«Больше так жить не могу»: русские школы остались без молодых учителей

12 января – iatochka.news, 12:56. На учителя можно наорать, в него можно даже плюнуть, и все это за копеечную зарплату. Почему же выпускники не идут работать в школы? Что делать регионам, в которых детей учить скоро будет некому? «Точка» разбиралась в этих вопросах с экспертами.

Фото: пресс-служба комитета общего и профессионального образования Ленинградской области

Ожидания и реальность молодого учителя

Бывший школьный учитель Виктория (имя изменено) на условиях анонимности поделилась с «Точкой» своей историей.

«В 2022 году после ВУЗа я устроилась в школу учителем русского и литературы в маленьком городке. И меня там ждало много неприятных открытий», — рассказала женщина.

По ее словам, реальность разбила все ее ожидания от профессии.

«Я, конечно, не ожидала сказки, но к тому, что будет настолько сложно, я оказалась не готова. Первое — это зарплата. Мне предложили 27 тысяч рублей, но сказали, что в будущем будет больше. Я понимала, что только после института не стоит рассчитывать на высокую зарплату, но это все же очень мало. Мне повезло, я живу с родителями и поэтому не трачусь на съем жилья, но этих денег еле хватает на еду. Дальше нагрузка. Помимо основной работы: подготовки к урокам, проверки тетрадей, еще и постоянное общение в родительских чатах. И много, много бумажной волокиты. Я просто смертельно устала, выгорела. Я жила на работе и этой работой, но раздражение копилось, пока я не поняла, что больше так жить не могу», — добавила Виктория.

Минпросвещения России отчиталось: педагогические специальности находятся на втором по популярности месте у нынешних абитуриентов. Звучит оптимистично. Но почему-то около 20 регионов нашей страны испытывают нехватку школьных учителей, пишут «Известия», ссылаясь на собственные источники.

Так почему же при столь высокой популярности профессии педагога вчерашние выпускники не стремятся работать в школах, а в отдаленные регионы их вообще никаким калачом не заманишь? Эти вопросы мы обсудили со специалистом по трудоустройству Гарри Мурадяном, учителем русского языка Татьяной Гартман и председателем Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаилом Богдановым.

Прощай, школа!

Гарри Мурадян рассказал «Точке», что по его наблюдениям, количество людей, которые готовятся после вуза работать именно в школе, последние годы неуклонно падает.

«Многие студенты еще во время учебы находят подработку, а потом просто уходят в образовательную сферу, но не в школы. Это онлайн-обучение, крупные площадки вроде Skillbox — там нужны кураторы, педагоги, те, кто контролирует учебный процесс. И там платят, конечно, совершенно другие деньги», — пояснил спикер.

Он отметил, что рынок образовательных услуг в стране огромен. Многие с удовольствием записываются в онлайн-школы, получают новые профессии, проходят переподготовку, повышают квалификацию, и везде нужны педагоги.

«Работа в общеобразовательной школе не дает таких конкурентных преимуществ в зарплате. Разброс цен по стране очень большой. Если в Москве учитель английского языка может зарабатывать около 100 тысяч рублей, то в регионах такая же ставка оплачивается в размере 27 тысяч. Получается резкий провал в зарплатах, а учитель может на частичной занятости, на удаленке заработать 45 тысяч рублей», — добавил Гарри Мурадян.

Бюрократия, ответственность за детей, нагрузка, постоянная нервотрепка — все это совершенно не радует молодых специалистов.

«К сожалению, не во всех школах есть корпоративная культура, где к учителю относятся с уважением. Это буклетиках профессия романтизирована, но, сталкиваясь с реальностью, многие просто уходят. Более того, наши вузы не дают сейчас студентам по-настоящему качественное, современное педагогическое образование, которое отвечает текущим нормам, поэтому учителя и не встраиваются в потребности детей», — поделился мнением эксперт.

