//«Бабка за дедку»: коварный план озеленения Петербурга. Бизнес порешает

«Бабка за дедку»: коварный план озеленения Петербурга. Бизнес порешает

12 февраля - iatochka.news, 09:19. Согласно новому генеральному плану Санкт-Петербурга, территория зеленых насаждений должна составлять 30 % от общей площади города. А 5 февраля в правительстве Северной столицы заявили о больших планах на текущий год по созданию общественных пространств и благоустройстве. Казалось бы, положительная динамика налицо, но превратятся ли каменные джунгли в город-сад – это вопрос, в котором разбиралась «Точка».

vk.com / Комитет по благоустройству Санкт-ПетербургаФото: vk.com / Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга

Зеленое будущее

В 2024 году по сообщению пресс-службы администрации губернатора планируется создать 12 общественных пространств и благоустроить порядка 60 территорий. В целом, это продолжение уже имеющейся городской практики. По словам Александр Беглова, за последние 5 лет в Петербурге создано 226 общественных пространств, из них в прошлом году — 72. Это хорошие по российским меркам показатели.

Именно поэтому по итогам ушедшего года город на Неве признали одним из лидеров в выполнении федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Также в 2023 году культурная столица стала призером национальной премии России по ландшафтной архитектуре.

Из положительных примеров можно привести благоустройство набережных рек и озер, создание прогулочного маршрута на набережной Леонтьевского мыса и реки Карповки, зоны отдыха у Среднего Суздальского озера.

Новый же генплан, рассчитанный до 2040 года, предполагает создание еще девяти парков к 2040-му, в том числе «Тучков буян» на проспекте Добролюбова, сквер на улице Потапова в Красногвардейском районе, «Фестиваль-парк» рядом с пересечением Волхонского шоссе и Заводской дороги, «Парад садов» в Шушарах, линейный парк вдоль реки Волковки, парк культуры и отдыха «Озеро Долгое» и так далее.

Не все так радужно, как кажется

Но дьявол, как говорит поговорка, таится в деталях. На практике наше зеленое будущее не такое радужное, как при взгляде на цифру в 30%.

«В СМИ часто озвучиваются цифры о выделении денег на благоустройство и озеленение. Этому есть объяснение – последнее это и есть часть первого. Однако приводимые суммы не отражают то, насколько город станет более зеленым в реальности. Если заасфальтировать пустырь для площадки, где ребята будут упражняться на скейтах, то это тоже благоустройство, а зелени, наоборот, станет меньше», — рассказывает «Точке» геоурбанист и эколог Дмитрий Краснов.

По информации городских властей, в этом году муниципальным образованиям выделят порядка 6 миллиардов рублей на благоустройство и озеленение. На эти деньги собираются обустроить более 400 объектов.

«Сопоставьте эти 400 объектов с заявленным достаточно небольшим количеством планируемых парков и теми сложностями, с которыми столкнулись депутаты, желавшие увеличить площадь зеленых насаждений. Думаю, правильные выводы вы сделаете безо всякой подсказки», – продолжает градозащитник.

Например, ко второму чтению в законопроект о зеленых насаждениях было подано более 30 поправок, но многие дельные предложения не встретили понимания у законодателей.

Глава фракции КПРФ Роман Кононенко попросил не уменьшать парк Малиновка на 393 квадратных метра, хотя речь шла всего лишь о заасфальтированном проезде. Вопрос имел не столько практический, сколько психологический подтекст. Горожане долго боролись против сокращения территории парка. И даже формальное изменение его площади могли воспринять в штыки. Однако поправка принята не была. Похоже, для кого-то это было дело принципа.

Попытка предоставить статус сквера территории около гостиницы «Охтинская», где будет построено жилье для судей Верховного суда, тоже не увенчалась успехом. Зелеными зонами пожертвовали и рядом с местом строительства Орловского тоннеля.

«Ситуация с Орловским тоннелем хотя бы отчасти понятна. Городу надо решать и транспортную проблему тоже. Но почему не поддержали инициативу включить в зеленую зону 2,6 гектара между берегом Финского залива и домом № 137 по Приморскому шоссе я не понимаю. Люди уже не первый год борются за эту территорию и даже самостоятельно благоустроили ее», — напомнил Дмитрий Краснов.

Зеленое противоречие

Учитывая, с каким трудом дается создание новых скверов, заявка на общее увеличение зеленых зон звучит странно.

«Никакого противоречия нет. В городе, особенно в Пушкинском районе, где много сельскохозяйственных полей, сохранились немало территорий, на которые пока нет инвесторов, желающих построить там недвижимость. Пока земельные участки никому не нужны, их можно указать, как зеленые территории», — выразил мнение в беседе с «Точкой» руководитель общественного движения «Экологическая милиция» Сергей Грибалев.

Ключевое слово тут «пока». Ведь после развития соседних территорий, строительства города-спутника Южный или когда закончатся свободные участки на царскосельских холмах и землях бывшего колхоза Ленсоветовский, как раз придет пора пересматривать генплан.

