//Черные тучи минералов сгустились над Усть-Лугой. Какие «подарки» получают жители от угольных терминалов

Черные тучи минералов сгустились над Усть-Лугой. Какие «подарки» получают жители от угольных терминалов

Вот уже несколько лет с начала работы угольных терминалов в Усть-Луге местные жители Кингисеппского района рассказывают о клубах черной пыли, которая периодически приходит со стороны порта. С одной стороны, люди боятся, что эта пыль нанесет вред здоровью, с другой — порт обеспечивает жителей работой. Можно ли найти золотую середину в этом вопросе, разбиралась «Точка».

Скрин на главную.JPG

Фото: Prt Scr vk.com / «Вистино»

На протяжении нескольких лет, с тех пор, как в порту Усть-Луги начали работать угольные терминалы, жители постоянно сообщают о неприятных «осадках» техногенного происхождения. То зимой в Вистино, Логах и других населенных пунктах появляется черный снег, то летом поселки накрывает угольная «буря».

Снимок ребенок погулял.JPG

Фото: PRT Scr vk.com/ «Дорожный контроль. Ленинградская область»

Снимок уголь зимой.JPG

Фото: PRT Scr vk.com / «Кингисепп | KNG»

При открытии угольного терминала, как и при запуске минерального, людям обещали, что никакого вредного воздействия на окружающую среду и на их здоровье не будет. Так, например, директор по развитию ООО «Ультрамар» Виктор Гешеле во время интервью автору медиапроекта «Новости.Пешком» Галине Паламарчук настаивал на том, что все делается технологически правильно. Правда рассказывал он про порт в Эстонии, где погрузка-разгрузка минеральных удобрений происходит закрытым способом через специальные галереи. Ну, а кроме того, сказал он, не хлебом единым жив человек — вдыхая то, что переправляет порт, по убеждению Гешеле, люди якобы получают незаменимые для поддержания здоровья вещества.

«Это же минеральные удобрения, это же не химия. Мы же, люди, помимо витаминов потребляем и минералы. Для чего? Потому что наш организм требует… Как они производится — это отдельный вопрос, но когда удобрение хранится на складах, грузится на судно, оно не несет никакой экологической нагрузки. Это продукция — как крупа», заявил Виктор Гешеле.

В документации предприятии «Ультрамар» в качестве вида деятельности значится перевозка сыпучих грузов, в частности, минеральных удобрений. Судя по видеосъемкам жителей, есть все основания предполагать, что черные кучи лежат без каких-либо защитных экранов или куполов. Если следовать логике директора по развитию «Ультрамара», угольная пыль тоже полезна?

Антракоз и эмфизема — в подарок от терминалов?

Стоит отметить, что некоторые пользователи соцсетей оставляют скептические комментарии под постами встревоженных жителей. Смысл некоторых комментариев таков: мол, мыться с мылом надо чаще; мол, рабочие места есть, чего еще надо; уголь очищает зубы.

Может быть, действительно, не стоит так уж близко к сердцу принимать ситуацию с появлением сажи в Кингисеппском районе? С этим вопросом «Точка» обратилась к врачу-торакальному хирургу ФГБУ ФНКЦ ФМБА России Натальея Хайдуковой. Отмыться с мылом от угля изнутри, по ее словам, не получится.

«Я не пульмонолог, я хирург, но могу сказать, что во время операций мы постоянно видим у курящих пациентов, и даже у пациентов, которые живут в центре городов, признаки антракоза легочных тканей. То же можно говорить и том, что такое заболевание может возникнуть, когда уголь попадает в организм», — констатировала эксперт.

Антракоз — это фиброзирующее заболевание легких, возникающее в результате вдыхания и отложения в легких угольной пыли или сажи. С большой долей вероятности можно предполагать, что у многих жителей населенных пунктов, расположенных рядом с портом Усть-Луги такой недуг обнаружится.

Проблема угольной пыли в том, пояснила хирург, что мы не можем ни переварить, ни растворить, ни усвоить сажу.