Специалист по трудоустройству привел в пример так называемые детские парки, где дети в игровой форме учатся интересной профессии. Всего этого нет в школах

«Идите в игровой форме учиться профессии. Там в этих парках сидят огромное количество людей с педагогическим образованием, которым просто неинтересно работать в школе, а нравится учить детей по-другому, да и за хорошую зарплату. Частные школы, детские сады готовы кратно больше платить педагогам, ничего удивительного, что молодые специалисты предпочитают идти туда», — добавил Мурадян.

Бесправное существо

Особенно тяжелая ситуация на периферии, сетует эксперт.

«Я помог трудоустроиться учителю из региона, который рассказал, что зарплаты реально три копейки, а спрашивают несоизмеримо больше. Сразу заявляют о множестве ограничений: этим не пользуйся, там фотографии не пости, выйди в выходной день, а в родительском чате будешь отвечать 24/7 и попробуй не ответь. На учителя постоянно кричат, недовольны директор, завуч», — рассказал Мурадян.

Реформы в сфере образования идут, уже приняты меры, но те, кто хочет работать в школе, любит свою профессию, детей, можно посоветовать разве что найти себе дополнительно подработку с несложным входом. Например, копирайтинг или СММ.

«Конечно, проблему решать нужно и в первую очередь увеличивать зарплату учителям, а также повышать престиж профессии. Если сейчас посмотреть, то учитель — это какое-то бесправное существо, на которого может наорать матом ребенок, плюнуть ему в лицо, а педагог ничего сделать не может. Из класса не выгнать, ничего не сделать. Кто захочет так работать?» — заключил Гарри Мурадян.

Работа не для всех

Мы задали вопрос учителю русского языка Татьяне Гартман, как можно привлечь молодых специалистов в школы в регионы.

По ее мнению, эта проблема была всегда, а не появилась только сейчас.

«Когда я училась в институте, из моего выпуска пошли работать в школы единицы, и основная масса людей не работает по специальности. Я не очень понимаю, зачем сейчас люди идут в педагогический вуз, если не планируют работать по специальности. Возможно, туда легче поступить, если есть желание просто получить «корочку» о высшем образовании», — сказала собеседница «Точки».

pxhere.comФото: pxhere.com

Сейчас в некоторых регионах довольно сложная ситуация с нехваткой учителей, продолжила педагог.

«Например, можно встретить частую картину, когда в регионе один учитель истории ведет еще и математику, и русский просто потому, что нет никого. Зарплаты – они примерно везде одинаковые, конечно. Если не сравнивать с Москвой — там с различными надбавками получается выше. Если заехать в глубинку, то все у всех примерно одинаково», — пояснила Гартман.

Но не нагрузка и не низкие зарплаты становятся основной проблемой нежелания молодых специалистов ехать в сельскую местность, уверена учитель. По ее мнению, эта причина была всегда, и связана она прежде всего с тем, что молодые люди просто не хотят жить в деревне. Они рвутся в город. Им важен доступ ко всей инфраструктуре, ко всем развлечениям, ко всем возможностям, которые предоставляются там. Люди не готовы жить в частных домах, им удобнее в квартирах, где вся коммунальная нагрузка ложится не на человека, а на коммунальные службы.

Выход из этой ситуации есть – и вполне понятный.

«Надо помогать материально. Помимо зарплат, привлекать какими-то еще дополнительными плюшками в виде квартиры, автомобиля и так далее», — пояснила Гартман.

Работа «по любви»

Она отметила, что престиж профессии учителя, к сожалению, всегда был невысоким. В школы люди идут «по любви».

«Еще в Советском Союзе инженер получал 120 рублей, а учитель 80. И сейчас, конечно, если это не высокооплачиваемая работа, престиж работы от этого страдает. Авторитет могут завоевать только единичные учителя, которые талантливые, которые отдают душу своей профессии, которые делают гораздо больше, чем того требует школа. И вот тогда им почет и уважение», — рассказала Гартман.

Сейчас стало непросто работать и с родителями тоже, поделилась педагог. Она отметила, что многие родители пытаются даже из ерундовой ситуации раздуть какую-то серьезную проблему, но не обращаются к учителю напрямую, не пытаются решить вопрос, а сразу идут в вышестоящие инстанции.

