Россия и Азербайджан договариваются о развитии транспортного коридора «Север – Юг», усиливающего ось антизападных государств. Помешать этому теоретически может Турция, «опекающая» Баку. Кредит на строительство многомиллиардный, и связан для Москвы не только с перспективами, но и с немалыми рисками. И касаются эти риски Анкары, которой вечно сидеть на двух стульях не удастся. Подробнее – в материале «Точки».
Горячая встреча
Президент России Владимир Путин 18 августа прибыл с государственным визитом в Азербайджан, где повел встречу со своим коллегой Ильхамом Алиевым. В плане обсуждений – дальнейшее развитие «двусторонних отношений стратегического партнерства и союзничества, а также актуальные международные и региональные проблемы». По крайней мере, так о мероприятии сообщает пресс-служба Кремля.
«Вы посещаете Азербайджан не в первый раз, но впервые с государственным визитом. И этот визит имеет исключительную важность для наших двусторонних отношений», – заявил российскому лидеру глава республики при встрече.
Нужно понимать, что Москва – один из ключевых торговых партнеров Азербайджана. Для понимания, по итогам 2023 года товарооборот между странами составил 4,3 миллиарда долларов, что на 17,5% больше, чем годом ранее. При этом экспорт азербайджанской продукции в Россию составил 1,2 миллиарда, а импорт из России — 3,1 миллиарда. В тоже время посол кавказской республики Полад Бюльбюль-оглы ранее сообщал, что его страна сохраняет желание присоединиться к БРИКС.
«Мы о нем говорили с российскими коллегами, но это тоже процесс и вопрос в работе», — приводит ТАСС слова дипломата.
Государственный визит – значит, торжественный, означающий стратегические связи стран. И стратегически обсудить с Баку очень даже есть, что. Например, вопрос использования азербайджанской газотранспортной системы (Южный газовый коридор) для поставок голубого топлива на международные рынки. Даже несмотря на сохранение колоссального санкционного давления, Кремль продолжает транзит в Венгрию, Турцию и ряд государств Южной Европы. К слову, это очень сильно беспокоит «незалежную», через территорию которой пока еще идет топливо. Отчасти поэтому «небратья» реализовали курскую авантюру и захватили там стратегически важную ГИС.
Еще одной темой обсуждения двух лидеров может стать расширение международного транспортного проекта «Север – Юг», западный маршрут которого соединяет Россию с Ираном через территорию Азербайджана.
Проект стратегического значения
Последнюю тему необходимо рассмотреть подробнее. «Север-Юг» — мультимодальный транспортный маршрут от Санкт-Петербурга, через Азербайджан, Иран до индийского порта Мумбаи. Его протяженность составляет 7,2 тысячи километров. В рамках коридора созданы три ветки — транскаспийская (с использованием железных дорог и портов), а также сухопутные западная и восточная.
В мае прошлого года Тегеран и Москва подписали документы по достройке последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута от Решта до Астары в Иране, стоимостью 1,6 миллиарда евро. Из этих средств 1,3 миллиарда евро составляет кредит нашей страны, остальное — средства исламской республики.
Сама инициатива появилась в далеком 1999 году, а официально коридор открыли в 2002-ом. До 2022 года путь работал, но не на полную мощность. С началом специальной военной операции Россия столкнулась с колоссальным санкционным давлением со стороны коллективного Запада и вопрос расширения проекта стал играть куда большее значение. В условиях ограничительных мер логистика позволяет сохранить устойчивость функционирования отечественной экономики.
Понимает важность проекта и Азербайджан. Так, в феврале 2024 года Ильхам Алиев заявлял, что Баку настроен на расширение инфраструктуры в рамках транспортного коридора «Север-Юг», которая в своем нынешнем состоянии не отвечает намерениям соседей.
«Настроены решительно на то, чтобы расширять инфраструктуру коридора (“Север-Юг”) на азербайджанской территории. Хотя она физически существует, но не соответствует тем намерениям, которые существуют у наших партнеров и соседей по максимальному задействованию этого проекта», — говорил глава республики во время встречи с Владимиром Путиным на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества.
Сейчас по коридору перевозятся углеводороды, строительные материалы, лес, зерно, сталь, химия и удобрения. При расширении потока можно будет переправлять транспортные средства, бытовую технику и рабочую силу. Грузы доставляют порядка 700 отечественных транспортных компаний и для понимания, только за минувший год было отправлено около 14,5 миллионов тонн товаров.
