Дружба, нефть и параллельный импорт: визит короля Бахрейна к Путину открывает новую страницу «многополярной игры»

23 мая – iatochka.news, 10:15. Экс-протекторат Британии, «стратегический союзник США вне НАТО» с населением размером с Екатеринбург и залежами сланцевой нефти, равными всем известным на сегодня запасам «черного золота» в России. Важнейший на Ближнем Востоке транспортный хаб, способный стать для нас неисчерпаемым ресурсом параллельного импорта. Все это — про королевство Бахрейн, в перспективе могущее вырасти в одного из крупнейших игроков мировой экономики. И визит эмира Бахрейна Хамада II в Москву говорит об очень, очень крупных переменах в мировой политике. И определенно расстроит Белый дом.

piqsels
Фото: piqsels

Весенние визиты

В эту среду, 22 мая король Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халифа по приглашению Владимира Путина посетил с официальным дружественным визитом Москву. Целью заявлено обсуждение «вопросов сотрудничества двух стран, международной и региональной повестки, а также итогов 33-го саммита Лиги арабских государств, который состоялся в Манаме (столице Бахрейна) 16 мая».

Что касается внешнеполитических вопросов, под которые подпадает и саммит ЛАГ, и «региональная повестка», то здесь все достаточно просто. В центре внимания Ближнего Востока — Палестина и военный конфликт с Израилем.

Бахрейн, как и большинство арабских стран, как и Россия, выступает за создание суверенного Палестинского государства и через это видит разрешение перманентного палестино-израильского конфликта.

И если с Россией в ее позиции все логично, то вот Бахрейн, придерживаясь такой позиции, проявляет изрядную долю смелости и политической воли.

Проблемный потенциал

Надо учесть, что потенциально Бахрейн может стать одним из крупнейших игроков в мировой экономике. В 2018 году там нашли залежи сланцевой нефти на 80 миллиардов баррелей. Это примерно равно всем известным на сегодняшний день запасам нефти в России.

А сам по себе остров Бахрейн – это еще и важнейший на Ближнем Востоке транспортный хаб, через который проходят тысячи тонн самых разных грузов. Для нас это просто неисчерпаемый ресурс параллельного импорта, о чем, практически прямым текстом говорят наши дипломаты.

Да и сами власти страны стараются делать ставку не столько на нефть, сколько на развитие туризма, логистики и технологий. На международные связи в арабском мире и далеко за его пределами.

Но все это упирается в то, что на текущий момент в Бахрейне проживает примерно 1,5 миллиона человек, 45% из которых – это трудовые мигранты. С таким количеством населения отстаивать свой суверенитет, особенно силовыми методами – ни разу не вариант. А отстаивать есть от кого: недалеко от Манамы, столицы Бахрейна, находится оперативный штаб Пятого военного флота США. И вроде бы с ними заявлены партнерские отношения, но все мы понимаем, как Вашингтон на самом деле относится к своим партнерам.

freepik
Фото: freepik


И вот здесь уже начинается русская история Бахрейна. Вообще, Российско-Бахрейнский Деловой Совет существует еще с 2007 года. И призван он стать площадкой для реализации глобальных промышленных и экономических проектов.

К слову, о предварительных договоренностях по этим проектам в открытом доступе можно найти довольно много информации. Договаривался Бахрейн и с «Роснефтью», и с «Газпромом, и с «Лукойлом» и даже с «Росатомом». Выстраивал межрегиональное сотрудничество с Татарстаном в сфере нефтехимической промышленности.

Дипломаты Бахрейна неоднократно поднимали вопрос по поводу совместных проектов в сфере высоких технологий и «большой цифры». Но все это на текущий момент так и осталось разговорами.

Если говорить языком цифр, то максимальный торговый оборот у России и Королевства имел место в 2018 году и составил 100 миллионов долларов. В 2022 году – 20 миллионов. Это, как мы понимаем, копейки. Особенно с учетом экономического потенциала – что Бахрейна, что нашей страны. Но ведь с таким «внешнеполитическим фактором сдерживания», как пятый флот США, спорить трудно. Особенно, когда коренного населения страны меньше миллиона.

И да, есть и еще один, не столь очевидный момент. Вся профессиональная биография нынешнего эмира Бахрейна, короля Хамада II, связана с Британией и США. Он там долгое время жил и учился. Да еще и в военных учебных заведениях. То есть теоретически Хамад II лично и очень крепко привязан к Западу. Примерно, как некоторые российские несистемные оппозиционеры, они же иностранные агенты, которые заканчивали Гарвард и Йель. И в этом контексте сам факт визита короля Хамада II в Москву уже говорит о том, что у этого человека стальная воля и толика благородного безумия в сердце. Более того, с особенности истории Бахрейна и сложившегося в силу этой истории менталитета дают надежды на то, что Королевство все же решит максимально плотно сотрудничать с Россией.

Маленькие, но очень гордые

Бахрейну куда сложнее выстраивать партнерство с Россией, чем России с Королевством. Чтобы это понять, нужно обратиться к истории этого государства.

Бахрейну чисто исторически не особо везло с суверенитетом. Фактически, независимым он был в IX-XI веке, затем недолго в середине XIII века, с 1780 по 1871 год, а затем стал протекторатом (а на практике колонией) Британии, и обрел государственный суверенитет лишь в 1971 году.

piqsels
Фото: piqsels

Эта информация важна для понимания того, что для Бахрейна государственная независимость и право на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику является одной из основных ценностей.

При этом краткие периоды независимости Бахрейн проводил, что называется, «на все деньги». Например, в IX-XI на этом архипелаге обосновалась община карматов. Это были такие… Ну, наверное, все же шииты, которые строили государство-утопию и считали, что грабить и воевать с другими мусульманами в принципе можно. Короче, были «неправильными восточными Робин-Гудами»: грабили всех и оставляли себе.

