Под раздачу рискует попасть каждый: запрет сатанизма* в России может дать неожиданный эффект

Перевернутый крест на шее, пентаграмма на футболке, египетский амулет – теперь это может стать поводом для внимания правоохранителей. После запрета Верховным Судом «сатанизма»* под раздачу рискуют попасть не только мрачные культисты, но и обычные люди, купившие «не ту» бижутерию или просто любители истории религий. Подробнее – в материале «Точки».

Экстремистский сатанизм*

Верховный Суд России 23 июня вынес решение о признании экстремистским «Международного движения сатанистов»* и запрете его деятельности на территории страны.

В соответствующем релизе на сайте Генеральной Прокуратуры РФ говорится:

«Как установлено, движение основано на экстремистской идеологии, ненависти и вражде к традиционным религиозным конфессиям.

Его участники публично призывают к экстремизму, а также к уничтожению, повреждению и осквернению православных храмов, часовен, поклонных крестов и др.»*.

И начать здесь стоит с того, что никакого «Международного движения сатанистов»* ни в России, ни в мире не существует. Это абстрактная конструкция, под которой можно понимать очень много самых разных течений, движений, организаций и одиночек, которые в большинстве случаев никак не связаны между собой, у них кардинально отличаются доктрины, а часто они между собой еще и откровенно враждуют. При этом в круг таких организаций и лиц попадают и те, кто исповедуют ту или иную оккультную или неоязыческую доктрину.

Даже в тексте релиза Генпрокуратуры упоминается, что «движение тесно связано с проявлениями радикального национализма и неонацизма».

Подтверждают такую широту трактовки и эксперты, которые принимали участие в подготовке этого решения. Так, религиовед и деструктолог Роман Силантьев в интервью ТАСС подчеркнул:

«Численность сатанистов в России составляет несколько десятков тысяч человек. Крупных сатанинских структур в стране нет, обычно сатанисты объединяются в группы численностью менее 10 человек, либо вообще действуют индивидуально. Это является следствием их мизантропии. При этом запрет сатанизма* будет касаться не только тех людей, которые поклоняются собственно сатане, но и всех приверженцев темных богов».

Здесь стоит оговориться, что сама по себе идея вывести сатанизм* из легального поля и признать его экстремистским течением – это благо. Говорят об этом и многие профильные эксперты.

Спорная символика

В частности, руководитель адвокатской группы «Логард» Сергей Колосовский, комментируя изданию 66.RU данную инициативу, подчеркнул:

«Сатанизм* — явно же ненависть к большому количеству людей… В случае с сатанизмом* он явно основан на ненависти и вражде — это нормальное законное судебное решение».

Но тем не менее эксперт задался вполне логичным вопросом:

«То, что сатанизм* — экстремизм, это понятно. А вот как это будет работать? Если человек нацепил футболку с пентаграммой, не понимая, что это значит (просто картинка понравилась), а его за это привлекут — это уже вопрос качества правосудия в нашей стране».

Фото: freepik.com

Проблема с символикой в данном случае намного глубже. Дело в том, что «самостоятельная» символика сатанизма* исчерпывающе мала. К ней, разве что, можно отнести «звезду Бафомета», да крест Левиафана. И то с очень большой натяжкой.

Однако огромное количество символов, которые сейчас в массовом сознании ассоциируются с сатанизмом* и непосредственно сатаной, изначально не имеют к этой «субкультуре» вообще никакого отношения.

Так, например, перевернутый крест – это символ распятия Святого апостола Петра, который по преданию был распят вниз головой. И изображение такого креста присутствует на троне Папы Римского.

Пентаграмма, что обычная, что перевернутая – это уже многие века как христианские символы, которые можно увидеть на иконах. Перевёрнутая пятиконечная звезда – это вообще символ Преображения Господня.

Изображение «козы» присутствует на православных иконах и является риторическим жестом, обозначающим, буквально, «всем внимание сюда!».

С тремя шестёрками, кстати, тоже все не так однозначно. В Новом Завете – это «число зверя», а вот в Ветхом – это указание на максимальный материальный достаток и успешность не кого-то там, а царя Соломона (между прочим, святого):

«В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар. 10:14).

И если углубляться в эту историю с символами далее, то там открываются натуральные бездны трактовок и интерпретаций. Особенно если, как сказал господин Силантьев, под эти запреты подпадает еще и неоязыческая символика.