«Это тяжело, это действительно сложно, потому что все, так сказать, «почувствовали» свои права и те возможности, что они могут как бы вслух заявить о своем недовольстве. С одной стороны, это неплохо, и есть, конечно, учителя, которые оказались не в своей профессии и делают что-то не то, недостойно относятся к ученикам, то конечно, это надо пресекать. Но в целом многие проблемы можно решить, просто поговорив с учителем», — пояснила педагог.

Эксперт подчеркнула, что есть замечательные учителя, которым удалось выстроить доверительные, теплые отношения с классом, с родителями. Где ученики идут в ногу с учителем, дружат, делают одно общее дело. Это задача каждого учителя создать в своем классе подобную атмосферу.

Надо как в СССР

Председатель Санкт-Петербургского городского российского комитета Михаил Богданов уверен, что проблему нехватки учителей можно решить достаточно просто — введя единую тарификацию зарплат по стране.

«Основная проблема у нас в том, что на сегодняшний момент по существующему бюджетному правилу, по бюджетному законодательству финансирование зарплат учителей и базовое финансирование школ полностью отдано на откуп регионов. И только там, где возникает совсем уж большая проблема, идет какое-то субсидирование со стороны города, федерального центра до какого-то минимального необходимого уровня, но этого недостаточно. Единственное возможное решение этой ситуации — это введение единой тарифной сетки по стране», — пояснил эксперт.

Достойная оплата труда должна быть не только у учителей, но и других сотрудников образовательной системы. Это и завучи, и социальные работники, школьные психологи, воспитатели продленного дня, убежден Богданов.

«Надо сделать, как в СССР, когда было понятно, что, работая в любой школе нашей страны, учитель будет получать одинаковую зарплату. Конечно, учитывая выслугу лет и так далее. Без этого единого подхода не будет никакого движения», — подчеркнул спикер.

Он отметил, что сейчас сложилась очень странная ситуация, ведь там, где регион побогаче, он имеет возможность доплачивать учителям, и туда же стремятся работники из региона победнее. Таким образом, происходит выкачивание ресурсов.

«Москва утягивает из Московской области, Московская область с Новгородской, Псковской, Рязанской и так далее, так как это система сообщающихся сосудов. Так быть не должно», — объяснил эксперт.

Неработающие программы

Сельская ипотека и другие программы не помогут решить проблему нехватки квалифицированных кадров, а, наоборот, внесут элемент социальной напряженности, убежден Михаил Богданов.

«Вот сельская ипотека. Мне кажется, она только порождает недовольство со стороны местных жителей. Когда местным не платят, а вдруг почему-то начинают доплачивать приезжим, то могут начаться конфликты на местах. Это тоже затыкание дыр, переливание из пустого в порожнее. Люди бросают один регион, переезжают в другой. Ну дырку заткнули, но образовалась новая. Поэтому все эти программы абсолютно бессмысленны», — пояснил специалист.

Михаил Богданов / Фото: Pr Scr youtube.com / ПроОбразованиеМихаил Богданов / Фото: Pr Scr youtube.com / ПроОбразование

Михаил Богданов напомнил, что учителям сейчас очень тяжело, нагрузка у них большая, зарплаты низкие. Многие приходят в школу, поработают годик и уходят, ведь человек с таким образованием может найти применение в разных областях.

Многие конфликты между родителями и учителями идут от элементарной усталости педагога.

«Все-таки эта ситуация социального положения учителя, когда он перегружен по работе из-за низкой зарплаты. И он вынужден брать двойную нагрузку, двойную ставку. А это значит, что он и работает за двоих, но это все равно, что отстоять две смены у станка. Ну и физически, естественно, человек перегружен, он выгорает, ему трудно в полном объеме уделять внимание детям», — добавил эксперт.

По мнению Михаила Богданова, возникает порочный круг: низкие зарплаты, большая нагрузка, усталость, множество требований и именно отсюда вытекает нежелание молодых специалистов идти в школы, особенно в провинциальные.

Ранее «Точка» писала, что возвращение в ЕГЭ сочинений по истории – это старые грабли.


Подготовила Марианна Северинова


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.