14 апреля – iatochka.news, 12:30. Министр внутренних дел Эстонии предложил признать Русскую Православную Церковь террористической организацией. Что будет, если это предложение претворится в закон, как Эстония борется с каноническим православием и старается устроить на своей территории церковный раскол, при чем здесь интриги Константинопольской Церкви, читайте в материале «Точки».
Фото: https://bangkokbook.ru/foto/pravitelstvo-estonii.html
«Террористы» в рясах
Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс в эфире национального телерадиовещания страны (ERR) заявил, что готовит предложение к Риксдагу (парламенту) о признании Русской Православной Церкви террористической организацией на законодательном уровне. При этом, на логичный вопрос, а что будет с Эстонской Церковью Московского Патриархата в случае, если такой закон примут, министр внутренних дел ответил:
«Это не повлияет на прихожан и не приведёт к закрытию храмов, однако связи с Москвой будут разорваны».
Что со стороны чиновника звучит, как некоторое лукавство и об этом подробнее речь пойдет ниже.
Пока же понятно, что это еще одна попытка представителей власти Эстонии разорвать канонические связи ЭПЦ и РПЦ. То есть, прямое нарушение принципов как свободы вероисповедания, так и светского государства, которое не может вторгаться во внутреннюю жизнь Церкви (если оно действительно светское).
Впрочем, для эстонских властей такое вторжение и давление – вещь уже довольно привычная. Стоит напомнить, что в феврале этого года эстонские власти, не продлив ВНЖ предстоятелю Эстонской Церкви митрополиту Евгению (Решетникову), фактически выдворили его из страны.
Российская сторона в лице спецпредставителя министерства иностранных дел Марии Захаровой уже отреагировала на инициативы главы МВД Эстонии. Захарова, в частности, отметила:
«Все признаки душевного нездоровья налицо. И с логикой беда: с кем же тогда, по его мнению, будет общаться папа Римский, с террористами? Лаури подставил Ватикан».
В свою очередь глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил:
«Любому здравомыслящему человеку очевидно, что Московский патриархат не занимается террористической деятельностью, а на территории Эстонии действует Эстонская православная церковь, которая, имея духовную связь с верующими в России, безусловно, является законопослушной организацией. Данное заявление — это просто театр абсурда, в котором эстонские политики играют роли, вероятно, пытаясь вызвать симпатии у хозяина этого учреждения».
Но что понятно нормальным людям, совершенно не обязательно для понимания эстонских властей. Пока, стоит подчеркнуть, это просто инициатива отдельно взятого высокопоставленного прибалтийского чиновника. Однако, есть мнение, что Риксдаг может подобный законопроект не просто рассмотреть, но и принять. Тем более, что история Эстонии знала несколько попыток, а то и полноценных периодов ущемления ЭПЦ (МП).
А что там с православными?
Начать здесь стоит с общего положения православия в этой прибалтийской стране. Дело в том, что Эстония сейчас с одной стороны – максимально нерелигиозное государство. На 2021 год почти 60% населения открыто говорило, что не придерживается никакой религиозной доктрины.
Однако, в части верующих большинство остается именно за православными. На момент переписи 2021 года их в стране было 16,32% или почти 182 тысячи человек.
Но это православные вообще. Потому, что помимо ЭПЦ МП в Эстонии есть еще и так называемая Эстонская апостольская православная церковь в статусе автономии уже Константинопольского патриархата. Появилась она в начале 90-х годов, с обретением Эстонией независимости. И, как пишут в открытых источниках, её появление связано с фактическим расколом уже в ЭПЦ (МП), когда часть священства самовольно перешла в константинопольскую юрисдикцию.
К слову, власти Эстонии радостно и практически сразу дали официальную регистрацию именно этой религиозной структуре. В то время, как ЭПЦ (МП) была официально зарегистрирована только в 2002 году, после нескольких весьма настойчивых обращений депутатов Государственной Думы России. Но относительно спокойная жизнь канонической Эстонской Церкви продолжалась до 2004 года. Когда Риксдаг решил снова «отрегулировать» религиозную жизнь страны.
