//«Мы тебе это припомним»: правда о буднях русских грузчиков и дворников

«Мы тебе это припомним»: правда о буднях русских грузчиков и дворников

9 января - iatochka.news, 09:07. Бывает, что востребованные специалисты отказываются от работы на престижной должности, и уходят в уборщики. Или в грузчики, а может даже и в дворники. Думаете, сказка? Нет, все это реальные истории, переворачивающие представление о непрестижной работе, на которую традиционно берут в основном мигрантов. Подробности – в материале «Точки».

Фото: пресс-служба правительства Ленинградской области

Труд принято делить на престижный и не очень. К первому стремится большинство, а второй порой вызывает отторжение даже у тех, кто не может никуда устроиться. И на эти вакансии берут мигрантов, которые дополнительно усиливают эффект отторжения. Хотя работа дворником или грузчиком, не требуя образования и особых навыков, часто не так уж плохо оплачивается. И даже может приносить истинное удовольствие. Чтобы найти плюсы, которые для многих оказываются за кадром, «Точка» побеседовала с тремя петербуржцами, чье мнение ломает стереотипы о непрестижной профессии.

Часть первая: о тех, кто идет в дворники ради удовольствия, а не денег

Сначала немного статистики. По данным пресс-службы hh.ru СЗФО, за ноябрь 2023 года размещено более 260 вакансий для дворников, что на 21% больше, чем в октябре. Верхняя планка зарплаты дворника в городе уже превышает средний уровень дохода специалиста по городу в начале года (51 700₽). Востребованность этих рабочих в целом по городу достаточно хорошая, и не только не падает, но и стабильно растет. Поговорим с одним из них, уже знакомому читателю по предыдущему материалу «Точки».

«У меня есть кое-какие халтуры, но это все удаленная работа за компьютером. Однако человек же должен двигаться. Вот я и чередую работу за столом с уборкой снега. Обычно тружусь по 4 часа, но когда сильный снегопад, то приходится задерживаться. А вообще все эти компьютерные и офисные работы оставляют ощущение какой-то «невсамделишности» что ли… Вот я двор убрал, мою работу видно, люди довольны. И труд мой настоящий, и сам я себя ощущаю настоящим, не знаю, как лучше объяснить», – говорит Евгений, получающий здесь «по сдельной» 1 500 рублей за 4 часа.

Часть вторая: вежливые люди – это не только «зеленые человечки»

Спрос на грузчиков достаточно выраженный – более 700 вакансий за месяц. Это на 11% больше, чем в октябре. Соискательский интерес к этой профессии средний – порядка 2 000 резюме, но все равно не покрывает потребность работодателей.

«Большая физическая сила современному грузчику особо не нужна. Действительно тяжелые вещи поднимают механизмы. В руках что-либо носить дальше нескольких метров тоже не приходится. Но вот выносливость требуется – все-таки целый день в движении. Но в моем возрасте это, скорее, плюс, чем минус. Времени и денег на спортзал нет, а тут – бесплатный фитнес, да еще за него приплачивают. Где еще найдешь такие льготные условия?» – шутит Михаил (имя изменено), один из петербургских грузчиков.

Наш собеседник – мужчина на вид лет пятидесяти, худой, слегка небритый, но, тем не менее, вежливый и опрятный. На Геракла или Илью Муромца похож в последнюю очередь, но работу свою бросать не планирует. Говорит, что нравится.

«Работу закончил и свободен. Никто не позвонит, как бывает у жены и детей, в выходной с вопросами. Двери склада за мной закрылись, и все – я свободен. Другое дело, что пока ты на объекте, могут напрячь дополнительно. Трудиться положено по 12 часов, но часто бывает и больше. Допустим, рабочий день заканчивается, и тут бригадир объявляет, что, мол, сегодня грузим 14 часов. Люди, естественно, повозмущаются, но, все равно остаются доработать дополнительные пару часов», – говорит собеседник «Точки».

Положенное время отдыха общей длительностью один час в течение дня разбито на несколько частей. Полчаса отводится на обед. Столовой на складе нет, поэтому Михаил ест из термоса в раздевалке. И еще есть два перерыва по 15 минут: сходить в туалет и перекурить, кто имеет такую привычку, а таких половина. Но неужели людей удерживают на рабочих местах насильно?

«Насильно никого не держат. Вот вчера парень подходит к старшему и спрашивает, можно ли уйти. Ему отвечают: «Можно, только мы тебе это припомним». Я вот рассказываю, и, наверное, со стороны это кажется очень жестко, но по ощущениям все не совсем так. Два лишних часа – это, конечно, свинство, но за них заплатят дополнительно. И главное мы понимаем, что так надо. Сами понимаем. У нас на складе вообще принято помогать друг другу», – с гордостью заявляет грузчик.

Бригады, которые здесь работают, в основном построены по национальному и земляческому принципу. Русские обычно трудятся с русскими, дагестанцы с дагестанцами, есть и мигранты из средней Азии, но последних меньшинство, в основном граждане России.

«Несмотря на то, что все трудятся с земляками, взаимопомощь и выручка в целом такая, что редко где такое встретишь. В первые дни работы я не всегда мог сориентироваться с маркировками: где какой стеллаж, куда нести, где брать. И тут же любой проходящий мимо остановится, сам предложит помощь, подскажет, если надо, подсобит закинуть тяжесть на тачку. Абсолютно любой. Такой взаимопомощи я нигде не видел», – теперь понятно, чем именно привлекла собеседника его работа.

