Штрафы, эвтаназия, мошенники: что поменяется в жизни хозяев собак в Ленобласти

29 мая – iatochka.news. В России усиливают ответственность за нарушения в сфере обращения с животными. Предлагается штрафовать за укусы, неправильное содержание домашних животных и жестокое обращение с ними. Также власти Ленобласти могут быть наделены правом самим решать, что делать с бездомными животными. Какие штрафы грозят владельцам, как доказать невиновность свой собаки, нужна ли уличным животным эвтаназия – разбиралась «Точка».

Пресс-служба Управления ветеринарии Ленинградской области

Укус равен двум сотням

Иллюстрацией к целесообразности новых поправок к закону может служить недавний случай, произошедший в Бокситогорском районе Ленобласти. В конце марта этого года хозяина изувечившего ребенка пса по кличке «Бобик» осудили, правда, отделался он исправительными работами и небольшим удержанием зарплаты, передавала «Точка». Маленькая девочка получила серьезные травмы лица, что медики расценили как вред здоровью средней тяжести. Стоит отметить, что приговор был вынесен спустя год после нападения собаки на ребенка.

Госдума приняла закон о штрафах для владельцев животных за нарушения правил их содержания, а также за ущерб, который был причинен гражданам или их имуществу. Теперь владелец понесет административное наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей.

Поправки внесены в КоАП РФ в части установления ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными. Законопроект принят во втором и третьем чтениях. Авторы законопроекта – первый заместитель председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов и председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников.

А судьи кто?

Штраф за несоблюдение требований к содержанию домашних питомцев теперь для граждан составит до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – до 15 тыс., а для юрлиц – до 30 тыс. Также за жестокое обращение с животными при отсутствии уголовно наказуемого деяние придется выплатить гражданам до 15 тыс. рублей, должностным лицам – до 30 тыс., юрлицам – до 100 тыс.

По мнению владельца собаки породы шипперке, ветеринарного врача Анны Шереметовой, принятые поправки важны, но встает вопрос – как это будет регулироваться законодательно? В беседе с «Точкой» она отметила, что в обществе сегодня процветает потребительский экстремизм.

«Владелец видит, что у кошки растет шишка, ничего не делает три месяца, приносит эту несчастную кошку со вскрытой пухлей, истощенную в терминальной стадии типа «полечите». Врачи разводят руками, говорят о том, что «мы, конечно, не боги, но мы что-нибудь сделаем». В итоге получается, что кошка, например, умирает в клинике, и владелец, чтобы не платить денег, начинает вопить о том, что вы убийцы, я вас привлеку, вы не оказали помощь и всякое такое. Так вот возникает вопрос – кто убийца? И кто жестоко обращался: владелец, который свое «имущество» своевременно на починку не принес, или доктора? Палка о двух концах», – сказала специалист.

Пресс-служба Управления ветеринарии Ленинградской области

Анна Шереметова отметила, что в Ленобласти нет ветеринарных экспертов, которые в суде смогут объективно оценить ущерб, оценить состояние питомца. При этом она согласна с тем, что хозяев животных, которые наигрались с ним и выкинули, нужно штрафовать по полной программе.

«Ситуация очень показательная была в Сочи. Там бездомных животных просто тьма-тьмущая около каждого ресторана, около каждого магазина. Бегает стайка от трех до пяти собак, они все как кабачки – все толстые, откормленные, но они попадают в разные неприятные ситуации. Они тусуются около морского зоопарка, их там все гладят, все с ними фотографируются, но они ничьи. Что делать, кого привлекать к ответственности за этих собак?» – вопрошает врач.

Эвтаназия на местах

Депутаты предлагают властям на местах определять правила обращения с бесхозными животными на территории конкретного региона. При этом губернаторы должны учитывать позиции граждан и обстоятельств. Допускается, что в определенных случаях федеральные нормы об отлове животных и помещении их в приюты могут не действовать.

Такие инициативы вызвали бурный протест у зоозащитников. Как писало издание «Газета», активисты опасаются, что закон позволит не помещать бездомных животных в приюты, а также убивать их при отлове или в пунктах временного размещения.

В пресс-службе Управления ветеринарии Ленобласти отметили, что стерилизация и кастрация – это единственное гуманное решение сократить популяцию бездомных животных. По словам ветеринарного врача Анны Шереметовой, их численность должна однозначно регулироваться именно таким образом. При этом она считает, что эвтаназия тоже нужна.

«Да, если животное не социализированное, агрессивное и опасное для окружающих, его нужно усыплять без вопросов», – уверена ветврач.

Также собеседница «Точки» считает, что нельзя забывать о нарушении экосистемы, ведь те же уличные кошки регулируют численность крыс и мышей.

«Изъять их из естественной среды обитания – это значит нарушить эту экоцепочку, и потом нам нужно будет крысоловов вызывать с Дудочкой, чтобы они уничтожали этих крыс. Если это питомец, который всю жизнь прожил дома какое-то время, его выкинули, потому что наигрались (аллергия, развелись, никто не хочет брать) – эту собаку изымать, кастрировать и пристраивать в добрые руки. В какой-то передержке она должна будет посидеть до момента пристройства», – сказала Анна Шереметова.

По данным пресс-службы Управления ветеринарии Ленобласти, в России насчитывается 4,1 млн бездомных кошек и собак. Только 144 тыс. из них живут в приютах.

Пресс-служба Управления ветеринарии Ленинградской области

В конце лета прошлого года в Ленобласти насчитали более 20 тыс. бездомных животных. Как рассказывал начальник регионального управления ветеринарии Леонид Кротов, в приютах содержатся порядка 2 тыс. собак и 500 кошек.

