«Мирный атом» Африки: спасибо «Вагнеру», России и урану за независимость

Фото: piqsels

Мали, Нигер и Буркина-Фасо объявили о создании Конфедерации Сахеля. И уже сотрудничают с Россией по линии «мирного атома». Как это изменит правила политической игры в Африке, при чем тут «глобальный урановый голод», которым пугают западные СМИ и почему Африка может стать континентом с передовой атомной промышленностью читайте в материале  «Точки».

Новый альянс

Лидеры сразу трех африканских стран Мали, Нигера и Буркина-Фасо заявили о создании совместной Конфедерации государств Сахеля. Новая структура должна способствовать экономической интеграции трех государств, усилению их коллективной безопасности, еще большей независимости от попыток пост-колониального влияния Запада вообще и Франции в частности. Ну, и, естественно, еще более тесного сотрудничества с Россией. Это сотрудничество уже выстраивается по линии ядерных технологий и уранового топлива.

Для начала стоит напомнить, что в прошлом году в Нигере, Мали и Буркина-Фасо случились военные перевороты. При этом, прошли они под лозунгом освобождения от колониализма, с флагами России на массовых мероприятиях и, как говорят «злые языки», не без помощи инструкторов из ЧВК «Вагнер».

В момент революционных брожений на эти государства попытались давить Франция и ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки). И даже грозились ввести туда войска. Правда, в итоге так и не решились.

“Цепи рвутся – это отзвук нашей революции!” Художники Ю.В. Кершин, В.Б. Корецкий. СССР. 1967 год.

Однако, «осадочек», что называется, остался. Поэтому, как только ситуация в Мали, Нигере и Буркина-Фасо стабилизировалась, новые власти заявили о немедленном и категорическом выходе из ЭКОВАС. Ну, а теперь дело дошло и до создания собственного, малого альянса.

«ЭКОВАС не для нас»

Здесь, для общего понимания ситуации все же нужно сказать пару слов про то, что вообще такое ЭКОВАС. Этот альянс появился в 1975 году на волне освобождения африканских колоний и обретения ими статуса суверенных государств. Изначально в ЭКОВАС входило 15 стран. И планы у объединения были, да и сейчас остаются, «наполеоновскими». Есть программы в сфере транспортной логистики, экологии, экономики, коллективной безопасности, энергетики и борьбы с бедностью.

Проблема только в том, что у альянса банально нет денег, чтобы эти проекты воплотить в жизнь. Хотя, например, газопровод Нигерия — Бенин — Того — Гана в 2008 году они построили и запустили. А сейчас при поддержке Китая и Евросоюза прокладывают автомагистраль из Лагоса (Нигерия) до Нуакшота (Мавритания).

При этом нельзя сказать, что ЭКОВАС какое-то недружественное объединение по отношению к России. Напротив, лидеры этого альянса неоднократно говорили о том, что одним из приоритетов их развития является как раз выстраивание партнерских отношений с нашей страной. Так что появление новой структуры из трех бывших членов ЭКОВАС каких-то кардинальных изменений для внешней политики России по Африканскому направлению не принесет.

Но, тем не менее, нужно понимать, что этот альянс – достаточно медлительная и аморфная структура. Многие из планов ЭКОВАС остаются на уровне деклараций. Или, если говорить грубее, «пожеланий друг другу светлого и счастливого будущего».

В свою очередь новому руководству Мали, Нигера и Буркина-Фасо нужно демонстрировать какие-то реальные результаты и успехи в самой краткосрочной перспективе. Хотя бы потому, что в случае революционной смены власти у электората может очень быстро поменяться настроение. И вчерашние горячие сторонники нынешних режимов в трех странах могут стать не менее горячими противниками таковых. Африка в этом смысле вообще место неспокойное.

Мирный российско-африканский атом

Поэтому и был заявлен новый альянс, пресловутая Конфедерация стран Сахеля. С относительно небольшим количеством членов, но с более выраженной ориентацией на решительные действия и на Россию. И сотрудничество это уже идет, особенно интенсивно по линии «мирного атома».

Начать здесь стоит с Нигера. До конца лета 2023 года там стабильно работала и добывала уран французская компания Orano. Но в стране случилась революция и французов настоятельно попросили на выход, отозвав у Orano лицензию.

Фото: piqsels

Доктор политических наук, профессор РГГУ Николай Медушевский прокомментировал журналистам ИА «Африканская инициатива» эту ситуацию так:

«Очевидно, что, продвигая свои условия сделки, правительство Нигера преследует не только экономические, но и политические интересы, которые связаны с окончательным избавлением от французского влияния. А условия потенциальной сделки по разработке месторождения Имурарен могли оказаться заведомо неприемлемыми для Orano, в то время как бенефициаром мог стать российский “Росатом”».

