Фото: wikimedia
В Евросоюзе внедрили шестидневную рабочую неделю. Первой страной, прибегнувшей к данной мере, стала Греция. В парламенте предполагают, что это неминуемо приведет к экономическому росту. Рассматривая европейское нововведение, российские социологи отнеслись к идее скептически. В каком случае шестидневка устроила бы россиян, какие практики исключили бы увеличение рабочей недели — в материале «Точки».
В Греции с 1 июля текущего года внедрена и работает система шестидневной рабочей недели. Данная мера, как пишут зарубежные СМИ, коснется непрерывно действующих предприятий. Предполагается, что это позволит компаниям решить вопрос нехватки квалифицированных кадров и должным образом организовать смены.
Закон этот, по сути, развязывает руки работодателям, они смогут в одностороннем порядке вводить шестидневную рабочую неделю. Как пишет РБК, шестой день сотрудникам оплатят в размере 40% дневной заработной платы и 115%, если день выпадает на праздник. Кроме того, сотрудникам будет представлена возможность взять дополнительный выходной в течение предстоящей недели. Продолжительность трудового дня не должна будет превышать восьми часов.
Идея шестидневки пришла в голову Адонису Георгиадису, который некогда занимал пост главы греческого Минтруда. Данная мера не сыскала отклика в сердцах граждан и столкнулась с острой негативной реакцией.
Вопрос шестидневной рабочей недели поднимался и в России. Об этом заговорили еще в мае текущего года. С предложением тогда выступила Ассоциация развития бизнес-патриотизма «Аванти». Идею объяснили санкциями и возможностью поднять таким образом производительность труда и экономики.
В то же время в России социологи восприняли греческую идею скептически. Как отметил в беседе с «Точкой» доктор политических наук, заведующий кафедры политологии, социологии и менеджмента Казанского технического университета, академик Российской академии политнауки Владимир Беляев, на данный момент в нашей стране в шестидневной рабочей неделе надобности нет.
«Конечно, в нашей стране может быть все. Но депутаты думают только о ближайшем. О серьезных социальных последствиях они не думают. В данной мере нет никакой необходимости, больше похоже на жадность бизнеса», — поделился мнением собеседник издания.
Согласился с господином Беляевым и демограф Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований Виктор Левашов.
«Нам не нужно этого (внедрять шестидневную рабочую неделю — Прим. ред.) делать, потому что у нас очень хорошая практика рабочая, она утвердилась, и люди уже привыкли к такому распорядку своей жизни», — считает эксперт.
С другой стороны, Владимир Беляев отчасти смог допустить внедрение шестидневки в России. Но движущей силой в этом направлении, скажем так, мотивацией, должно быть финансовое обеспечение.
«У нас ведь дополнительная сверхурочная работа, записанная в трудовом кодексе, должна оплачиваться. Если будут соответствующе оплачивать, люди пойдут, почему бы и нет», — допускает спикер.
В свою очередь Виктор Левашов развитие экономики страны на фоне санкцией видит в другом. По его мнению, в России нужно не рабочую неделю увеличивать, а внедрять в структуры передовые технологии.
«Вопрос в другом. Вопрос в модернизации экономики, введения каких-то передовых достижений, в том числе в области роботизации, в области искусственного интеллекта. Все говорят об этом, а раз говорят, то, по всей вероятности, такие практики уже существуют, и они будут реализоваться в будущем. Поэтому я считаю, что шестидневная рабочая неделя — это шаг назад. В том числе, что касается социального развития», — подытожил демограф.
Ранее «Точка» писала, что беспрецедентное санкционное давление Запада не оказывает предполагаемого эффекта на экономику России. Поэтому Соединенные Штаты Америки готовы пойти на «крайние меры» даже в ущерб себе.
Подготовила Ксения Романовская
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