3 ноября – iatochka.news, 14:15. После взрыва «Северного потока» вопрос газификации Ленинградской области, казалось бы, стал приоритетным. Голубое топливо, которое могла бы получить Европа, теперь останется в 47-м регионе. Но, как оказалось, создание распределительной сети не выгодно. «Точка» разбирается, почему углеводороды получат далеко не все, кому они нужны.
Фото: pxhere.com
Конфорка в каждый дом
В этом месяце состоялась встреча губернатора с лицами, ответственными за газификацию Невского края. Согласно официальной информации встреча прошла продуктивно.
«Проблемные вопросы по оформлению земельных участков под прокладку газопроводов с районами будем тоже решать быстрее. Догазификация – президентская программа нужная людям. А Ленобласть остается приоритетным районом для Газпрома», – написано в Telegram-канале Александра Дрозденко.
Сложная тема
Но, на самом деле, вопрос не так прост, как кажется. Лучшее подтверждение тому – комментарии под соответствующим постом первого лица нашего региона.
«Волосовский район, пос. Торосово и все что на Везиковской дороге, прямо сейчас идет прокладка газа. НО!!! Чуть дальше т.е. практически в сотнях метров деревни Курголово и Везиково и туда газ не ведут, а почему?» – вопрошает Алексей в блоге губернатора.
«В Высоцке газовый терминал, а у самих жителей городка газа нет. Обещали провести в 2018, подключить в 2019. А воз и ныне там», – пишет пользователь с ником «Galla de Bo».
Частное объясняющее общее
Прежде чем перейти к общему анализу ситуацию и дальние перспективам, ответим на частные вопросы, затронутые выше.
Проведение труб к деревням Курголово и Везиково не предусмотрено планами. И в ближайшее время газ там, соответственно, не появится.
А вот в целях снабжения углеводородами города Высоцк программой развития Ленинградской области на период 2021-2025 году предусмотрено строительство объекта «Распределительный газопровод г. Высоцк» со сроком исполнения работ до конца 2026 года.
Строго по плану
То есть, создание распределительной сети для «топлива будущего» идет строго в соответствии с определенными нормативными документами. Более того, было бы удивительно, если работы по планированию строительства объектов повышенной опасности, выполнялись бы без многоступенчатой системы согласований.
В частности в 47-м регионе подключение населенных пунктов осуществляется в соответствии с Программой газификации на 2022-2031 годы, разработанной на основании Прогнозного топливно-энергетического баланса Ленинградской области на пятилетний период с оценкой до 2035 года (ТЭБ ЛО). Последний рассчитывается согласно методике Минэнерго России, единой во всех регионах.
Соответственно, в Невском крае не могут нарушить методические указания, даже если Северный поток проходит совсем рядом с отапливаемыми дровами домами. Говоря проще, зажжется в доме конфорка или нет, определяют цифры, а не чье-то желание. Человеческий фактор заключается только в том, чтобы учесть всех потенциальных желающих подключиться. И в этом вопросе под лежачий камень вода бежит далеко не всегда.
Чтобы внести изменения в ТЭБ ЛО необходимо подать заявку в уполномоченные органы. В нашем регионе корректировкой основополагающего документа по планированию занимается комитет по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК ЛО).
«Комитетом ведется актуализация ТЭБ с примерным сроком завершения в 2024 году. В рамках выполняемой работы определяется возможность газификации. С программой газификации можно ознакомиться на сайте», – обнадеживает уполномоченный орган государственной власти.
Получается, поезд пока не ушел, и желающие все еще могут запрыгнуть в уходящий вагон. Надо только не откладывая дело на потом. При этом, обращаясь в ТЭК ЛО, необходимо максимально тщательно обосновать просьбу. В том числе указать о наличии в населенном пункте многодетных семей, ветеранов, льготных категорий граждан, сложностях с альтернативными энергоносителями или их доставкой.
Не всем повезет: в чем причина
Большинство проблем региона связано с двумя основными факторами: недостатком финансирования и техническими сложностями. В рассматриваемом вопросе обе эти причины очень тесно переплетены друг с другом.
До конца 2025 года в регионе планируется подключить 497 населенных пунктов. Стоимость программы оценивается в 38,3 миллиарда. В бюджете Ленобласти на этот период предусмотрено субсидирование на сумму 3 млрд рублей. Но объем необходимых инвестиций, по ряду оценок, составляет 10 млрд.
При этом надо отметить, что выполнение работ на территории индивидуального участка осуществляется за счет собственника. В целях снижения затрат жителей региона предоставляется материальная помощь в пределах 180-300 тысяч рублей. Все, что сверх выделенной суммы, гражданин оплачивает самостоятельно.
Что касается технических трудностей на пути подключения, то их прекрасно иллюстрирует пример Коккорево.
«Было собрание с администрацией и представителями газифицирующей компании. Объявили – вдоль дороги столбы, близко расположены строения, по нормативам магистраль не поставить. Под землей прокладывать дорого. В итоге полдеревни останутся без газа», – прокомментировал ситуацию у земляков в Telegram-канале Дрозденко подписчик Дмитрий.
Зачем и кому нужен переход на голубое топливо
Газификация – это не только комфортный способ для получения тепла, но и возможность улучшить экологическую ситуацию в регионе. Замена угля на метан делает воздух в населенных пунктах чище и снижает выбросы парниковых газов.
«При использовании углеводородов выделяется в полтора – два раза меньше СО2, чем при сжигании угля. Разброс цифр связан с тем, что химический состав полезных ископаемых в разных месторождениях неоднороден. Но то, что при одинаковой теплоотдаче газ дает меньше углекислого газа – факт», – объяснил «Точке» член общественного совета Минприроды РФ 2019-2022 годов геоэколог Сергей Грибалев.
Как обстоят дела у соседей
Однако, справедливости ради, стоит отметить, что ситуация по снабжению населения голубым топливом в 47-м регионе более позитивная, чем во многих других субъектах РФ.
Фото: vk.com / Газпром газораспределение Ленинградская область
По данным «Газпрома», уровень газификации ЛО до конца 2025 года планируется увеличить до 80,4%. Если этот показатель сравнить с планами довести его уровень в России в целом до 83% к 2030 году, то наши достижения – средние по стране.
Но тут необходимо понимать коварство статистики. Надо делать скидку на структурную разницу субъектов. В крупных городах процент обеспеченности углеводородами заведомо больше, чем в сельской местности.
Если исключить из сравнительного анализа Москву, Санкт-Петербург и другие мегаполисы, то на фоне прочих регионов мы выглядим не так уж плохо. Уровень обеспеченности метаном Хабаровского края – 25%, Красноярского – 17%. В Бурятии вообще печное отопление составляет 45% топливного баланса.
Почему мы перспективны
Если другие районы России связывают свое счастливое газовое будущее с возможным проходом через свою территорию новых трубопроводов в Китай, то у нас уже есть северные потоки. После введения санкций против нашей родины существует потенциальная возможность проведения полной газификации края. Вопрос стоит только в экономической целесообразности.
Например, нет смысла тянуть линейные объекты в глубину Вепсского леса, где существует несколько маленьких деревень. В некоторых случаях людям дешевле отапливаться дровами. А бюджетные средства целесообразнее пустить на прокладку дороги к населенному пункту.
Однако на городах и весях, не попавших в программу, пока не стоит ставить крест. Строительство дополнительных производственных мощностей, новые объекты массового жилищного строительства или развитие туристического кластера меняют схему распределения трубопроводов. Соответственно, не перспективные для снабжения углеводородами деревни со временем могут стать перспективными.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.