«И тогда, возможно, появятся какие-то «объективные» причины, по которым зеленые территории должны быть уменьшены. При этом стоит отметить, что в нынешнем виде эти зоны часто не выполняют своих рекреационных функций, а просто числятся в этом качестве», — говорит спикер.

Например, зона рекреационного значения южнее Рехколовского шоссе между железной дорогой на Гатчину и Киевским шоссе указана как рекреационная. Но сейчас это просто частично заросшее поле, рядом с которым только один населенный пункт — деревня Александровская. Так что отдыхающих там граждан явно не много.

«То, что территорию южнее Рехколовского шоссе отвели под зону рекреации - безусловно здорово, и я надеюсь, что когда-нибудь там действительно появится лесопарк. Но вызывает опасение предположение, что этот «подарок» местным жителям сделан, чтобы они меньше возмущались из-за планов проложить через Александровку дорогу из Южного. Однако позже, через лет 10-15, от гипотетического парка могут отрезать пару квадратных километров под очередную жилищную застройку, а чтобы жители не возмущались, пообещают построить в качестве компенсации что-то интересное», — опасается Дмитрий Краснов.

А что, очень удобно: вырастить несколько проблем, чтобы решить что-то в свою пользу в обмен на реализацию более горящей темы вроде строительства долгожданной поликлиники. То есть новый генплан не так уж плох, но только при условии, что его в дальнейшем снова не скорректируют в пользу застройщиков в ущерб людям.

«А чтобы этого не произошло, надо активно бороться за то, чтобы заявленные под рекреацию или как защитные леса территории засаживались деревьями. Практика, что парки начинают создавать только тогда, когда вокруг уже вырос город, порочна. Если мы заранее планируем где-то жилые кварталы, то и деревья надо начинать высаживать заблаговременно. Пусть растут, чтобы, когда люди приедут на новоселье, рядом уже шумела листьями обещанная по генплану зеленая зона», — считает Грибалев.

Вряд ли кто-то будет прокладывать дорожки в парке, где слишком мало людей, если бюджет ограничен. Тут ситуация двоякая. К примеру, в Пушкинском районе сделали парк Дальняя Рогатка, в котором почти никто не гуляет. И ничего, средства нашлись, отмечает Дмитрий Краснов.

«А я предлагаю не благоустраивать будущие парки, а пока хотя бы высаживать саженцы путем обычного лесовосстановления, задел уже будет положен. Это намного дешевле, чем потом ту же территорию покрыть штучными саженцами от метра и более, как это принято у нас делать. Так что в долговременной перспективе это не только польза людям и природе, но и экономия бюджета», — предлагает градозащитник.

vk.com / Комитет по благоустройству Санкт-ПетербургаФото: vk.com / Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга

Но у зеленых зон разные собственники. Есть территории рекреации, есть защитные леса. Кроме того, много площадей попадают в зоны транспортной инфраструктуры.

«Проблема правового статуса действительно существует, но только при отсутствии политической воли. Это решаемый вопрос, если администрация им займется. А если мы будем действовать по принципу, что когда люди начнут жаловаться на отсутствие зелени, то тогда мы закажем проект и так далее, бабка за дедку, дедка за репку, то в этом случае население будет справедливо недовольно ситуацией», — уверен Грибалев.

Часть земель под рекреацию находятся в муниципальной собственности, а территории потенциальных и реальных защитных лесов частично (зона озелененных территорий специального назначения, как указано в генплане) находится в ведомстве лесхозов. С этими зонами в теории проблем нет. Но есть и то, что принадлежит частным и юридическим лицам.

«Земли, отведенные под рекреацию, уже не продашь под застройку. Что с ними делать собственнику? Соответственно, они могут быть приобретены городом для создания парка относительно дешево. Поля же, которые хотят отвести под озелененные территории вокруг новых промзон, нужно переводить в лесные земли, чтобы лесхоз провел там соответствующие мероприятия. Все юридически решаемо и не так дорого, как пугают некоторые», — считает юрист Надежда Шабанова.

Кому выгодно

То, что проблема решаема, еще не означает, что власть сделает очевидные шаги. Парки и леса нужны местным жителям да активистам из их числа. Но если предположить, что чиновникам новые зеленые зоны были нужны только чтобы протащить новый генплан, что перспективы рисуются грустные.

«На самом деле в решении проблемы больше заинтересованных сторон, чем кажется. Тем же застройщикам выгодно, если рекреационная зона, к тому времени, как они построят дома, будет уже засажена деревьями. В таком случае продать квартиры проще, не только потому что есть зелень. У покупателей отпадает страх, что после покупки квартиры напротив построят еще одно Мурино», — оптимистично настроен Краснов.

Что касается защитных лесов вокруг промышленных зон, то тут помощь может оказать бизнес. Высадка деревьев поможет сгладить негативное впечатление у местного населения от появления заводов, которые редко кто любит видеть рядом со своим домом.

«В целом мы с моими единомышленниками настроены оптимистично. Мы будем бороться за новые зеленые зоны. Главное не упустить момент и начать действовать уже сейчас», — сказал Сергей Грибалев.

Ранее «Точка» уже писала о развитии зеленых зон в Пушкинском районе и рисках для их существования из-за действия строителей.


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости