18 марта – iatochka.news, 12:51. Президентская избирательная кампания в России завершилась с вполне предсказуемым результатом. О том, зачем она была нужна, что значила и какое будущее мы для себя и всей страны все же выбрали, читайте в материале ИА «Точка».
Фото: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга
Беспрецедентное давление
Первое, что стоит упомянуть, характеризуя нынешнюю кампанию – это беспрецедентное внешнее и внутреннее давление на ход голосования. То, в чем Запад так любит обвинять Россию и что называется «вмешательство в выборы суверенного государства». Все три дня активно создавалась видимость массового протеста и нежелание голосовать за действующего главу государства. В Телеграме для этих целей, например, была создана целая сеть ботов, которые позволяли «нарисовать» галочку в сфотографированном бюллетене «в нужной графе» для работодателя, который, якобы, силой заставляет голосовать за Путина. А параллельно шел сбор фотографий бюллетеней, в которых люди голосовую за кого угодно, только не за главу России, и фотографий участников акции для ТГ-каналов иноагентов. «Пастве» был предложен даже специальный бот, который «формулирует тезисы для родственников, оболваненных пропагандой», чтобы отговорить их отдать свой голос за действующего президента.
Понятно, что все это создавало больше медийного шума, чем практических проблем. Но западным кураторам нашей «несистемной оппозиции» для того и нужен был шум, чтобы рассказывать о «нелегитимности» плебисцита. Программа была отработана иноагентами четко по методичке: вечером 17 марта западные пропагандистские СМИ ожидаемо пестрели заголовками в ключе «сотни россиян пришли к избирательным участкам выразить свой протест», проиллюстрированными фотографиями из тех ТГ-каналов.
Были провокации на нескольких участках с подачи СБУ – с порчей избирательных урн и попытками поджога участков. Задействовали в этом в том числе жертв мошенников с Украины.
На государственном уровне прибалты сделали все, чтобы затруднить плебисцит на территории российских посольств в своих странах. Европейские послы готовили целую сеть провокаций и пытались инициировать комплекс протестных мероприятий, о чем еще несколько недель назад заявил глава МИД России Сергей Лавров.
А параллельно Украина усилила атаки на ряд российских регионов, и особенно на Белгородскую область. Фактически, пытаясь залить регион огнем и кровью.
Вот только весь этот кровавый спектакль Зеленского выборам президента основательно помог. Скажем так, простимулировал неопределившихся. Потому что, когда тебя или соотечественников обстреливает враг, ты четко понимаешь, с какой стороны свои, а где – враги, за что и против чего ты голосуешь и кто тебя может защитить.
В этом контексте особенно показательно, что все разговоры про «иллюзорность», а то и «ненужность» выборов в России сейчас – это «разговоры в пользу бедных». Учитывая всю силу давления на нас и на ход голосования, как минимум, «западные партнеры» прекрасно понимали всю важность данной процедуры. И опасность для них и их «мира, основанного на правилах» тех результатов, которые нынешний плебисцит показал.
Выборы как референдум
Несмотря на все это давление, выборы президента России завершились успешно и с вполне предсказуемым результатом, Владимир Путин победил и остаётся президентом, как минимум, до 2030 года. При этом и процент явки (77,44%), и процент, отданных за действующего главу России голосов (87,29% после обработки почти 100% голосов), ясно показывают: народ прекрасно понимал важность этого плебисцита и то, за какое настоящее и будущее он голосует.
У многих вызывало вопрос: стоило ли вообще проводить выборы до конца военной операции? Экспертам, да и обывателям было понятно, кто будет главой страны.
Но это, если воспринимать выборы только как институт конкурентной борьбы сугубо между кандидатами. На самом же деле, плебисцит – явление куда более сложное. Уже несколько лет эксперты используют такой термин, как «выборы референдумного типа». И нынешняя президентская кампания стала хрестоматийным примером именно такой разновидности народного волеизъявления.