«У организма нет никаких внутренних химических агентов, чтобы переварить сажу и уголь, поэтому она оседает на стенках альвеол, затрудняя газообмен, вызывая повышенную хрупкаость альвеол, что приводит е эмфиземе легких. Конечно, нельзя говорить, что эти процессы могут быть вызваны только лишь вдыханием угольной пыли, это комплексный процесс, связанный и с генетическими, и аутоиммунными механизмами, может повлиять и наследственность. Но совершенно однозначно, что вдыхание угольной пыли ускоряет и обостряет течение хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). На терминальных стадиях таких пациентов можно спасти только с помощью пересадки легких», — констатировала Наталья Хайдукова.

Технологии есть

Один из руководителей «Ультрамара» настаивает на том, что перевалка грузов на его предприятии происходит, как надо. Но жители не верят, иначе, наверное, они не стали бы заполнять жалобами страницы в соцсетях, в том числе и официальные аккаунты властей региона.

А между тем, технологии, помогающие снизить нагрузку на экологию от деятельности подобных предприятий, существуют и успешно применяются в других портах России. Все дело, как обычно, упирается в деньги и жесткий контроль.

Специалисты говорят, что 80–85 % угольной пыли в границах терминала можно удерживать и осаживать. Но это требует от предприятий крупных вложений и четкого соблюдения технического регламента работы.

Летом, например, штабели с углем орошают водой, зимой — снежной взвесью. Останавливает распространение угольной пыли лесополоса. Но в последние годы в окрестностях порта Усть-Луги зеленые насаждения, напротив, выкорчевываются. Помогают уберечь природу и людей и специальные ветрозащитные экраны вокруг наиболее пыльных операций по перевалке.

Ответ на вопрос, применяются ли эти или другие технологии на терминалах порта в Кингисеппском районе, получить затруднительно. Можно лишь предполагать. А жителям остается только самостоятельно ограждать себя от «черной заразы».

Как снизить пагубное воздействие угольной пыли

Ответ — практически никак. Например, если мы употребляем жирную пищу, то организм знает, как переработать холестерин. А с углем организм сделать ничего не может — это абсолютно инертное вещество, не вступающее во взаимодействие ни с какими ферментами, тканями, жидкостями организма, пояснила собеседник «Точки» врач-торакальный хирург Наталья Хайдукова.

«Уголь не выводится из легких, он накапливается год за годом. Если человек постоянно этим дышит, то, как правило, уже к 50-ти легкие у него будут черного цвета. Даже во время операций, рассекая легочную паренхиму, мы видим маслянистую сажу прямо на скальпеле»,рассказала врач о возможных последствиях жизни вблизи угольных терминалов, где не соблюдают технику безопасности.

Единственное, что можно порекомендовать для профилактики заболеваний легких жителям Кингисеппского района, которые почти ежедневно сталкиваются с угольной взвесью — устанавливать дома и в офисах очистители воздуха, налаживать в помещениях приточно-вытяжную вентиляцию. Если говорить словами известного ленинградского поэта, «пока так».

Постскриптум

На одну из недавних жалоб жителей Кингисеппского района ответили представители комитета государственного экологического надзора Ленобласти, а также губернатор Александр Дрозденко в комментариях со своей страницы. Глава региона отметил, что погрузка угля не соответствует специализации терминалов и, если верить его письменному ответу в комментариях к претензиям жителей, распорядился обратиться в природоохранную прокуратуру и Роспотребнадзор для выяснения сложившейся ситуации.

Ответ Дрозденко.JPG

Фото: PRT Scr vk.com / «Вистино»

Из ответа главы региона следует, что некоторые предприятия в портах Усть-Луги не сертифицировали деятельность по перевалке угля. Александр Дрозденко пообещал разобраться. Что ж, будем следить за развитием событий и посмотрим, как губернаторское слово подействует на собственников предприятий.

Ранее «Точка» рассказывала, как Ленинградская область становится областью тысячи мертвых озер.

Главные новости