Госдума утвердила пакет законопроектов, ужесточающих требования к иноагентам. КПРФ слегка воспротивилась, и даже внесла свои поправки, но их отклонили – изменения могут вступить в силу уже в сентябре.
Госдума приняла четыре законопроекта, ужесточающих контроль за иноагентами: три из них поддержали единогласно, а четвертый вызвал споры. Новые правила запрещают иноагентам работать в образовании, получать муниципальную поддержку и входить в руководство госкорпораций. КПРФ попыталась несколько смягчить законы (понятно – в их рядах представители уже имеются), предложив защиту профсоюзов и судебный порядок включения в реестр, но их поправки отклонили. При этом некоторые эксперты предупреждают: формулировки законов слишком расплывчаты и могут ограничить гражданские свободы. Подробнее – в материале «Точки».
Ужесточения для иноагентов
Новые ограничения одобрили для иноагентов накануне в Госдуме. Приняты сразу четыре законопроекта, однако только три из них одобрили во втором и третьем чтениях единогласно и без дискуссий. Поправки, как пишет «Коммерсантъ», расширяют основания для присвоения статуса иноагента, ужесточают наказание за, например, дискредитацию армии и призывы к антироссийским санкциям, а также дают право заочно приговаривать по 20 составам преступлений.
Но с четвертым законопроектом забуксовали. По нему иноагентам полностью запрещается заниматься образовательной и просветительской деятельностью, а НКО с таким статусом нельзя будет получать муниципальную поддержку и их запретят признавать социально ориентированными. Документ приняли в первом чтении 5 марта.
«Ко второму чтению комитет Думы по безопасности одобрил поправку, запрещающую иноагентам входить в органы управления госкорпораций. А вот депутаты от КПРФ Юрий Синельщиков, Георгий Камнев (глава юрслужбы партии – прим.ред.) и Николай Коломейцев (координатор думской фракции – прим.ред.) предложили поправки, которые, как посетовал глава комитета Василий Пискарев («Единая Россия»), «предусматривают для иноагентов серьезные послабления», – пишет «Ъ».

Комитет по безопасности ГД счел на основании Пискарева отклонить эти поправки, однако у Синельщикова были другие планы – он вынес свои предложения на отдельное голосование.
Встали на защиту иноагентов или законности?
Коммунисты предложили четко определить правовое положение иноагентов. Дескать, быть таким лицом – это не правонарушение, на это-де обращал внимание Конституционный суд.
Юрий Синельщиков упрек Пискарева не воспринял и заявил, что разговор идет не о смягчении введенных для иноагентов обязанностей, ограничений и запретов. А вот о том, что среди этого рода лиц встречаются и представители КПРФ, депутат говорить не стал.
В частности, муниципальный депутат и блогер Павел Иванов* – его внесли в реестр 31 мая 2024 года. В июне того же года депутат ГД от КПРФ Сергей Обухов и Денис Парфенов просили Минюст исключить соратника из этого перечня. Что, кстати, стало первым случаем, когда парламентская партия попыталась защитить коллегу, попавшему в реестр Минюста.
А в октябре 2023 года, сообщал RTVI, в список иноагентов включили экс-кандидата в ГД от КПРФ Владислава Жуковского*. До него туда попал депутат Мосгордумы Евгений Ступин*, который, впрочем, был исключен из партии и фракции до включения в список. Наконец, в 2022-м иноагентом признали главу фракции в Госсовете Коми Виктора Воробьева*: позже он был исключен из президиума партийного Госсовета, а потом и лишен статуса лидера фракции.
Поправки, да не те
Одна из поправок коммунистов касалась профсоюзных организаций – в партии считают, что их нельзя признавать иноагентами. На это Пискарев заявил, что «у нас сразу появится профсоюз иноагентов», а спикер Вячеслав Володин заметил: гарантий, что созданный профсоюз не будет получать помощь от страны из-за рубежа нет.
«Иностранный агент преподает в вузе, это разрешено сегодня ему, при этом финансируется из-за рубежа. Его деятельность уже определена как деятельность иностранного агента. Он продвигает повестку другого государства, а мы начинаем обсуждать вопросы, связанные с гуманизацией, либерализацией. Без страны останемся!..», – сказал председатель Госдумы.

По словам Синельщикова, удивительно, что профсоюзы теперь оказываются в худшем положении, чем религиозные организации, которых нельзя признать иноагентами по закону. К слову, в реестр Минюста не могут попасть также органы публичной власти, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.
Другая поправка – о конкретном размере материальной помощи от иностранного государства, достаточной для получения статуса. По мнению коммунистов, это должны быть 25 тыс. рублей, что Пискарев счел цифрой, взятой «с потолка». Однако Синельщиков парировал: уж лучше так, чем никак вообще, когда можно «и за 5 тыс. человека сделать иностранным агентом».
Наконец, еще одна поправка касалась введения судебного порядка включения иноагентов в реестр. С этим тоже не согласились, в том числе присутствовавший на заседании заместитель министра юстиции Олег Свириденко, заметивший, что предложенные поправки «никаких оснований, никаких аргументов для изменения позиции правоприменения не имеют».
Поправкам быть, но есть нюансы
Как бы то ни было, но все поправки КПРФ отклонили, а сами коммунисты в итоге проголосовали за проект во втором и третьем чтениях. Пошумели для вида и будет?
Итак, скорее всего, с 1 сентября 2025 года иноагентам запрещается работать в сфере образования и в госкорпорациях.
«Необходимость такого запрета не нуждается в комментариях, как и другие ограничения на деятельность иноагентов. Государство проводит в этой сфере понятную политику, вводит последовательные запреты, которые, конечно, должны быть формализованы в законодательстве», – заявили порталу «Ведомости» в Ростехе.
Критерии присвоения статуса иноагента расширены: например, за содействие решениям международных организаций без участия России (до семи лет за решеткой) или помощь иностранным госорганам в действиях против безопасности нашей страны. Также иноагентом могут признать за вовлечение граждан в сбор военно-технической информации.
Кроме того, ужесточена ответственность: до пяти лет лишения свободы с конфискацией за призывы к санкциям или дискредитацию ВС РФ из корыстных побуждений. А еще вводится возможность судебного разбирательства в отсутствие подсудимого.

По мнению партнера юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрия Горбунова, все изменения логично встраиваются в систему, но серьезно расширяют возможности властей для применения статуса иноагента. В беседе с «Ведомостями» он признал формулировки закона «достаточно широкими», а это, в свою очередь, создает пространство для правоприменительного усмотрения и риски чрезмерного ограничения гражданских прав.
«Особое беспокойство вызывает возможность признания иноагентом за «содействие в исполнении решений международных организаций», поскольку это понятие весьма расплывчато и может охватывать широкий спектр деятельности гражданского общества», – заявил юрист.
Есть сомнения и в некоторых партиях. Например, член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов в разговоре с «Независимой газетой» отметил (не от лица партии, а лично от себя), что бороться с иностранным влиянием на внутренние дела страны нужно, однако при этом законы должны стоять на прочной конституционной основе.
«Но в Конституции, к примеру, нет ни слова об иноагентах. Так что пока не внесем правки в Конституцию, я бы поостерегся принимать такие законопроекты», – подчеркнул Емельянов.
Ранее «Точка» писала о том, что в ГД внесен законопроект депутатов фракции ЛДПР с изменениями в КоАП РФ, позволяющими судьям сужать поле злоупотреблений в сфере фиктивных браков мигрантов с гражданами России.
*внесены Минюстом в реестр иностранных агентов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