23 февраля – iatochka.news, 19:32. Глиноземный завод по-прежнему надвигается на Сосновый Бор. Вопреки протестам местных жителей, активистов, общественников, собирающих подписи против возведения предприятия. Более того, петиция доросла до федерального уровня, а власти ведут себя все подозрительнее. Подробнее – в материале «Точки».
Отвалы Ачинского глиноземного завода / Фото: Pr Scr youtube.com / Сибирский тракт
Китайский опыт
Под ВК-петицией против строительства глиноземного завода в Сосновом бору собрано более 21 тысячи подписей, есть и почти 20 тысяч живых подписей. Еще 4 799 человек подписались под петицией Российской общественной инициативы (РОИ), которая имеет юридическую силу. Как сообщили активисты, теперь выразить свое мнение могут жители всей страны, а не только прописанные в Ленобласти. Голосование доступно на Госуслугах.
Но в конце января власти Соснового Бора в Ленобласти в очередной, четвертый раз отказались проводить жителям референдум о строительстве предприятия. Большинство депутатов проголосовали против.
Администрация города тоже держится по-партизански. Так, глава Сосновоборского городского округа Михаил Воронков только в ноябре прошлого года, спустя пять месяцев после подписания соглашения о строительстве, решился публично обозначить свою позицию по ситуации – после посещения аналогичного, видимо, предприятия в Китае.
«Русал» приобрел 30 % завода Hebei Wenfeng New Materials, который входит в топ-5 заводов Китая. Эта компания поможет в строительстве предприятия в Сосновом Бору. Партнерство должно обеспечить гиганту доступ к стабильному источнику глинозема по более выгодным ценам. Завод, кстати, открылся в Поднебесной совсем недавно – в 2022 году.
«С одной стороны, я увидел высокотехнологичный завод с хорошей организацией производства и труда. Я говорю это как человек, имеющий квалификацию инженера и много лет проработавший на производстве. С другой стороны, не на все волнующие нас вопросы мной были получены ответы», – делился впечатлениями от поездки мэр Соснового бора Михаил Воронков в ноябре прошлого года в эфире радиостанции «Балтийский берег», отметив, что поездка была полезной.
Михаил Воронков / Фото: vk.com / Михаил Воронков
Тогда же глава города заверял, мол, «я за открытый диалог с жителями по любым вопросам». И тут же заявлял, что граждан по вопросам глиноземного завода будет информировать экспертная группа, представители которой будут давать обратную связь. То есть диалог через посредника, так получается?
Кто все эти люди
Состав экспертной группы общественного экологического контроля включает 15 человек. Среди утвержденных участников– член Общественной палаты Ленобласти Сергей Аверьянов, зампред областного отделения «Всероссийского общества охраны природы» Наталья Калягина, директор «Института прикладной экологии и гигиены» Алексей Ломтев, исполнительный директор Ленинградской ТПП Игорь Муравьев и др.
Если более десятка этих избранных экспертов что-то и исследуют, то как-то очень тихо, результаты, по крайней мере, ни разу не оглашались. Не исключено, что затяжка работы экспертной группы вызвана тем, что мнения там кардинально разделились.
«Я гарантирую, что от экологического совета Ленинградской области и по приглашению от него мы привлечем экспертов, общественников, которые нам помогут в этой ситуации разобраться. Компания должна провести изыскания, подготовить предпроектные предложения и экологическую экспертизу. А мы в ходе общественных слушаний проанализируем их», – бодро обещал в июле 2023-го Дрозденко, а потом снял с себя полномочия председателя общественно-экологического совета при самом себе.
Итак, в декабре 2023 года этот орган возглавил член Российского экологического сообщества Рашид Исмаилов. Губернатор отметил, что, кандидатуру этого гражданина выбрали из-за его авторитета и профессионального опыта.
