Еврейское государство обстреляло столицу Ирана. В ответ на агрессию власти в Тегеране могут по примеру России пересмотреть ядерную доктрину и ответить Тель-Авиву спецбоеприпасами.
Депутаты иранского парламента призвали к изменению оборонной доктрины исламской республики на фоне израильской агрессии. Положительное решение высшего руководства страны может привести к возобновлению работ над оружием массового поражения. О том, в каком состоянии находится ядерная программа ближневосточного государства, почему война в регионе начнется не ранее ноября и к чему все это может привести, разбиралась «Точка».
По заветам Москвы
После того, как 26 октября армия обороны Израиля нанесла ракетные и авиационные удары по военным объектам Ирана, депутат иранского Меджлиса Мохаммад Реза Сабагиан призвал к пересмотру ядерной и оборонной доктрин исламской республики.
«Израиль осуществил агрессию при прямой и косвенной поддержке Европы и США. В ответ на агрессию сионистского режима и США мы должны рассмотреть возможность получения оборонительного оружия, которое есть у этих задир и агрессоров, а оборонную и ядерную доктрину нашей страны следует пересмотреть», — привело агентство Mehr слова законодателя, сказанные им во время выступления на открытой сессии парламента.
Идея Сабагиан нашла отклик у его коллег, а председатель меджлиса Мохаммад Багер Галибаф и вовсе дал обещание, что ответ на действия Израиля поступит «несомненно и неизбежно». Каких-либо деталей никто раскрывать естественно не стал, однако следует помнить, что парламентарии давно следуют единым курсом с высшим руководителем страны Али Хаменеи.

Кстати, незадолго до удара по Тегерану группа из 39 законодателей направила письмо в Высший совет национальной безопасности с просьбой пересмотреть оборонную доктрину и разрешить разработку ядерных вооружений. Впоследствии представители внешнеполитического ведомства Ирана заявляли о приверженности Тегерана политике отказа от ядерного оружия.
Ядерные качели
В июне Россия, Китай и Иран выпустили совместное заявление в рамках заседания МАГАТЭ по поводу Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который в миру больше известен как иранская ядерная сделка.
«Наши страны последовательно оказывали решительную поддержку СВПД… Наша поддержка ядерной сделки не изменилась с 2018 года, когда США незаконно и в одностороннем порядке вышли из этого соглашения, а наложение односторонних незаконных санкций и реализация политики максимального давления на Иран стали переломным моментом для этого соглашения».
До этого, на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент России Владимир Путин еще более жестко охарактеризовал текущее положение по сделке:
«Иран выполнял все взятые на себя обязательства по известному соглашению, о котором вы сейчас упомянули. Все. К Ирану невозможно предъявить никаких претензий, и затем США в одностороннем порядке вышли из этого соглашения, а европейцы продолжали требовать от Ирана, чтобы он выполнял взятые на себя обязательства. Вы уж меня простите, но это какой-то бред!» — сказал гарант.

Как ранее писала «Точка», стороны проявили исключительные готовность и желание вернуться к переговорам в рамках СВПД. Вот только мало кто верит, что к реализации соглашения удастся вернуться — США и их ближневосточным друзьям в Тель-Авиве проще обвинять Тегеран в агрессии и незаконной разработке ядерного оружия. Хотя израильтяне и сами обладают ядерным потенциалом вразрез международных договоренностям.
Но главное тут другое — от разработки оружия массового поражения исламскую республику сдерживают только максимально конструктивные и добрые отношения как с Россией, так и с Китаем.
Западу нужен повод
Положение дел на Ближнем Востоке в последнее время стремительно ухудшается и виной всему агрессивная политика Израиля. Официальный Тель-Авив, при молчаливом согласии США и их европейских сателлитов, развязал, по сути, три конфликта — оккупировал большую часть Палестины под предлогом борьбы с членами ХАМАС, начал наземную операцию в Ливане для «ликвидации угрозы» со стороны шиитской группировки «Хезболла» и устроил ответные авиационные атаки Ирана, который выступил в защиту населения Газы и Ливана. Но пока со стороны все происходящее напоминает больше политику двойных стандартов, при которой злодеем выступает именно ЦАХАЛ.
После нападения армии обороны Израиля на столицу Ирана 26 октября высокопоставленный представитель администрации США, выступая в пятницу поздно вечером на специальном брифинге заявил, что Соединенные Штаты Америки в полной мере готовы принять участие в отражении возможного удара Ирана в ответ на обстрел со стороны Израиля.
«Если Иран решит отвечать, то мы в полной мере вновь готовы отражать любое нападение. Повторю: если Иран решит отвечать, то мы в полной мере готовы оборонять Израиль и поддерживать Израиль, то будут последствия. Если Иран примет это досадное решение», — заявил чиновник.
Он добавил, что по мнению Белого дома, высшему совету Ирана не следует предпринимать ответных мер на удар ЦАХАЛ, так как операция Тель-Авива ставит точку в военном противостоянии двух сторон. При этом «твердое мнение США по ситуации было доведено до партнеров во всем регионе». Разумеется, по разным каналам вполне однозначный посыл дошел напрямую и до Тегерана.

