6 июня – iatochka.news, 14:17. Школьникам могут отменить ЕГЭ – соответствующий законопроект внесли в Госдуму. На замену могут прийти старые добрые экзамены с билетами. Но как вернуть былое, не напоровшись на ошибки «доегэшных» лет? Подробнее – в материале «Точки».
Фото: pxhere.com
Повернуть все вспять
Депутаты фракций ЛДПР, КПРФ и СРЗП подписали законопроект о замене единого государственного экзамена (ЕГЭ) на традиционный формат итоговой аттестации. Авторы инициативы считают, как пишет RT, что последние события вокруг ЕГЭ «просто обязывают» снова предметно вернуться к вопросу его отмены.
Единый госэкзамен ввели в 2009 году во всех школах страны. Однако за это время к данной форме аттестации скопилась масса вопросов.
«Многие деятели науки и культуры, учителя и родители утверждают, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний. При такой форме аттестации отсутствует индивидуальный подход к школьникам, не учитывается разница в условиях их обучения», – гласит текст пояснительной записки.
В случае принятия, закон может вступить в силу уже с 1 января 2025 года. Полученные до нововведений результаты ЕГЭ будут действительные еще четыре года после сдачи, их могут принимать вузы при приеме на программы бакалавриата и специалитета.
ЕГЭ на раздевание
Очевидно, что к такому серьезному повороту событий в систем образования привели последние конфликтные ситуации, связанные со сдачей ЕГЭ. Один из самых громких скандалов произошел в Воронеже. В школе №62, как писал RT, девочек перед экзаменом заставляли снимать нижнее белье и вынимать косточки из лифчиков. А делать это нужно было, чтобы якобы не «пищало» на металлодетекторе.
«Я спросила у них: «Вы предлагаете мне снять лифчик?» Они промолчали. «Вы меня не пустите, если я не сниму», — молчат. И тут классная говорит: «Если хочешь сдавать, то надо снять», – передает слова одной из учениц «Газета.ру» со ссылкой на Telegram-канал Baza.
Другой школьнице пришлось снять ремень, обувь, но металлодетектор предсказуемо продолжал «пищать». Было также предложено снять бюстгальтер. Третья ученица не могла пройти на ЕГЭ пока не оторвала с нижнего белья металлическое украшение.
«У одной на трусах была какая-то брошка металлическая, типа украшение. Некоторые прям там футболки поднимали, показывали, щупали их. Потом были моменты, когда девочка срывала со своего бюстгальтера при всех какие-то украшения. На рубашках пуговицы были металлические, тоже прям срывали, ну то есть портили одежду», — рассказала одна из школьниц Telegram-каналу Shot.
Ситуацию в воронежской школе поставили на контроль в региональном министерстве образования. По информации «Блокнота», в правительстве заявили, что проверят этот инцидент. Информация о случившемся была направлена в Следком.
Похожая история случилась в подмосковном городе Видное. Там, как сообщал RT, выпускникам также пришлось раздеваться.
«Прилюдно просили девочек поднять юбки, футболки, а с мальчика сняли брюки при всех, морально давили, многие пошли писать экзамен в слезах», – рассказывали школьники.
Ученики пожаловались Екатерине Мизулиной. В жалобе указывают, мол, их «допрашивали» в отдельной комнате и «тыкали по телу, в живот, в грудь и зону бикини».
Реакция
Скандалы в разных регионах страны привели к обсуждениям на разных уровнях. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев, как пишут «Вести», заявил, что в следующем году родительские комитеты смогут получить право самим контролировать процедуру досмотра детей перед ЕГЭ.
Предложение, надо сказать, весьма странное. То есть господин Музаев предлагает, чтобы дети передавали представителям родителей нижнее белье для хранения, дабы избежать скандала? А вообще в России есть только одна статья, по которой можно произвести досмотр личных вещей граждан – это статья 27.7 КоАП РФ (если не они не совершали уголовное преступление). Досмотр осуществляют должностные лица, но среди них нет ни учителей, ни родителей.
Председатель Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина в своем Telegram-канале, комментируя инцидент в московской школе, где ученицу удалили с экзамена из-за забытого телефона, заявила, что «педагоги», или кто они там, сделали все, чтобы сломать честной девушке жизнь».