Опыт действительно интересный. Заканчивал Исмаилов московскую академию экономики и права, потом получил дополнительное образование в Дипломатической академии экономики и права. До 2005 года был в руководстве разных коммерческих организаций, после чего стал экспертом в Совете Федерации. Экспертных регалий у него с тех пор набралось немало. Например: зампредседателя Общественно-делового совета нацпроекта «Экология», член Президиума комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы», руководитель экологического направления Экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, эксперт Счетной палаты РФ, член центральной природоохранной комиссии РЖД, член рабочей группы по реализации экологической политики госкомпании «Автодор», член Русского географического общества, член комиссии Ассоциации юристов России по правовой этике. Экологические советы при губернаторах он тоже возглавляет, так сказать, профессионально: помимо Ленобласти, Исмаилов вставал у руля аналогичных органов в Челябинской, Омской областей, а также в Республике Коми. Имеет несколько правительственных наград.
Так вот, об опыте. Он действительно интересный в контексте нового назначения. Например, в республике Коми в разгар народных протестов по строительству полигона на станции «Шиес» Исмаилов активно защищал его. В октябре 2018 года он дал развернутый комментарий РИА-новости, где рассказывал об экологической безопасности полигона и его прогрессивных технологиях, а чуть позже тому же изданию обрисовывал радужные перспективы Шиеса для хранения отходов из Европы. В 2019 году все его доводы были опровергнуты пулом ученых с мировым именем на тематическом круглом столе в Москве. И по итогу трех лет борьбы усилиями жителей трех регионов – Вологодской и Архангельской областей, а также республики Коми, строительство полигона удалось предотвратить.
Голоса за деньги и атаки ботов
В Ленобласти неравнодушные к экологии граждане тоже нашлись. Они даже пополнили экспертный коллектив, который должен вынести вердикт по глиноземному завода. Их мнение по вопросу конкретное: доверия к тому, что им пытаются доказать официальные источники, нет. Зато в их жизни начались подозрительные события.
В последнее время активистам стали поступать странные личные сообщения в соцсети «ВКонтакте» с предложением заработать на сборе подписей против строительства глиноземного завода.
Общественники подозревают, что таким образом их пытаются подставить. И добавляют, что ничем подобным сами не занимаются, а волонтеры собирают подписи строго из бескорыстных побуждений.
«То, что нас начнут дискредитировать – мы понимали практически с самого начала борьбы и объединения людей в Общественное движение «СТОП РУСАЛ». Чего мы только не слышали о себе! Что мы «иноагенты», «хуторяне», «противники технологического суверенитета», «враги страны». Получается, по мнению оппонентов, в Ломоносовском районе Ленобласти и Петербурге более 20 000 иноагентов и врагов страны. Все эти люди, кто не хочет, чтобы их дети болели, чтобы их активы подешевели на треть – врачи, учителя, инженеры, предприниматели, пенсионеры, парни с СВО, многодетные семьи (которые, к слову, родили стране налогоплательщиков) – разом стали как бы неугодны. <,…>, Мы не «машем жупелом» и не стремимся «хайпануть», как упоминал глава Ленобласти. Мы хотим, чтобы соблюдалась статья 42 Конституции РФ: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», – отметила в разговоре с «Точкой» Татьяна Поплавская, участник Общественного движения «СТОП РУСАЛ» и житель Соснового Бора.
Кроме того, активисты жалуются: в соцсетях их атаковали явные боты, посты и комментарии которых продвигают идею необходимости строительства завода и бессмысленности борьбы активистов. И все эти записи набирают десятки «лайков».
«Выяснилась одна очень интересная вещь: большинство аккаунтов созданы совсем недавно и в один день, а часть из них за 2-3 месяца до основной информационной атаки. Прямо сейчас ботов почти нет, но мы не исключаем их новое появление, или применение новых вариантов воздействия», – сообщили «Точке» активисты.
Таблица Менделеева в организме
Чего же так серьезно опасаются жители Соснового Бора? Город, как известно, и так перегружен с экологической точки зрения, а тут – целый глиноземный завод, да еще и самый крупный в России. В месте, где находятся 15 ядерных объектов, в том числе одна из самых крупных атомных станций.
Ученые «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» провели исследование под названием «Особенности заболеваемости детей, проживающих в зоне влияния предприятий по производству глинозема». Результаты говорят сами за себя: у детей, живущих на таких территориях, в крови повышено содержание алюминия, марганца, меди, никеля, хрома. От этого страдают органы дыхания и пищеварения, костно-мышечная и нервная системы, а также система кровообращения.
