13 февраля – iatochka.news, 09:26. Больше месяца прошло, как в Ломоносовском районе Ленинградской области потушили свалку с токсичными отходами. В январе тлеющие массы засыпали грунтом. И только сейчас власти признали проникновение ядовитых стоков со свалки в Симоногонте в водоподводящую систему фонтанов Петергофа и даже ввели на территории режим чрезвычайной ситуации. Почему это произошло только сейчас, разбиралась «Точка».
Фото из личного архива Максима Найденова
Пахнет химией
Пожар потушили, но жители Низино продолжают тревожиться из-за подозрительных запахов химии от воды. Причем волнует людей не только запах, но и начавшиеся проблемы со здоровьем.
Так, местная жительница Кристина Коковина рассказывает, что у всей семьи кашель с декабря, першит горло, и нос словно забит ватой.
«Конец декабря и январь мы буквально задыхались, живем в частном секторе в Новом Петергофе. На улице невозможно было дышать и дома тоже. У мамы половины легкого нет, так она без ингаляций теперь вообще дышать не может. В начале января эту свалку, где на глубину 7 метров закопаны отходы таблеток и лакокрасочных изделий, пробовали тушить водой, но было очень холодно и вода замерзала. Лили воду очень долго, но без результата. А там, на минуточку, торфяники, которые будут тлеть и гореть всегда под землей вместе с этой отравой, – поделилась бедами с «Точкой» Кристина. – Когда чуть потеплело, завалили свалку землей, и на какое-то время вонь прошла, но начали вонять водоемы и скважины. Сейчас, когда начались погодные качели, вонь опять появилась, особенно утром и вечером. Именно запах химозной гари. Не знаю, сколько это будет продолжаться. Окна не открываем, включаем очистители, но без толку, все через вентиляционные каналы затягивает».
«Пары сточных ядов попадают нам в легкие, но об этом ни слова», – делятся своими переживаниями другие местные жители.
Этими самыми парами, полагают граждане, заполнены канализации в многоквартирных домах. Из колодцев пахнет корвалолом, резкий запах проникает через щели и вытяжки в квартиры.
«В низинских колодцах сильно воняет. Собственники должны в Росприроднадзор жаловаться, но они предпочитают молчать», – пишут в соцсетях люди.
Этот же химический запах, по словам жителей, стоит возле Краснопрудского канала, который питает фонтаны Петергофа, а также на канале около Розового павильона. «Ждем запуска фонтанов», — грустно шутят многострадальные низинцы.
И вода была отравлена давно, полагают они:
«Несколько лет назад поверхностную воду со свеженарезанных участков отвели в петергофский водовод. Затем, в 2021 году, это было замечено: «МА МО Низинское СП совершила нарушение требования законодательства об охране объектов культурного наследия».
Итогом суда стал штраф в размере 1 млн рублей, причем из бюджета Низино, не из кармана конкретных лиц, как отметили в разговоре с «Точкой» активисты. За три года больше ничего не предпринималось, а свалка в Симоногонтах площадью 4-5 гектаров подросла ещё на несколько метров.
По словам собеседников «Точки», именно тогда обрадованные безнаказанностью неизвестные предприниматели принялись свозить и сливать туда химическую отраву. Запах стал заметен в августе прошлого года, а в ноябре-декабре его уже было не скрыть ни от кого. 27 декабря свалка загорелась, потушить удалось только через две недели. Но корвалольный запах не ушел и при слабо тлеющей, засыпанной и закрытой свалке. Жители утверждают: «аромат» исходит от жидкости, которой заполнены канавы перед ней.
В январе, когда тушили пожар, экстренные службы сообщали, что в пробах воздуха превышений концентраций химических веществ не обнаружено. Но десятки тонн воды, которой заливали огонь, ушли под землю и, как сообщала ранее «Точка», могут вместе я ядами весной добраться до фонтанов.
Фото из личного архива Максима Найденова
После того, как тлеющие массы завалили грунтом, были предъявлены иски к собственнику земельного участка. Дело на рассмотрении в Гатчинском городском суде, истцы требуют ликвидировать отходы и выплатить ущерб – 9 млн рублей. В администрации района уверяют, что много раз пытались выйти на собственника участка и заставить вывезти отходы, но ничего не получалось. При этом въезд на свалку перекрыли только 2 февраля.
Режим ЧС
Власти долгое время отрицали, что воды в фонтанах Петергофа под угрозой отравления. Ведь эти объекты туристической гордости района расположены менее, чем в 10 километрах. Но вот, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки.
6 февраля на месте свалки состоялось целое выездное совещание. В официальном Telegram-канале правительства Ленобласти сообщили: в ходе новых проверок Госэконадзор обнаружил «отходы различного класса на месте несанкционированной свалки на частном земельном участке в урочище Симоногонты». А в самом комитете Госэконадзора заверили, что на территории проведут дополнительные мероприятия по токсикологическому исследованию, чтобы определить класс опасности. И геодезические работы тоже последуют – иначе не понят, сколько именно отходов там навалено.
Нина Дергачева, глава МО Низинское сельское поселение, подтвердила «Точке», что 7 февраля введен режим ЧС. Он продлится, пока принимаются меры по предотвращению попадания отравленных вод в водоподводящую систему фонтанов. Сколько всего предстоит сделать – пока непонятно. Глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов заверил журналистов, что введенный режим ЧС позволит оперативно заключить контракт на вывоз мусора и ликвидировать свалку. Это может произойти в ближайшие дни – примерно до конца текущей недели. Фонтаны Петергофа включают в апреле.
В сухом остатке
Если ситуация идет к счастливому разрешению – это прекрасно. Но у местных жителей остается много вопросов. Например, что мешало властям заняться свалкой летом, пока дело не дошло чуть ли не до экологической катастрофы? Почему еще тогда не перекрыли доступ на несанкционированную свалку химотходов? Что пишут в объяснительных водители автомобилей с химическими отходами? И почему полгода анализы всех надзорных органов на свалке показывали отрицательные результаты?
Как полагают местные жители, «ответив даже на эти вопросы, преступление будет объективно выглядеть совершенным группой лиц в сговоре».
В Ленобласти от неприятных запахов страдают не только жители Ломоносовского района. Жителям Мурино повезло больше: рядом с ним не горит свалка, а обжаривают кофе.
Материал подготовила Анастасия Иванова
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.