В Минэкономразвития прогнозируют, что при должной модернизации потенциал МТК к 2030 году может вырасти до 42,5 миллионов тонн, что потребует совместных усилий всех заинтересованных стран. Самые капиталоемкие части проекта — инфраструктурные. Так, Россия ведет строительство объездных автомобильных дорог в обход Дербента, Махачкалы и Хасавюрта, реконструирует пункты пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр, планирует создать Северный автомобильный обход Астрахани до 2029 года, что позволит в два раза сократить путь через Волгу. Строительство Восточного автомобильного обхода той же Астрахани завершится в нынешнем году. И Азербайджан в данном случае также играет большую роль: он модернизирует участки железной дороги и строит морской порт Алят.
«МТК позволит не только сократить время на доставку грузов, но и переориентировать товарооборот на наших союзников на Ближнем Востоке и в Азии. Запад же нас ограничил, а потому для Москвы это возможность развить тот полюс силы, который она создает с Китаем, Ираном и, не исключено, с Турцией. “Север-Юг” даст возможность снизить стоимость перевозок и отвяжет Россию от геополитических противников. Так что это не просто транспортный проект, это своего рода стратегическая инициатива развития многополярного мира», — заявил в интервью «Точке» политический аналитик Николай Лагин.
При этом эксперт подчеркивает, что магистраль даст возможность создать новый, глобальный логистический хаб, что повысит экономическую привлекательность России и Азербайджана. Последний сможет укрепить роль в качестве страны, расположенной на перекрестке миров, а значит, никто не захочет с ним ссориться.
Турецкий интерес
Но существуют и серьезные риски, которые необходимо учитывать. Азербайджан находится под опекой Турции, а значит, придется договариваться с правительством Реджепа Эрдогана, до сих пор удачно сидящего на двух стульях и получающего от этого немало «плюшек».
«Во влиянии Анкары находится сухопутная ветка транспортного коридора, что в будущем позволяет туркам начать диктовать условия Москве. Например, навязывать нужные им логистические компании, повышать или понижать тарифы на грузовые перевозки. Чтобы снизить зависимость, нам нужно развивать морскую часть коридора, которая позволяет избавиться от наседания Эрдогана или того, кто придет после него, все же в проект вложены большие деньги», — полагает Лагин.
Недавно «Точка» писала о расширении османских интересов на африканский континент и создании тайной атомной стратегии, в которой России отводится огромная роль. Тогда сообщалось о формировании оси из стран-противников коллективного Запада, в которую сможет войти в том числе и Анкара.
В середине апреля стало известно, что Москва вывела миротворческий контингент из Армении, по сути, отдавая Южный Кавказ Эрдогану, а незадолго до очередного витка конфликта за Нагорный Карабах султан посещал Сочи, где провел встречу с президентом России Владимиром Путиным. Практически сразу после этого Баку провел успешную военную операцию, выдавив армию Еревана из спорного региона. Интересные процессы происходят и в Грузии, и в этом можно увидеть некую договоренность между Россией и Турцией.
Нельзя забывать и о стремлении Эрдогана вступить в сильнейшее экономическое формирование БРИКС, что также подразумевает выстраивание более глубокого партнерства с Москвой.
«Конечно, мы хотели бы стать членом БРИКС. Посмотрим, чего нам удастся добиться в этом году. […] Мы не можем игнорировать тот факт, что БРИКС как важная платформа для сотрудничества предлагает некоторым другим странам хорошую альтернативу. […]. Мы видим в БРИКС потенциал», — заявил глава МИД Турции Хакан Фидан во время визита в Китай.
Вот и выходит, что Реджеп Эрдоган старается стать частью нового многополярного мира, где не будет места хищнической западной политике неоколониализма. Но гегемон пока еще стоит, пытаясь уничтожить Россию с Китаем, объявляя санкции против Москвы, снабжая «незалежную» деньгами, оружием и военной техникой.
«Все меняется: Евросоюз вымирает, Штаты чувствуют свою уязвимость и это будет только усугубляться со временем. А значит, Турции нужно решить, с кем она будет двигаться дальше. Если хотят в БРИКС, то мы их примем, но для этого будет нужно распрощаться с НАТО. В ЕС Анкару давно не берут, хотя она и подавала заявки. Выбор невелик. Реджепу Эрдогану будет невыгодно выкручивать руки России и соответственно другим участникам проекта “Север-Юг”. Он должен понимать, что с нами лучше сотрудничать, развиваясь как самостоятельное государств. Лучше выбрать победителей», — заключил Лагин.
Ранее «Точка» писала, что Анкара не оставляет попыток войти в состав объединения БРИКС, однако ситуация осложняется ее членством в НАТО. Вряд ли экономическому союзу нужен столь агрессивный шлейф. Эксперты полагают, что под руководством Эрдогана страна может демонстративно вильнуть хвостом перед лицом изрядно надоевшего гегемона и присоединиться к тем, кто уже встал на путь сопротивления — к России, Китаю и целому ряду других стран.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