На петербуржском экономическом форуме 5 июля этого года между министерством энергетики, шахт и карьеров Буркина-Фасо и все тем же «Росатомом» были заключены три «меморандума о взаимопонимании». Документы эти, если коротко, о том, что Россия будет помогать Буркина-Фасо готовить своих специалистов-ядерщиков. Ну, а это предполагает в том числе и строительство АЭС, добычу и обогащение урана. Залежи которого там тоже есть.

Примерно в тех же числах, 3 июля 2024 года «Росатом» выпустил официальное сообщение о сотрудничестве с Мали, в котором говорится:

«Предметно обсудили проекты в области солнечной генерации и геологоразведки. Особое внимание было уделено перспективе запуска стратегического проекта по сооружению в Мали АЭС российского дизайна малой мощности».

То есть, российская госкорпорация уже ведет диалог о партнерстве с тремя странами Конфедерации Сахеля. И в перспективе эти страны получат много дешевой и «чистой» энергии. Но естественно, что в этой истории есть и глобальный политический компонент.

Правда об «урановом голоде»

Западные СМИ уже некоторое время пишут об угрозе «урановой лихорадки» в мире. Недавно британское издание The Economist озаботилось тем, что цена на уран растет. А главный поставщик руды – это Казахстан, который мало того, что союзник Китая и России, так еще и часть его шахт разрабатывается все тем же вездесущим «Росатомом».

Британцы, конечно, не сообщают всей правды, поскольку проблема для Запада куда глубже, чем просто дефицит шахт с рудой.

Стоит напомнить, что США пару месяцев назад ввели санкции против российского урана… и фактически отменили их через месяц. То есть, поставки российского ядерного топлива продолжились, а указ Байдена существует как бы в параллельной вселенной.

Фото: wikimedia

Казалось бы, что мешало США работать с рудой из Канады и ряда стран Южной Америки? Тем более, они так и собирались делать.

Но нюанс в том, что уран нужно еще и обогащать. В промышленном масштабе. А единственная страна в мире у которой есть технологические цепочки и достаточно мощностей, чтобы продавать урановое топливо HALEU – это Россия.

Штаты свои производственные мощности в свое время просто прикрыли и сейчас пытаются восстановить. Но это вопрос не одного десятилетия. Собственное ядерное производство грозится открыть и Британия. Но тоже не раньше 2031 года с выработкой десяти тонн топлива в год. Чтобы было понятно, только одной ядерной отрасли Штатов требуется порядка 25 000 тон уранового сырья. Ну, или 9 000 тонн уранового топлива.

Еще одна европейская страна, которая производит свое собственное урановое топливо, правда, только для своих собственных нужд – это Франция. Но откуда же они брали сырье для этого производства? Ну, да, совершенно верно, они добывали уран в Африке, откуда их попросили на выход.

Кстати, последующую безопасную переработку уже отработанного французского топлива тоже осуществляет Россия. Потому, что больше в мире этого пока сделать никто не может.

Так что проблема «уранового голода» не в том, что в мире, вдруг, стало меньше урана (его и так относительно немного). А в том, что все больше урана в своих руках сосредотачивает Россия и дружественные ей государства, которые куда охотнее работают с Москвой, чем с Вашингтоном или коллективным Брюсселем.

Что в итоге?

В сухом остатке картина на территории африканского Сахеля выглядит следующим образом: там появился новый оборонно-экономический альянс из трех государств, которые уже сотрудничают с Россией и будут это сотрудничество укреплять и расширять. В том числе по линии мирного атома. А вот «западные партнеры» этим государствам оказались категорически не нужны.

Фото: piqsels

И это уже вызывает панику в сфере ядерной энергетики. В которой, как оказалось, без России еще труднее обойтись, чем даже в нефтегазовой отрасли. Более того, эти глобальные изменения только на начальной стадии. Россия только недавно вернулась в Африку. А вот когда позиции нашей страны там достаточно укрепятся, есть мнение, что весь энергетический мировой рынок будет выглядеть кардинально иначе. И центрами силы в нем станут Россия, Китай, ряд стран Ближнего Востока и Африки. У африканских стран, при этом, появляется шанс выйти из состояния тотальной бедности населения именно за счет сделок с Москвой.

Ранее «Точка» писала об угрозе «ядерного апокалипсиса» на Ближнем Востоке.

Подготовил публицист, кандидат исторических наук Александр Чаусов.

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