Поправки как способ спрятать

Закон о штрафах для владельцев животных несомненно важен, ведь заботиться о братьях наших меньших – это прямая обязанность человека. Однако, по мнению Анны Шереметовой, чиновники, разрабатывая новые поправки, совсем забывают о других, намного больших опасностях.

«Лично знаю питомник, где все собаки и котики погибли от болезни Ауески – это псевдобешенство. Погибли они, потому что хозяйка купила в магазине рядом с домом в Тосненском районе и свиные калтыки сырые и скормила их. Собаки погибли в течение суток. И это не единичный случай, по крайней мере за последние 3-4 месяца погибли собаки в двух питомниках. Лечения от этой болезни не существует, вакцины от этой заразы не существует. Для людей это не так опасно, поэтому что основным ударом для этого вируса являются собаки и кошки. Заражаются они при поедании сырой свинины. Не просто так тогда у нас вбито было в голову, в далекие еще времена, что собакам и кошкам свинину нельзя сырую», – рассказала специалист.

Речь идет о гибели семи собак и двух кошек в питомнике Натали Теодорус в марте этого года. Как сообщала «Комсомольская правда – Петербург», магазин, в котором покупалось свиное мясо, был не специализированный, продукцию в нем продают для людей.

Анна Шереметова отмечает, что по ее мнению все проблемы идут от пропаганды за возвращение к натуральным кормлениям животных. И это приводит к весьма печальным последствиям.

«Совершенно очевидные вещи лабораторно подтвержденные государственной ветеринарной лабораторией Ленинградской области, которая у нас на Московском шоссе находится, подтверждено лабораторными методами. Нормальный владелец отнесла на экспертизу на исследование трупы своих животных, там взяли мозг, отщипнули кусочек и сделали такой препарат, ввели его крысам – крысы все погибли, то есть такая методика существует для подтверждения диагноза посмертно на болезнь Ауески. Это подтверждено было. Плюс при вскрытии, естественно, патоморфологическая картина соответствовала болезнь Ауески», – пояснила собеседница «Точки».

По словам Анны, о том, как зараженная свинина оказалась на прилавке, – предпочитают не говорить. Между тем, как рассказала «Комсомольской правде» ветеринарный диетолог Наталья Белецкая, болезни достаточно всего пары часов, чтобы заразить все мясо на прилавке. Сухому корму нужно лишь соприкоснуться с зараженным вирусом предметом и результат будет един.

«То, что касается зооантропонозов, болезней, свойственных человеку и животным, у нас совершенно об этом все как-то умалчивается, замалчивается. Потому что агрохолдингам совершенно не выгодно, чтобы эти вопросы поднимались на высоком уровне. Это деньги. Если бы выявилось на агрохолдинге, что там есть туша с Ауески, то там пришлось бы все сжечь, потому что эта болезнь через контаминацию (непреднамеренное попадание болезнетворных бактерий в организм пациента и нанесение ему вреда – прим.авт.) тоже передается. Если туша, например, свиная полежала рядом с тушей говядины, то говядина тоже может быть обсеменена этой инфекцией», – поделилась мнением Анна Шереметова.

Она также отметила, что сегодня возвращаются те инфекции, о которых все забыли. Так что, по мнению ветврача, спасать бездомных животных и накладывать штрафы на владельцев собак нужно, но и про другие серьезные проблемы забывать не стоит.

Какие ваши доказательства

Представим: на вас (не дай Бог!) накинулась чья-то собака, покусала, нанесла рваные раны – как доказать свои претензии к владельцу животного и возместить ущерб за причинение вреда здоровью? Ведь административная ответственность предполагает наложение штрафа в размере 200 тыс. рублей, но виновного надо еще установить.

По словам Анны Шереметовой, тут помогут только видеокамеры и свидетели. Являясь владельцем априори неагрессивной собаки, она уверена, что для нападения на кого-то ее животное нужно серьезно спровоцировать. И в этом случае ответная реакция питомца – это необходимая самозащита.

«Моя собака укусила по той причине, что она защищала свою хозяйку, потому что мне угрожала опасность. Она же не просто так бросилась? Почему мы сразу же верим одной стороне, на то и суд, и существует презумпция невиновности, что вначале нужно доказать, что был укус, что был укус конкретной собаки. Может быть собака этого ребенка или кого-то там покусала дома, а он решил денег срубить, и свалить на своего соседа, которого он ненавидит», – говорит ветеринарный врач.

Пресс-служба Управления ветеринарии Ленинградской области

Собеседница «Точки» заметила, что появление новых законов даст новую почву для мошенничества. Вероятно после принятых поправок таких случаев станет больше.

«Например, домашняя кошка расцарапала в кровь руки какой-нибудь сумасшедшей бабке. У нее, терроризирующей весь подъезд, есть соседка, у которой тоже есть кошки. Она берет и пишет заявление о том, что меня исцарапала кошка моей соседки, давайте мне на лекарства и еще на психологический ущерб, взыщите-ка с нее быстренько, а кошку эвтаназируйте. И вот попробуй-ка ты докажи, что эти рваные раны, эти царапины нанесло именно то конкретное животное – в квартирах же нет видеонаблюдения», – предположила Анна.

Стоит добавить, что документ разработали на фоне громких случаев нападения бездомных собак на людей. В частности, в апреле этого года в Оренбурге стая накинулась на восьмилетнего школьник, который погиб.

Нашумевший закон дает много пищи для размышлений. Его необходимость под сомнение сложно поставить, но вот как все будет регулироваться со вступлением поправок в силу – пока не ясно.


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.