Вопросы правоприменения

Чтобы был понятен масштаб последствий, стоит здесь процитировать консультанта силовых ведомств по вопросам профилактики религиозного экстремизма Евгения Мухтарова, который на своей странице в ВК поделился рекомендациями, как соблюдать этот новый запрет в части символики:

«Спрятать куда подальше медальоны, кулоны, браслеты, футболки и прочие предметы не только с Бафометом (это такая перевернутая двумя лучами вверх пятиконечная звезда с вписанной в нее головой козла), но и просто с любыми непонятными дуракам древнеегипетскими, ассиро-вавилонскими, каббалистическими и тому подобными символами. То же самое, кстати, относится и к пантаклям, то есть к талисманам, которые вы купили в ларьке «Роспечати» для «привлечения денег» и «охраны от сглаза»».

Кстати, подтвердил такой подход и Игорь Иванишко в разговоре с упомянутым выше 66.RU:

«Маркетплейсам придется снять с продажи огромное количество товаров, содержащих символику сатанизма… Среди сатанистов популярны сережки с перевернутыми крестами, медальоны с Бафометом и пентаграммой, различные кулоны с надписями на латыни, прославляющие сатану, и тому подобное. Пабам и музыкальным рок-клубам, которые используют сатанистскую* тематику для привлечения молодежи, интересующейся темными религиозными практиками, придется пересмотреть свои программы».

Плюс тут, конечно, хоть в каком-то уменьшении свободной торговли товарами с оккультной символикой. Которой и так довольно много. Впрочем, есть мнение, что те, кто этой атрибутикой торгует и те, кто её изготовляют, очень быстро придумают или найдут иные символы и изображения. Но хотя бы так.

С другой стороны, Роман Силантьев, говоря о практическом применении данного запрета, успокаивает:

«Запрет «Международного движения сатанистов»* не приведет к культурному ущербу, хотя сатанинская символика запрещена совместно с самим движением. Сатанинское движение внесло минимальный и очень спорный вклад в культуру, преимущественно обогатив сюжетами фильмы ужасов».

Контекст и пиар

По сути, мы имеем некий очень абстрактный запрет несуществующей организации, под который подпадают не только какие-нибудь откровенные «упыри», которые режут кошек и людей, а также громят кладбища и занимаются прочим непотребством, но и самый широкий круг лиц по факту приобретения и хранения у себя разного рода бутафорских украшений.

Здесь, конечно, можно сказать, что любой символ вне контекста не может трактоваться адекватно. И перевернутый крест на шее у какого-нибудь условного «Долбослава Вельзевуловича» – это совсем не то же самое, что перевернутый крест на спинке трона в Ватикане. Но, простите, а вот сотрудник отдела по противодействию экстремизму из какого-нибудь РОВД обучен распознаванию контекста? Он его считает? Есть ли у такого сотрудника базовые знания в сфере религиоведения, истории религий и символики? Ответ, думается, очевиден.

Как отметил по этому поводу адвокат Сергей Жорин:

«Одиночные носители символов (например, футболка с пентаграммой) не подпадают под это автоматически, но могут привлечь внимание органов. Число 666 на номерах не является запрещенным символом. Однако жалоба в теории может запустить проверку: если органы решат, что владелец пропагандирует экстремизм».

Фото: pxhere.com

И самое главное, не очень понятно, откуда Роман Силантьев взял цифру в 10 000 сатанистов в стране. К примеру, глава Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Александр Дворкин указывает:

«Я где-то слышал оценку, что их численность до 10 000 человек, но непонятно, как их считали. Организаций и групп, возможно, до нескольких десятков, но все они весьма малочисленны. К их цифрам совершенно нельзя относиться всерьез…».

Также религиовед подчеркнул:

«Я не уверен, стоит ли таким запретом привлекать столько внимания к сатанизму*, признавать его неким знаковым явлением и достойным противником для государства. Это может парадоксальным образом сыграть на пользу пропаганде сатанизма*, потому что для него нет черного пиара. Любое упоминание может сыграть ему на пользу».

Что в итоге?

В итоге мы имеем пока очень абстрактное судебное решение. Которое создает весьма неоднозначный прецедент и самые непредсказуемые социальные и религиозные последствия. Этот запрет будет обрастать и другими судебными решениями, и законодательными уточняющими новеллами, и экспертизами по конкретным делам о той же символике и использованию оной. Но вот что это будет за практика и прецеденты – большой вопрос, на который пока обнадеживающих ответов как-то не просматривается.

Есть опасение, что кроме, собственно, сатанистов, которых и так «берут» по уже существующим статьям от убийств до вандализма, «под раздачу» могут попасть самые широкие слои населения.

Ранее «Точка» сообщала, что Невзоровы** стали фигурантами новых уголовных дел – о финансировании экстремизма.

Подготовил кандидат исторических наук, член РАЦИРС, Александр Чаусов

*движение признано экстремистским и запрещено на территории РФ

**Лидия и Александр Невзоровы признаны участниками запрещенного экстремистского объединения, внесены в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга, также внесены в реестр иностранных агентов

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