Конституция – для слабаков
Сейчас, после заявления Лаури Ляэнеметса, в российских СМИ, которые пишут на данную тему, непременно вспоминают эстонскую конституцию, в статье 12 которой говорится:
«Перед законом все равны. Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной и расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания, политических или иных убеждений, а также имущественного и социального положения или по другим обстоятельствам».
И в статье 40 дополнительно подчеркивается:
«Каждый обладает свободой совести, вероисповедания и мысли».
Отсюда делается вывод, что предложения эстонского министра противоречат законодательству государства. Но помимо этих конституционных статей в Эстонии есть и закон «О церквях и приходах». Во второй главе которого есть статья 8, в которой сказано:
«Каждое лицо имеет право свободно выбирать, исповедовать и провозглашать свои религиозные убеждения, если это не нарушает общественного порядка, не наносит вреда здоровью, морали и не вступает в противоречие с правами и свободами других людей».
Фото: freepik
Ну, то есть, если эстонские власти решат, что деятельность именно РПЦ нарушает «общественный порядок и мораль» (а это, согласитесь, термины, которые могут трактоваться максимально широко), то санкции ввести в отношении определённых групп верующих согласно этим тезисам они вполне могут.
Однако, даже этот закон эстонские парламентарии в 2004 году хотели ужесточить, добавив в него пункты о том, что религиозные структуры, у которых административный центр находится за пределами Эстонии, не имеют права на существование в стране.
Эстонская же православная церковь – это автономная церковь в составе РПЦ. Это означает, что в своем внутреннем администрировании, экономике и прочей повседневной политике она полностью самостоятельна. Но канонически и по важнейшим общецерковным решениям – она связана с Московской патриархией.
Эстонским законодателям никогда не было дела до таких тонкостей. И, весьма вероятно, эти поправки в закон бы прошли. Но тут появился нюанс в лице Эстонской апостольской православной церкви, которая тоже имеет статус автономии. Только с центром не в Москве, а в квартале Фанар, что в Стамбуле. А это «дорогие западные партнеры». Фанариоты из Вселенского патриархата уже тогда плотно дружили с Вашингтоном. На друзей США прибалтийским лимитрофам тявкать не положено. Поэтому поправки положили «под сукно» и благополучно о них забыли, решив дискриминировать ЭПЦ (МП) другими методами. И к 2024 году разродились, кажется, «очередной свежей идеей».
«Агенты антихриста»
И вот здесь стоит поговорить про лукавство Лаури Ляэнеметса. Которое прекрасно считывают и в Эстонской Церкви, поскольку заявляют о невозможности для себя разорвать каноническое общение с Москвой, хоть публично и не соглашаются с «позицией Патриарха Кирилла по СВО» и с Россией в целом.
Все прекрасно понимают, что в случае такого разрыва никакой новой «независимой Эстонской церкви» просто не будет. А будет пополнение состава и активов автономии Вселенского патриархата на территории страны. То есть, да, Ляэнеметс говорит правду о том, что «храмы будут открыты» и служить в них не перестанут. Только вот служить там будут уже совсем другие люди. Или те же люди, только совсем в другом статусе и с другой «канонической» принадлежностью. А по-русски говоря, раскольники. Потому что на текущий момент между Москвой и Фанаром евхаристические отношения разорваны в силу фанариотской разбойничьей церковной политики на Украине. Да и изначально в глазах Москвы Эстонская апостольская церковь представляла собой нечто крайне невнятное с точки зрения канонического права.
В общем, в сухом остатке, речь в данном случае идет не о некоей «безопасности Эстонии» от «страшных русских православных террористов», даже не о какой-то расчетливой политике, которая бы принесла Эстонии преференции в будущем. Нет, речь о том, что представители властей Эстонии пытаются организовать на территории своей страны еще один церковный раскол. То есть выполняют функции даже не «вассалов Вашингтона», а натурально «агентов влияния антихриста». Такое себе достижение за более чем 30 лет «независимости и торжества демократии», честно говоря.
Ранее «Точка» рассказывала, что, миновав шесть границ иностранных государств, в Россию привезли заминированные иконы и церковную утварь. К Пасхе — главному празднику для всех христиан — доставили объем гексогена, достаточный, чтобы взорвать пятиэтажный дом. Автобус со страшным грузом был остановлен на границе с Латвией.
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