От Азавада до Суджи: русским придется разбираться с Украиной в Африке. Французы в курсе

Le Monde обвинила Украину в помощи малийским террористам. Украина этими действами попыталась «открыть второй фронт против России» в Африке.

Французская пресса пишет о том, что украинские военные обучали малийских сепаратистов и террористов работе с дронами и БПЛА. Мали, при этом, уже давно находится в сфере российских политических и экономических интересов. О том, как на территории этой страны действует «Вагнер» и почему успех этой ЧВК в Мали поможет Курской области, почему нам настолько нужны малийские ископаемые, а особенно литий, и в чем проблема с его добычей – в материале «Точки».

Поле боя – Мали

Французское издание Le Monde на днях опубликовало материал, в котором утверждается, что украинская военная разведка в 2024 году начала плотное и систематическое взаимодействие с сепаратистскими и террористическими группировками на севере Мали, а именно, в районе Азавада.

Сотрудничество это, по версии французского издания, возникло из желания нынешнего киевского режима «открыть второй фронт» против России уже в Африке. Дело в том, что несмотря на бурные политические процессы и государственные перевороты в этой стране, Мали с 2021 года систематически и на постоянной основе сотрудничает с Россией. С 2021 года там работает ЧВК «Вагнер». «Музыканты», собственно говоря, и помогают государственной власти Мали в противодействии террористам. Правда, получается это не без проблем.

Так, в конце июня этого года подразделения «Вагнера» попали в окружение и понесли существенные потери, в том числе и летальные. Тела погибших бойцов удалось вернуть только в начале октября.

Кстати, ряд тг-каналов, близких к командованию «Вагнера» пишет, что эта операция поможет освободить резервы ЧВК, часть из которых может быть отправлена в Курскую область.

Фото: wikimedia

И сразу же после столкновения 28 июня представители ГУР Украины заявили, что это произошло не без помощи их инструкторов. Что кстати, стало причиной, по которой официальные власти Мали полностью разорвали с Киевом дипломатические отношения.

Сейчас Le Monde пишет о том, что украинские инструкторы обучали террористов из «Национального движения за освобождение Азавада» работе с дронами и БПЛА.

Бурные процессы

Вообще, Мали – это в каком-то смысле типичная африканская страна. Была в свое время колонией Франции, потом, во второй половине XX века получила независимость. Но независимость эта вылилась в бесконечную череду военных и гражданских переворотов с временными «переходными национальными правительствами» и прочими, типичными для Африки элементами политической жизни.

Сама эта территория, которая в колониальный период называлась Французским Суданом, была «нарезана» совершенно произвольным образом, и включила в себя территории туарегов. Очень непростых африканских племен.

Туареги – по сути своей кочевники и наемники, с лёгким налетом «разбойничьей романтики». До сих пор многие из них живут по принципам племенных союзов. Государственность у туарегов иногда возникала, но довольно быстро заканчивалась, что не мешало им становится все более воинственными людьми.

Туареги считают север Мали вообще и регион Азавад своей исконной территорией и очень хотят там свое собственное независимое государство. Правда, даже внутри этого племенного сообщества случилось резкое разделение и военное противостояние.

В 2012 повстанцам-туарегам удалось захватить Азавад, но в итоге с ними в противоборство вступили другие туареги из террористической группировки Ансар Дайн. При этом, в регионе засветились еще и представители Аль-Каиды*.

Очень резкое государство

Понятным образом все эти бурные процессы совершенно не нравились официальному правительству Мали и Европе, а особенно Франции. Та, конечно, уже давно «освободила» свои колонии. Но от своего экономического и политического влияния и на Мали, и на остальные страны Сахеля не отказалась.

В итоге Франция ввела в эту страну свой военный контингент. Который пребывал там с 2013 года и называлось это все Операция «Сервал». Правда, каких-то успехов французские «миротворцы» не достигли. Скорее даже наоборот, в среде малийского населения они с годами стали восприниматься, как символ продолжающегося «неявного» колониализма. В 2021 году правительство Мали пригласило к себе «Вагнер».

Фото: wikimedia

Это, в свою очередь произвело уже в европейском сообществе эффект разорвавшейся бомбы. В конце декабря 2021 года Франция и ещё западных 15 государств направили правительству Мали ноту протеста в связи с российским присутствием. В ноте европейские государства выразили «глубокое сожаление» по поводу того, что местные власти потратили средства из «скудного бюджета страны на оплату иностранных наёмников вместо того, чтобы поддержать собственную армию».

Нужно сказать, что Мали, конечно, очень бедная и нестабильная в политическом плане страна, но государство там, в любом составе и с любой степенью легитимности, очень резкое.

В ответ на это обращение европейских стран, 17 февраля 2022 года французский и канадский военный контингент попросили «на выход» из страны, а 3 мая того же года Мали разорвало все отношения в сфере военного сотрудничества с Парижем.

Российские интересы

Интерес России к Сахелю вполне понятен. Этот пояс – по сути, торговые и политические ворота в Африку. К тому же, Мали хоть и бедная страна, но в её недрах, как и во многих государствах Черного Континента залегает «половина таблицы Менделеева». Кстати, особо Мали богата золотом. По его добыче страна занимает примерно третье место во всей Африке.

Ну и на все том же, максимально неспокойном севере Мали находятся залежи лития, который является одним из ключевых компонентов для практически всей сферы высоких и наукоемких технологий.

В этой связи, в конце октября этого года ожидается экспедиция геологов из России для разведки месторождений как лития, так и нефти с газом, которые в этой стране тоже есть.

Правда для того, чтобы эта экспедиция спокойно работала, нужно как-то «успокоить» террористов из «Азавада». Впрочем, «Вагнер» хоть и не без проблем, с этой задачей справиться вполне в состоянии.

Фото: piqsels

И в этом контексте все довольно интересно с Украиной. Дело в том, что все эти истории о связях ГУР с малийскими сепаратистами уже поставили крест на сотрудничестве Киева с Бамако. Более того, когда пошли первые новости о том, что украинские инструкторы работают с боевиками «Азавада», министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба пытался совершать турне по странам Африки. С тем, чтобы наладить экономические и политические связи.

Украине сейчас нужна хоть какая-то поддержка и соответствующие ресурсы. Но в итоге из желания подгадить России Киев связался с откровенными террористами, что вызвало вполне определенное отношение к Украине не только в Мали, но и в других африканских странах. Там с террористической угрозой сталкиваются часто и непосредственно. И поддержка терроризма в любой форме для африканских правительств, и без того, достаточно шатких, является табу.

Что в итоге?

Понятно, что заявления представителей киевского режима об «открытии второго фронта против России» – не более, чем громкие пропагандистские слова. Непонятно другое: почему мы до сих пор еще не внесли киевский политический режим в список террористических организаций на официальном уровне.

И теперь, видимо, российскому миротворческому контингенту придется в Мали разбираться не только с «Азавадом» и иными туарегскими террористическими организациями, но еще и с украинскими «инструкторами». Впрочем, «Вагнер» имеет богатый опыт по «утилизации» подобного контингента.

Ранее «Точка» сообщала о реакции российского МИДа на украинские планы открыть «второй фронт» в Африке, который якобы должен ослабить нашу армию.

Подготовил Александр Чаусов

* – организация, внесенная в список террористических в России

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