Гатчину не спасти: безнадзорная экология приближает смрадный апокалипсис

19 ноября – iatochka.news, 17:12. Жители Гатчины, которая вроде бы должна стать столицей Ленобласти, дышат через раз. Потому что зловоние от соседнего полигона стоит невыносимое. Созданный по общественной инициативе чат-бот фиксирует сотни случаев появления неприятных запахов в сутки по всему городу. Особенно много сигналов было 5, 20, 21, 24 и 27 октября. Однако лаборатория комитета эконадзора, приехав в столицу 47-го региона 26 и 29 октября, не обнаружила в воздухе превышений ПДК. И жители задались резонным вопросом: почему госорган вместо защиты населения занимается профанацией природоохранной деятельности? Что с ним не так?

pxhere.comФото: pxhere.com

«Точка» уже писала о роли, которую теоретически должен играть комитет государственного экологического надзора Ленинградской области в защите природы 47-го региона. Где же слабое место инспекции, почему область стала экологически безнадзорной?

«У каждой ошибки (или проблемы) есть фамилия, имя и отчество», – заявил «Точке» бывший сотрудник указанного комитета Сергей Грибалев.

Поэтому мы расскажем о сотрудниках этой организации. Многие из них очень известны.

Слабое звено

Комитет эконадзора не сразу превратился в объект критики. Его предшественником следует считать ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль», прославившееся под руководством Сергея Орлова и Сергея Вородимова активной борьбой с несанкционированной добычей полезных ископаемых.

«Время было сложное. Сотрудникам приходилось сталкиваться с бандитами и крышевавшими их представителями силовых структур. Это было легендарное время, когда власть боролась с развалом страны. Инспекторам при аресте воровской техники приходилось, стоя где-нибудь посреди ночного леса, держать руку на кобуре», рассказывает Сергей Грибалев.

Со всей России поступали звонки из региональных инспекций с просьбой поделиться опытом борьбы с «черными копателями». В 2008 году Леноблэкоконтроль из ЛОГКУ стал комитетом, а большинство его сотрудников перешло в новую структуру.

Немного истории

В среднем каждые два года в эконадзоре менялся председатель. Но, к сожалению, ни один из них не обладал профильным образованием, чтобы понимать нюансы руководимого процесса. И при каждой смене босса, рассказывает Грибалев, высшие руководящие должности в инспекции, как правило, занимали люди, также не имеющие диплома в области экологии или лесной отрасли.

Были и исключения. Получивший пост начальника Северного отдела Дмитрий Шмарков пришел в 47-й регион из администрации Санкт-Петербурга. В культурной столице он много лет работал в сфере охраны окружающей среды. Его задача, видимо, заключалась в том, чтобы обогатить областников опытом. Примерно через год новый сотрудник попался на взятке в 650 тысяч рублей. За данное деяние чиновник получил пять лет строгого режима.

Порочная практика

Может, среди личного состава организации не нашлось людей, достойных двигаться вверх по служебной лестнице? Иначе чем объяснить тот факт, что при столь частой смене руководства почти никому из старожилов не удавалось вырасти выше начальника отдела?

Не совсем. Например, ушедшие в 2021 году из эконадзора Алексей Иванкин и Елена Таргоний заняли посты заместителей руководителя управления Росприроднадзора по СЗФО.

Фото из личного архива Сергея ГрибалеваНа переднем плане Сергей Грибалев и нынешний министр Новгородской области Александр Юрченко / Фото из личного архива Сергея Грибалева

Много лет отработавший главным специалистом оперативно-контрольного отдела Александр Юрченко – теперь министр в Новгородской области. В нашем регионе его организаторские способности и многолетнюю службу, возможно, не оценили по достоинству.

Никита Волк, тот самый, к кому со всей страны обращались за советом, сначала был понижен в ранге, а в том же 2021-м сокращен. Новой достойной должности в родном коллективе ему не предложили. Зато в настоящее время он второе лицо в Дирекции особо охраняемых природных территорий.

Собеседника «Точки» Сергея Грибалева постигла та же судьба. А ведь именно он поначалу рассматривался как первый потенциальный председатель комитета. Но потом концепция изменилась.

Были и другие пострадавшие талантливые специалисты в инспекции, отправившиеся работать грузчиками или на иных неквалифицированных должностях. Увы, вакансий меньше, чем достойных их специалистов.

Например, точка уже писала о старожиле эконадзора Дмитрии Краснове, который мыл туалеты в хостеле для гастарбайтеров. То есть специалист, курировавший в своей части проведение Северного потока-2, пионер системного надзора за региональными ООПТ Ленобласти и применения бланков-квитанций, по которым теперь работают сотрудники ведомства, оказался никому не нужен.

Новое время

В 2021 году комитет возглавила молодая женщина Маринэ Тоноян, не имеющая ни опыта работы в сфере охраны окружающей среды, ни профильного образования. По данным официального сайта администрации Ленинградской области ее образование связано с юриспруденцией и культурологией, но никак не с экологией. До этого чиновница работала заместителем в администрации Всеволожского района у Андрея Низовского. Сейчас Маринэ Радиковна по данным The Moscow Post возглавляет областное КУГИ.

Фото из личного архива Сергея ГрибалеваФото из личного архива Сергея Грибалева

«Точка» не настаивает на конспирологических теориях. Вполне возможно, массовый исход специалистов после ее назначения (некоторые из которых работали в команде более 15 лет) был просто стечением обстоятельств. Как бы там ни было, в других структурах внезапно возникла необходимость в специалистах, и люди ушли туда, где оказались более востребованы. Просто досадное для имиджа совпадение.

Мужской поступок

Справедливости ради стоит отметить, что в ряде случаев отсутствие профильного образования у руководителей компенсировалось деловыми и личными качествами. Когда один из инспекторов комитета, выполняя свои должностные обязанности, больно задел интересы высокопоставленных должностных лиц Санкт-Петербурга, ни Александр Дрозденко, ни Михаил Козьминых (бывший тогда председателем) не дали подчиненного в обиду.

Губернатор показал себя человеком чести, которого соблюдение закона волнует больше полезных связей. Да и Михаил Юрьевич повел себя как настоящий мужчина. От злополучного же инспектора в комитете избавились позднее, уже при другом председателе.

Нет пророка в своем отечестве

Сейчас комитет эконадзора тоже возглавляет человек, пришедший сразу на руководящую должность. Согласно данным сайта «Гатчинка.рф» нынешняя глава комитета Агаева Рамила Эльмурадовна закончила ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций» по специальности «Юриспруденция». Но, судя по «успехам» организации в борьбе с гатчинскими проблемами, юридического образования для руководителя, возможно, недостаточно. Наверное, нужен эколог.

Мы не обвиняем комитет эконадзора или его сотрудников в непрофессионализме. Только приводим факты и задаемся вопросами, вытекающими из логики происходящего.

Трудно предположить, что практика назначения на руководство государственным органом людей без соответствующего образования несет пользу региону. Это странно с учётом, что бывшие специалисты из этой организации востребованы везде, кроме той кузницы кадров, где они выкованы. Как бы там ни было, бедная Гатчина: запахи ускользают от инспекторов, переполненный полигон никак не закроется, радон и бакланы летят в ночи, как предвестники апокалипсиса. Кто спасет тебя, столица Ленобласти?


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.