Несколько десятилетий они кошмарили всю Аравию, Сирию, Ирак и Персию. Дошло до того, что в 930 году они «экспроприировали» Черный камень Каабы. Одну из главных святынь ислама. По преданию, камень этот прямиком из Рая и на землю был перенесен еще во времена Всемирного Потопа.

В общем, понятно, что карматы в итоге получили за Черный камень баснословный выкуп, но на них ополчился весь исламский мир и в XI веке карматское государство благополучно «законопатили в пепел» от греха подальше.

Однако на этом нестандартная ситуация в Бахрейне с вероисповеданием не закончилась. В 1780 году в Королевстве сформировалась правящая династия Аль Халифа, которая правит там и сейчас. Нюанс только в том, что это сунниты. А процентов 70 (по другим данным все 80) населения Бахрейна – это шииты. То есть, в социально-религиозном плане Бахрейн – это перманентная пороховая бочка. Которая, к слову, периодически подрывается. Как это было в 2011 году, когда шиитская оппозиция во время «арабской весны» чуть не свергла правящую суннитскую династию.

После обретения независимости Бахрейн, конечно, вступил в Движение неприсоединившихся, сообщество из 120-и государств, которые принципиально не желают вступать в тот или иной международный военный блок. И это понятно после стольких столетий зависимости то от персов, то от португальцев, то от англичан. Но буквально тут же в Бахрейне организовался вышеупомянутый главный оперативный штаб Пятого военного флота США. Поэтому, что важно, Королевство Бахрейн максимально плотно входит в сферу интересов Вашингтона. И, более того, с 2002 года Бахрейн имеет статус «основного союзника США вне НАТО». И это тоже значит очень многое. Правда, в последнее время с такими «основными союзниками» у США дела не очень. Например, таковой считается Бразилия, но на инициативы Вашингтона в последние годы эта страна смотрит, мягко говоря, скептически.

Есть все основания полагать, что и в Бахрейне такому «признанию» со стороны Вашингтона в последнее время не рады. И дело тут снова в религиозном факторе. Какую политику проводят сейчас на Ближнем Востоке Штаты? Правильно, пытаются давить на Иран и воюют с хуситами в Йемене, поддерживает Израиль. Йемен и Иран – шиитские общины. Палестина и создание в перспективе полноценного Палестинского государства – точка сборки всего Арабского мира.

И Бахрейн хотя бы на уровне публичных заявлений должен политику США поддерживать. Несмотря на то, что Манама тоже говорит о необходимости независимой Палестины, у Бахрейна с Израилем в 2020 году был заключен мирный договор.

И все эти лавирования, мягко говоря, не радуют 70% шиитского населения страны. А если у вас в стране восстанет 70% народа, то, понятное дело, никакое «внешнее миротворческое вмешательство» просто не поможет. Снесут.

Поэтому Королевство активно пытается лавировать. В частности, власти Бахрейна, как и говорилось выше, выступают за создание палестинского государства. А это уже вызывает недовольство США. Поэтому Бахрейну жизненно необходимы союзники.

Очень хочется в БРИКС

Видимо поэтому буквально в последние пару лет ситуация с вечными договорённостями без практических результатов стала сдвигаться с мертвой точки. В августе 2023 года министр иностранных дел Королевства Абдель Латиф бен Рашед аз-Заяни сделал программное заявление, в котором подчеркнул:

«Мы видим огромные потенциальные выгоды от совместной работы со странами БРИКС, обмена опытом, наращивания нашего индивидуального и коллективного потенциала в таких областях, как торговля, технологии, здравоохранение и туризм. Путем углубления сотрудничества со странами-единомышленниками на основе международного права, взаимоуважения и более всеобъемлющего и эффективного плюрализма мы сможем укрепить наши общие интересы в различных сферах».

wikimedia
Фото: wikimedia

И напомнил, что Бахрейн уже подал заявку на вступление в Содружество. Есть мнение, что после этих слов в ближневосточном отделе Госдепартамента США «немножко» полыхнуло.

Все это, конечно, тоже могло быть только громкими заявлениями о добрых намерениях. Но внезапно Бахрейн решил воспользоваться своими старыми связями с Татарстаном. Официальная делегация Королевства посетила 17 мая KazanForum, где и получила приглашение для эмира Хамада II нанести визит в Москву. И тот оперативно согласился.

И сама скорость, и уровень встречи намекают на то, что Бахрейн начал уставать от «двойственной политики» и хочет уже определиться. И определяется он,

явно в сторону многополярного мира вообще, и БРИКС в частности. Кстати, после Москвы Хамад II посетит Китай. И это еще одно косвенное подтверждение того, что нынешнее турне короля Бахрейна – не просто серия визитов вежливости.

Что в итоге?

Естественно, США сейчас начнут давить на своего «основного союзника», и понятно, что прямо завтра торговый оборот Москвы и Манамы не подскочит до нескольких миллиардов. Но сам факт того, что глава государства, у которого под боком Пятый флот США, мягко говоря, некоторые мировоззренческие расхождения с большинством населения, а самого этого населения и территорий не то, чтобы много, выражает намерения стратегически сотрудничать с Россией в 2024 году – вызывает уважение.

И, к слову, очень четко показывает, что однополярный мир с США в роли гегемона трещит по швам. Потому, что если даже Бахрейн со своими реальными ресурсами и сложными международными связями, и обязательствами тяготеет к БРИКС, то это значит, что в этом содружестве весь адекватный мир видит реальную альтернативу сложившейся системе, «основанной на правилах».

Ранее «Точка» писала о версиях вокруг гибели президента Ирана Эбрахима Раиси.



Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