22 января – iatochka.news, 13:52. СМИ разрывает новость: беспилотники снова долетели до Ленобласти. Предположительно, средства ПВО не сработали – два дрона атаковали порт в Усть-Луге. Но официальных заявлений по этому пока нет, в компании «Новатэк» говорят лишь, что «возгорание стало следствием внешнего воздействия». За последнюю неделю это уже второй случай, и хорошо, что обошлось без жертв. А если это провокации прибалтов – как ответить в таком случае России? Начинать боевые действия против стран НАТО? Подробнее – в материале «Точки».
Фото: Pr Scr vk.com / Юрий Запалатский
Режим повышенной готовности
Два беспилотника атаковали химический терминал «Новатэк» в Усть-Луге в ночь на 21 января. Их заметили на подлете к Петербургу в районе часа ночи, потом дроны изменили курс и направились в Кингисеппский район, передавала «Фонтанка».
В результате удара взорвался один из газовых резервуаров. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в своем Telegram-канале написал, что пострадавших нет, персонал терминала эвакуировали. Возгорание удалось локализовать утром в воскресенье.
Режим повышенной готовности ввели в Кингисеппском районе. Позже пресс-служба правительства региона сообщила, что во всех районах области на объектах критической инфраструктуры объявили такой же режим.
«Подразделения охраны и силовые структуры получили приказы на уничтожение БПЛА в случае их обнаружения на прилегающих территориях», – говорится в сообщении властей, чем косвенно подтверждается, что все же прилет был.
Несколько дней назад дрон впервые прилетел в Петербург и был сбит ПВО. Обломки упали на территории нефтеналивного терминала в Угольной гавани. Раз уже начали и досюда долетать дроны, то не исключено, что за этим последуют и другие провокации от недружественных России стран.
Ответ за хуситов или Украина
Рядом с нами Прибалтика и Финляндия, с их территорий могли быть запущены смертоносные беспилотные аппараты. Рассматриваются также версии причастности диверсантов на нашей стороне. Но это не все.
Как предположил в беседе с «Точкой» политолог, член Совета при президенте России по межнациональным отношениям Богдан Безпалько, что удары по Усть-Луге могли быть ответом на действия в Баб-эль-Мандебском проливе, в рамках которого хуситы заявили о том, что они не будут трогать китайские и российские суда.
«Так это или не так, связаны ли хуситы как-то с Россией, – неважно, в том смысле, что хуситы наносят ущерб логистической и прочей сети Запада, а Запад хочет нанести ущерб нашей возможности торговать энергоресурсами, нашей возможности снабжать мир сжиженным природным газом», – пояснил эксперт.
Богдан Безпалько / Фото: Pr Scr youtube.com / Диакон Илья Маслов
Вероятность запуска дронов с территории Украины спикер также не исключил.
«В принципе, они могут сейчас летать на достаточно большие расстояния, но я сомневаюсь в этом, потому что в данной ситуации, конечно, они должны были бы быть замечены. Это им нужно было пролететь всю территорию Белоруссии, дальше либо через территорию прибалтийских стран, либо через нашу территорию достигнуть уже Ленинградской области», – сказал политолог.
Ход России
Да, официально об ударе именно беспилотниками по порту в Усть-Луге никто не заявлял. Власти региона сообщали только о пожаре, а о причинах его – нет. Тем не менее, как пишет издание РИА Новости, в компании «Новатэк» отметили, что «по предварительной информации, возгорание стало следствием внешнего воздействия».
Вдобавок о версии пожара после прилета БПЛА говорят видео, выложенные очевидцами в соцсетях. На роликах видно, что в ночном небе над Ленобластью летит беспилотник самолетного типа.
«Если подтвердится, что пожар в Усть-Луге вспыхнул в результате удара беспилотных летательных аппаратов, то прежде всего необходимо выяснить их маршрут, откуда точно они прилетели. Это может быть сложно, потому что все БПЛА обладают пониженной отражательной способностью и могут не оставить никакого следа и, соответственно, их маршрут будет выяснить очень и очень непросто. Но даже если выяснится, что эти аппараты прилетели из стран Балтии или из Финляндии, то я убежден, что Россия, конечно, открывать боевые действия или использовать военные инструменты непосредственно против этих стран не будет», – поделился мнением политолог Богдан Безпалько.
При этом, отмечает эксперт, есть очень широкая линейка инструментов по воздействию на эти государства.
«Это могут быть меры экономического, геополитического, политического, дипломатического характера. Это может быть разрыв ряда договоров, например, о Сайменском канале с Финляндией и много чего прочего. На самом деле это достаточно серьезная проблема, которую нужно обсудить сначала в экспертном сообществе, а потом уже и в общественно-публичном. Безусловно, главный вывод это повышение безопасности в области противовоздушной обороны и, в частности, именно по борьбе с беспилотными летательными аппаратами», – заявил собеседник «Точки».
По словам Безпалько, в этой ситуации на большинстве объектов инфраструктуры, конечно, должна быть усилена защита, но прежде всего это порт в Усть-Луге, который является для России стратегической частью ее инфраструктурных проектов и позволяет экспортировать сжиженный природный газ.
«Есть еще одна проблема, которая может сделать еще более сложным экспорт сжиженного природного газа. Это случай, в рамках которого могут просто перекрыть нам выход из Балтийского моря. Балтийское море всегда считалось бутылкой, у которой есть очень узкое горлышко и пробка, если эту пробку нам заткнут через какое-то время в нарушение или в соответствии с договоренностями – не имеет значения, сейчас уже это почти сравнялось, то в этом случае уже сама Усть-Луга тоже вряд ли будет иметь такое большое значение», – заключил эксперт.
Британский след
Вообще стоит обратить внимание на то, что угрозы России есть не только со стороны непосредственно НАТО, но и, в частности, от Великобритании, которая в последние годы весьма активизировалась в Северной Европе. С 2014 года существует сообщество Joint Expeditionary Force (JEF), возглавляемое британцами и имеющее военный характер. В его состав входят страны Северной Европы в полном составе, а также Нидерланды.
Весной 2022 года тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон подписал соглашение о военной помощи с Финляндией и Швецией. Он пообещал им поддержку всем арсеналом и силами, что потребуют эти страны.
Фото: pxhere.com
Также британские войска временно (до 2033 года) обосновались в Норвегии. Их лагерь, как пишет портал «Странная планета», расположен недалеко от базы норвежских ВС и авиабазы в Бардуфоссе, где уже действуют британские Вертолетные силы. Последняя находится на расстоянии чуть менее 500 километров от границы Норвегии и России.
Тут необходимо вспомнить про Северный морской путь, который Россия активно развивает.
«Россия делает огромную ставку на развитие Арктики, Северного морского пути, собирается стричь с этого миллиарды долларов. У нас по этому вопросу федеральная программа была принята – «Развитие Арктики». У нас строится в огромном количестве ледокольный флот, контейнеровозы и так далее. Соответственно, наши западные бывшие партнеры собираются это все «контрить» и Арктика, Мурманская область – это регион, где они как-то будут перехватывать этот транспортный поток. Они будут делать так, чтобы им было неудобно пользоваться», – рассказывал «Точке» военный обозреватель Влад Шлепченко.
Участившиеся прилеты беспилотников в Ленобласти – это, скорее всего, только цветочки. Вероятность провокаций из стран Балтии или той же Финляндии крайне высока. Последняя уже совершала подобную ошибку в 1939 году (Зимняя война), по-видимому, не прочь наступить на эти грабли и еще раз.
Ранее «Точка» подробно писала о том, как ударный кулак НАТО собирается у границ Ленобласти.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.