А ведь она непростая: 12-14 часов ходить без остановки, отвлечься некогда и не на что, телефоны грузчики оставляют в раздевалке (мобильники с собой на складе есть только у старших). Кстати, фактов воровства за время работы Михаила тут ни разу не было.

«Что касается курьезов, о которых вы спрашивали, то и такое было. Принято считать, что грузчики – это неотесанные грубияны. Но вот заканчивается рабочий день, я сажусь в автобус, и мне прямо режет слух речь молодежи, которая матерится на весь автобус. Я за 15 часов работы среди грузчиков не слышу столько нецензурной лексики, сколько говорит какой-то сопляк, рассказывая о том, как он сегодня отучился в университете», – мужчина укоризненно качает головой.

Часть третья: уборщик и мигранты

В пресс-службе hh.ru СЗФО полагают, что бизнес в любом случае не справится без трудовых мигрантов, так как якобы численность активного местного трудоспособного населения недостаточна, чтобы закрыть все запросы как бизнеса, так и государственных, муниципальных предприятий. В условиях острого дефицита кадров они предлагают работодателям приглашать не только трудоспособных мужчин и женщин 25-30 лет, но и другие категории работников: соискателей моложе 18 лет и старше 45 лет, кандидатов с инвалидностью и так далее.

Но герой предыдущего материала «Точки» Дмитрий Краснов, работавший в хостеле тоже не на престижной профессии, имеет на этот счет иную точку зрения.

«Я не согласен с мнением, что нам нужны мигранты. Случайно оказавшись в хостеле, на непрестижную работу в принципе я пришел специально. В начале 2022 года, после полугода безуспешных попыток трудоустроиться, меня пригласили на собеседование в одну из структур Газпрома. Пока ждал своей очереди, мне позвонили и предложили пойти смотрящим за домом, где предстоит быть оператором котельной, сторожем и уборщиком», – вспоминает собеседник издания.

Фото: пресс-служба правительства Ленинградской области

На собеседовании выяснилось, что в руководстве компании находятся бывшие сослуживцы Дмитрия. Его потенциальный начальник даже пошутил, что собеседование похоже на встречу выпускников. Краснова были готовы взять на престижную работу, где в его задачи входило периодически летать по всей стране с проверками строящихся объектов.

Напомним, собеседник «Точки» – человек высокой квалификации, и во время службы в надзорных органах курировал в своей части строительство «Северного потока – 2». Но Дмитрий отказался, сославшись, что не хочет подставлять своих работодателей отсутствием прививки от ковида, на которую у него аллергия. Говорит, на самом деле это был повод, а не настоящая причина отказа. Перед командировками он просто мог каждый раз сдавать тест, о чем ему и сообщили.

«Я тогда подумал, ну, вот меня, наконец, оценили. И я, кстати, очень благодарен Газпрому, как единственной структуре, которая оценила меня как специалиста. А второй мыслью было, что будет очень красивым ходом, если я ради непрестижной работы откажусь от престижной. Это было спонтанное, интуитивное решение, принятое в течении одной минуты», – рассказывает Краснов.

Мотив это странного поступка был на самом деле не лишен логики. Наш собеседник хотел собственным примером показать согражданам, стесняющимся непрестижной работы, что не надо ее бояться.

«Если я, как человек, занимавший статусные должности, не стесняюсь мыть полы, то человек, только начинающий карьеру, тем более не должен воротить нос от трудоустройства. Якобы вокруг нет достойной его работы. Сидя безработными, мы тем самым создаем вакуум на рынке труда, который заполняют мигранты. Я и до работы в хостеле считал, что иностранная рабочая сила нам не нужна. А полгода пожив в их общежитии, окончательно в этом убедился», – поведал мужчина.

Ирония судьбы в том, что Краснов устроился в хостел чтобы противодействовать засилью мигрантов на рынке труда. Но из хостела его убрали хозяева – киргизы. Они отказались от его услуг, как только смогли оформить на себя котельную, за которой наш герой присматривал. Мигранты победили, но надеемся общественный резонанс от этого случая принесет тем, кто отнимает рабочие места у русских граждан, еще большее поражение, чем их мнимая победа.

«Все знакомые покрутили пальцем у виска после моего выбора работы. Мол, так никто не делает. Но я считаю, что сделал правильный выбор. Главное, супруга и дети меня всегда во всем поддерживают. Мой же опыт на разного рода рабочих специальностях обогатил меня множеством новых впечатлений, что для меня, как писателя и общественного деятеля, очень полезно», – уверен заявил собеседник «Точки».

Под занавес

В этот раз наш материал получился похож на притчу в трех частях. Но мораль, как и полагается по жанру, тут незамысловата. Нет непрестижного труда, но есть работа, которая нужна людям. И есть люди, которые ее делают. Смогли они, сможем и мы. Нам не нужны мигранты. Граждане нашей великой Родины способны сами сделать для нее все, чтобы она стала еще более процветающей. Без чужой помощи.

Об организации, где трудился Дмитрий Краснов до того, как его выгнали с работы люди без образования и опыта, «Точка» писала ранее.


Материал подготовил Илья Земцов


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.

Главные новости