Если говорить просто, то это такой формат выборов, где главным является степень доверия к кандидату, которая и выражается через явку и процент голосов. В рамках такой кампании кандидат — это уже даже не совсем человек, а символ определенного будущего. За которое или против которого, как на референдумах и голосуют люди.
Варианты будущего
В этом смысле любопытны все кандидаты, которые так или иначе участвовали или пытались участвовать в этой кампании. Потому что при схожести их программ по некоторым пунктам, они все же олицетворяли разное будущее.
Даванков, например, стал символом системного либерализма и «гламурного киберпанка» с внедрением роботов и нейросетей везде и всюду, а также с верой в невидимую руку рынка и в то, что именно частные предприниматели и станут новой элитой страны.
Харитонов – это, скорее, про «вперед в прошлое» к Леониду Ильичу Брежневу с плановой экономикой, но с «человеческим лицом», повсеместным социальным патернализмом и возвратом к сельскому хозяйству колхозного типа.
Слуцкий – это будущее, которое очень отдает популизмом Жириновского. Что не удивительно: тут и про амбиции, и про глобальное доминирование России, про русских, которые соль земли, но уж слишком вся эта картинка экзальтированно подана. Впрочем, как всегда, в лучших традициях ЛДПР.
Фото: Pr Scr vk.com / Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Показательно в этом смысле, что Борис Надеждин, самый прозападный кандидат, ориентированный на новое тотальное сближение России с нашими «западными партнерами», попросту не дошел до начала официальной предвыборной гонки, не сумев собрать подписи. Потому что в модели будущего, приложенной им, большинство россиян будущего для себя не увидели.
Что мы выбрали
А какое будущее тогда символизирует Путин, если оно для электората оказалось самым привлекательным? В первую очередь оно будет трудным. Об этом президент несколько раз говорил в послании к Федеральному Собранию, которое можно считать и его предвыборной программой. Путин раз за разом повторял, что все новые инициативы и глобальные проекты потребуют слаженной работы государства и общества. А также детального проектирования, компетентного подхода и больших затрат.
Это будущее будет осложнено внешним давлением, которое будет только расти со стороны «недружественных государств», самим ходом жизни, потому что большие проекты всегда сталкиваются с большими проблемами. Но главное – что будущее у нас, как у государства, будет. Потому что сейчас, и президент подчеркнул это особо, если Запад каким-то чудом сможет добиться своих целей, то России, какой мы ее знаем, попросту не станет.
И дело здесь даже не в том, что условному Западу хочется наших ресурсов или территорий, желательно даром и с сопутствующим вымиранием местного населения. Просто так повернулись шестерни судьбы, что наша страна оказалась форпостом порядка, удержания здравого смысла. Который самим фактом своего существования угрожает глобалистскому «миру, основанному на правилах».
Один за другим всплывают неопровержимые факты, доказательства того, что слова Владимира Путина о строительстве многополярного мира – это не популизм и даже не только воля российского президента, а детерминированный процесс. И именно Россия является острием и главным двигателем этого процесса, встав в авангарде против западного гегемона. А русские люди вспомнили, кто они, вспомнили, что такое гордиться собой, как народом.
И поэтому стране нужно не просто выживать, а полноценно жить и развиваться. И это развитие – это тоже то будущее, которое символизирует собой Путин в качестве главы России.
Будущее, в котором наша страна станет передовой в науке, промышленности, экономике и информационных технологиях. Через территорию которой проходят важнейшие мировые торговые пути, где общество живет, не стыдясь своих традиций и нравственных ценностей. Где политические элиты состоят из людей, которые кровью доказали свою любовь к Родине и готовность ее защищать. Где семья – стоит в основе всего общества, а люди – самый ценный государственный актив.
Где справедливость и милосердие поставлены во главу угла. Даже если весь мир отказывает нам в праве быть милосердными и справедливыми.
Будущее, в котором, конечно, есть проблемы, но вопреки им Россия есть и будет той страной, которой мы по праву гордимся. Вот это и предложил Путин России, и Россия этот выбор приняла.
Подготовил Александр Чаусов, публицист, кандидат исторических наук
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