закон «о навозе»

Зловонная проблема или деньги не пахнут? Чем обернется для фермеров новый закон «о навозе»

30 июня — Iatochka.news. Депутаты Госдумы в 28 июня приняли закон, который разрешает россиянам использовать навоз в сельском хозяйстве. Это касается и коммерческих фермерских хозяйств, и садоводов-любителей. Нормы обращения с навозом и пометом, определенные законом, многих поставили в тупик, кого-то напугали. «Точка» выяснила, к чему приведет регулирование обращения с отходами жизнедеятельности скота и птицы.

Навоз 1.JPG

Фото: pxhere.com

По оценкам депутатов, ежегодно в России образуется 180 миллионов тонн навоза и помета. Людям, работающим на земле, от предков досталось знание: отходы жизнедеятельности животных отлично удобряют землю. Так почему сегодня это народное знание, имеющее и научные доказательства, вдруг разрешили использовать?

Все ради налогов и сборов?

Многие фермеры и до принятия нового закона, который вступит в силу только в марте 2023 года, сталкивались с препонами в виде дополнительных материальных затрат при хранении, использовании и реализации побочных «продуктов» своих подворий. О некоторых из них «Точке» рассказал руководитель вологодского крестьянского хозяйства «Русь» Владимир Шушков, который занимается разведением птицы. Как ни крути, говорит фермер, получается, что по существующим нормам в любом случае он нарушает закон.

«У меня уже есть предписание о том, что я должен построить пометохранилище. На своем участке я не могу этого сделать по санитарным нормам — оно должно находиться на определенном расстоянии от хозяйственных строений, где содержится птица, а земля ограничена», — рассказал Владимир Шушков.

Руководитель птицефермы рассказал, что пытался получить в аренду дополнительный участок, и они есть. Например, в промзоне его города. Но властям, считает Владимир Иванович, выгоднее предоставить землю предприятиям за более серьезные деньги, чем может предложить предприниматель.

«Получается, что законодательство я нарушу в любом случае: и если построю пометохранилище на участке, который для этого не пригоден, и если не построю, потому что есть предписание. Сейчас меня штрафуют за то, что отходы хранятся не на бетонной площадке, на земле, или за то, что они находятся рядом с птичником. А шансов получить новый участок для складирования помета — нереально. За вывоз свежего помета на свалки или, например, в лес, тоже оштрафуют, потому что нельзя», — обрисовал ситуацию предприниматель.

куры.JPG

Фото: pxhere.com

До сегодняшнего дня Владимир Шушков отвозил подготовленный, то есть перегнивший, помет в соседнее сельхозпредприятие или бесплатно раздавал соседям-дачникам. Теперь он переживает, что после принятия закона это станет дорогим удовольствием, поскольку, предполагает он, придется оплачивать ветеринарную экспертизу по безопасности «продукта».

Государство предлагает делать золото из навоза

Авторы инициативы принялись за новый закон как раз из-за ситуаций, подобных той, в которой оказался наш собеседник Владимир Шушков. В последние годы у фермеров действительно возникали проблемы с использованием экскрементов животных, потому что они относились к категории отходов с особыми правилами их утилизации.

И тут возникло сложнейшее правовое противоречие: в законодательстве отходы жизнедеятельности животных приравнены к отходам производства, а значит, их нельзя использовать в сельскохозяйственном обороте. Из-за этого компаниям выписывали огромные штрафы за нарушение правил утилизации.

«С 2015 года сельхозтоваропроизводители России сталкиваются с проблемой неоднозначного толкования законодательства об отходах производства и потребления применительно к побочным продуктам животноводства (навоза и помета), а также с проблемой реализации и использования побочных продуктов животноводства, как отдельного объекта хозяйственного оборота»,говорится в пояснительной записке.

Юрист Ирина Ваганова в беседе с «Точкой» успокоила фермеров — предпринимателей и любителей. Теперь закон приравняет навоз и помет к удобрениям и создаст отдельные правила обращения с ними.

«Как дела обстоят сейчас: закон “о навозе” № 458 существует с 2014 года. Он четко прописывает порядок транспортировки, сбора, хранения и утилизации таких отходов. Согласно ГОСТу, навоз относится к 3 и 4 классам опасности, то есть, умеренно и малоопасные отходы. Важно и то, что согласно закону, к 1 июля 2016 года утилизация таких отходов должна быть обязательно сертифицирована, для чего требуется покупка весьма дорогостоящей лицензии — от 100 тысяч до миллиона рублей», — пояснила Ирина Ваганова.

коровы.JPG

Фото: pxhere.com

С одной стороны, это оправдано тем, что свежий навоз — не удобрение, а вот переработанный по правилам и регламентам, о которых знают производители, — полезная субстанция для сельхозпроизводителей. Этот момент и встревожил хозяев сельских подворий, говорит Ирина Ваганова, мол, надо приобретать разрешения даже маленьким частным хозяйствам.

«Люди испугались, что всем, кто держит скот, теперь придется покупать дорогостоящие лицензии, чтобы иметь право утилизировать навоз, делая из него перегной для своей же земли. Эта паника также напрасна и не обоснована», — успокоила специалист.

Ранее генеральный директор Национального Союза свиноводов Юрий Ковалев в интервью изданию «Ветеринария и жизнь» отметил, что много лет Минсельхоз и Минприроды руководствовались своими инструкциями. Например, если животновод перерабатывает навоз в органические удобрения по всем стандартам, то не должен лицензировать эту деятельность и его нельзя оштрафовать, потому что экскременты превращаются в удобрение.

А вот у Роспотребнадзора другое видение. Специалисты этого ведомства настаивают на том, что навоз и помет — отходы, и фермер должен получать лицензию, платить взносы за вредное воздействие на экологию. Это как раз то, с чем столкнулся собеседник «Точки», птицевод Владимир Шушков.

Новый закон как раз защитит мелкие подсобные хозяйства от неверной трактовки законодательства различными службами и ведомствами, контролирующими деятельность фермерских хозяйств и подворий.

Главные новости