«И все равно не могу понять, в чем причина такой безумной жестокости: то ли в личном садизме и эмоциональной тупости организаторов, то ли в их страхе перед теми, кто продвигает и сохраняет в РФ эту безумную «угадайку», то ли и в том, и в другом одновременно…», – написала Останина, добавив, что с конкретным случаем разберется лично.
Разумный подход с опытом прошлых лет
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев, как пишет ТАСС, заявил, что его ведомство готово обсуждать отказ от ЕГЭ, но только в случае, если будет предложена объективная и понятная альтернатива. К этому вопросу Рособрнадзор вернется после завершения всех экзаменов.
Фото: пресс-служба правительства Ленинградской области
По словам председателя Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаила Богданова, законопроект могут принять, если, например, спикер Госдумы Вячеслав Володин выскажется за отмену ЕГЭ, «Единая Россия» проголосует хотя бы наполовину «за».
«В обществе к ЕГЭ отношение весьма негативное, и поэтому, я думаю, что шансы есть. Другое дело, что нужно дать время на проработку альтернативы. Тот формат (традиционные экзамены), который они анонсировали, надо просто проработать с точки зрения механизма проведения экзаменов, процедуры оценки и возможных апелляций и так далее. Здесь нужно, наверное, все-таки подойти разумно с точки зрения использования лучшего опыта прошлых лет еще до егэшного периода и того, что мы имеем сегодня. Например, видеозапись – почему ее нельзя использовать в качестве инструмента для потенциального оспаривания результатов в независимой экспертной комиссии. И сами комиссии – формирование их, и сами билеты – как они будут сформулированы. Надо просто продумать нормально, методически, с точки зрения педагогики. Я думаю, что как выпускной экзамен, их наверняка надо вводить, то есть отказываться от ЕГЭ, как выпускного экзамена», – высказал мнение собеседник «Точки».
Также, считает он, нужно обсуждать формат единого экзамена для поступления, однако это надо делать уже с вузами, учитывать их пожелания.
«Потому что они могут формулировать по своим группам специальности какие-то единые базовые требования, которые могут проверяться как-то, например, на пунктах независимой оценки, которые могут быть не в вузах. Для того, чтобы в том числе детям не мотаться по всей стране на приемные экзамены, а хотя бы пройти какое-нибудь первичное тестирование или процедуру на местах, в пунктах приема таких вот стандартизированных экзаменов по профессиям, а потом уже ехать на итоговое собеседование в вуз, который выбираешь», – заявил педагог.
На то и напоролись
Конечно, катализатором к созданию инициативы замены ЕГЭ на традиционные экзамены, как мы писали выше, стали последние скандалы с недопусками и раздеваниями на досмотре, но также имеет значение и вообще весь накопившийся негатив к этой форме аттестации, отмечает Михаил Богданов.
«Вузы тоже страдают, потому что дети приходят вроде бы с высокими баллами ЕГЭ, но по факту у них даже в тех предметах, на которых они показали высокие баллы, знания отсутствуют. Дети, репетиторы и учителя научились готовиться к сдаче конкретных заданий, решать задачки конкретных контрольно-измерительных материалов и так далее. Это не равно знанию предмета – вот в чем проблема. Те же самые русский, литература, иностранный язык, гуманитарная сфера, история, обществознание – это настолько формализованный экзамен, что там не видно, например, даже личного мнения человека. Ему достаточно для того, чтобы русский сдать, выучить 3-5 цитат, и, в общем, иметь на разные темы сочинений просто набор стандартных, шаблонных, каких-то заученных формулировок для сочинения, и зазубренные решения конкретных заданий. Это разве знание языка?» – говорит эксперт.
По словам Михаила Богданова, это же наблюдается и во всех остальных сферах. Если говорить про историю, например, то там надо знать логику событий, объяснять почему то или иное событие произошло, а не просто знать дату, указывает специалист.
«Поэтому здесь, конечно, у профессионалов к ЕГЭ много вопросов, а уж у родителей тем более. У нас более 90% детей проходят через процедуру репетиторства. И это все платно. Фактически мы получили не бесплатное образование, и школу оканчиваем не бесплатно, а вполне себе, в подавляющем большинстве случаев, платно», – заключил Богданов.
Ранее «Точка» писала о том, что русские школы остались без молодых учителей.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