Другими словами, в случае начала открытого противостояния между исламской республикой и еврейским государством, Вашингтон однозначно встанет на сторону Израиля, а значит – и все НАТО. Вот только пока, до выборов в самих Штатах, никто никаких активных боевых действий начинать не станет. Демократической партии это пока не выгодно. Особенно во время сложного избирательного процесса, неудачный исход которого может изменить все в мире, начиная от финансовой и военной поддержки киевского режима, до прикрытия Тель-Авива.
Но все может измениться после выборов. И тогда предложение депутата иранского Меджлиса Мохаммада Реза Сабагиана вернуться к пересмотру оборонной доктрины и началу работа над ядерным оружием станет действительно актуальным.
Иранский боевой атом
Собственное ядерное производство Иран вновь запустил в 2019 году, спустя год после выхода США из СВПД. Согласно условиям договора, в обмен на снятие санкционных ограничений республика минимум до 2030 года обязалась не обогащать уран выше 3,67% (необходимая для работы атомных электростанций концентрация изотопа уран-235). Но 3 июня 2024 года гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси сообщал, что уровень обогащения урана в республике достиг 60%, так как в 2021 году Тегеран прекратил соблюдать дополнительный протокол к соглашению о гарантиях.
«Уже больше двух лет у агентства нет расширенного доступа к иранским ядерным объектам», — пожаловался чиновник на заседании управляющего персонала организации.
И подход исламской республики к заявлениям Запада вполне понятен. Страна идет на сделку, снижает уровень обогащения и избавляется от излишков обогащенного топлива, а санкции не то, что не снимаются, а скорее усиливаются. Сказывается и агрессия Тель-Авива при поддержке США.
«У нас нет решения о создании ядерной бомбы. Но если существование Ирана окажется под угрозой, то у нас не будет иного выбора, кроме как изменить нашу военную доктрину», — заявлял в мае советник аятоллы Камаль Харази в интервью телеканалу Al Jazeera.

В то же время по версии агентства Bloomberg, Иран обогащает уран на подземных объектах в Фордо и Натанзе, которые ВВС Израиля не так уж легко поразить. К тому же, разрушив инфраструктуру, ЦАХАЛ вряд ли полностью ликвидирует ядерный потенциал главного врага, скорее отложит его развитие на время. В то же время вполне конкретной оценки, когда исламская республика может создать ядерное оружие — нет. По мнению специалистов израильского Института исследований нацбезопасности, этот процесс может занять от четырех до шести месяцев. В Ассоциации по контролю над вооружениями и вовсе считают, что потребуется около двух лет.
«В мае прошлого года министр обороны Израиля Галант заявлял, что у Ирана есть запасы обогащенного урана, достаточные для производства пяти ядерных бомб. Тогда он называл подобные показатели ошибкой, за которую Тегеран должен поплатиться. И вот эту информацию я бы посоветовал Нетаньяху держать постоянно в голове. Никто не может утверждать, что в случае очередной агрессии Израиля Иран не запустит в ответ 300 или 400 ракет, среди которых пять будут нести боеголовки в специальном исполнении. А «Железный купол», как оказалось, не такой уж непробиваемый», — заявил в интервью «Точке» политолог Михаил Макаров.
Эксперт добавил, что подобное развитие событий в настоящее время невозможно представить, так как в Штатах активно идет подготовка к выборам, по итогам которых и придет ясность: ждет ли Ближний Восток уничтожение или нет.
Ранее «Точка» писала, что Израиль не только инициировал военную операцию против Ливана, но и выставил ультиматум генеральному секретарю ООН, назвав его персоной non grata. В конфликт уже втянулся Иран, который провел массированный ракетный удар (на момент подготовки материала один, но вряд ли последний) по израильским территориям. И разумеется, свой политический интерес имеется в этой войне и у Вашингтона, от решений которого во многом зависит её дальнейшее развитие.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