«Нам это исследование ясно доказывает и тот факт, что вокруг промышленных производств воздух, вода и почвы загрязняются. А мы, в свою очередь, уже и не верим пробам Роспотребнадзоров, Росприроднадзоров, от которых мы ждали гуманный ответ на наши обращения. Они неоднократно проверяли воздух в Вистино, Ачинске и Красноярске – и говорили, что нет превышений. Комитеты не способны решать вопрос с экологией? И несмотря на то, что последствия от глиноземного производства доказаны экспертами, чиновники только увеличивают траты бюджетных средств на то, чтобы убедить всех, что производство глинозема, словно маленький свечной заводик, будет почти святым и не нанесет никакого вреда экологии и людям», – поделились подозрениями с «Точкой» сосновоборские активисты, сопротивляющиеся перспективам строительства предприятия.
По мнению Общественного Совета южного берега Финского залива, из-за этого производства грядет необратимое нарушение природных механизмов воспроизводства здоровой среды обитания. В зоне негативного воздействия завода и шламохранилища могут оказаться грунтовые воды, реки Систа и Коваши. Это в свою очередь приведет к тому, что для 70 тыс. человек пострадают источники питьевой воды.
Сосновый Бор / Фото: ru.wikipedia.org: Demonzak / CC BY 3.0
Также, полагают общественники, может быть окончательно подорвано воспроизводство возобновляемых рыбных ресурсов. Тут надо особо отметить, что все реки южного берега залива нерестовые, в том числе для видов из Красной книги.
Жители Ленобласти боятся лишиться любимых мест отдыха. Туристический потенциал может понести серьезный урон вследствие строительства глиноземного завода. Кроме того, упадет в цене недвижимость у тысяч владельцев садоводств в округе.
Еще существует риск того, что снизится биоразнообразие в Ленобласти. В общем, поводов для тревог предостаточно.
А где иноагенты?
Некоторые чиновники рассказывали, как сообщал 47news, что несколько социально ориентированных НКО будто бы получили предложение поддержать экопротест против глиноземного завода за сумму от 4 до 10 млн рублей. Якобы автор призыва – «Гринпис»*, хотя вокруг завода этой организации вроде бы замечено не было. По крайней мере, вслух нигде больше не название не звучало. Однако, по данным издания, к противникам причисляют оппозиционные структуры вроде представителей КПРФ, нежелательных в России организаций и иноагентов. Об этом же говорил губернатор Дрозденко летом прошлого года. Честно говоря, выглядит это все как попытка уйти в сторону от самого главного – строительства вредного производства неподалеку от атомного городка, где экологических проблем и так хватает.
Понятно, что такой завод в целом в России нужен: без глинозема не получить алюминия, без которого остановятся многие высокотехнологические производства в стране. А санкции никто не отменял, и в алюминии наша страна крайне нуждается. Другое дело, что поднимать отечественное производство, что называется «с колен» мы будем почему-то с привлечением братьев-китайцев, а не своими силами.
Да, власти Ленобласти говорят, что за полвека технологии так шагнули далеко вперед, что, мол, рядом с китайским глиноземным заводом вообще креветок выращивают и ничего, а вы про вред экологии… Однако пока это все на словах, никто не знает (пожалуй, кроме «Русала»), насколько предприятие на самом деле будет современным и «зеленым».
России нужен алюминий, а жителям Соснового бора – нормальная (насколько это возможно в атомном городке) экология. Дилемма. И ведь с учётом горького опыта Бокситогорска, где годами не затихали скандалы с другим глиноземным предприятием «Русала» и местным шламохранилищем, понять недоверие граждан официальным заявлениям можно. Даже после поездки мэра в Китай. О том, что происходит с китайскими глиноземным заводами, «Точка» готовит отдельный познавательный материал. Не переключайтесь.
Ранее «Точка» писала о том, что запахи с царь-полигона вывели гатчинцев на митинг.
*деятельность организации признана нежелательной в России
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