Последнее предупреждение: Запад открывает Украину для ядерных ударов собственными руками

11 мая – iatochka.news, 13:16. Объявление Россией учений с использованием ядерных вооружений резко встряхнуло мировую повестку. Тут же все вспомнили о том, что, согласно международным нормам, Россия не имеет права применять ТЯО именно по территории Украины – неядерного государства. Вот только после прибытия на территорию самолетов F-16 ограничение это перестанет работать. Поставками таких носителей Запад сам делает «незалежную» уязвимой. Об истории и современности «ядерных реалий» и о том, почему удары по территории Украины могут стать законными – в материале «Точки».

wikimedia
Фото: wikimedia

Безопасность превыше всего

Министерство обороны России 6 мая официально заявило о начале подготовки к учениям в Южном военном округе «в целях повышения готовности нестратегических ядерных сил к выполнению боевых задач».

Новость эта шокировала как российскую, так и самые широкие слои международной общественности. Многие эксперты вспомнили, что в новейшей истории нашей страны учения с применением тактического ядерного оружия не проводились.

Разъяснил причины этих учений и российский МИД:

«В связи с предстоящим проведением российскими военными учений по отработке навыков применения нестратегического ядерного оружия отмечаем, что данное мероприятие следует рассматривать в контексте недавних воинственных заявлений западных официальных лиц и предпринятых рядом стран НАТО резко дестабилизирующих действий, направленных на нагнетание силового давления на Российскую Федерацию и создание дополнительных угроз безопасности нашей страны в привязке к конфликту на Украине и вокруг нее».

«Воинственные заявления» звучали, например, от министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона, о том, что Британия поспособствует поставкам на Украину дальнобойных ракет, которые Киев будет использовать для ударов по мирным российским территориям.

В этой связи в МИД России был вызван британский посол, которого наши дипломаты предупредили:

«Ответом на украинские удары с применением британского оружия по территории России могут стать любые военные объекты и техника Великобритании на территории Украины и за ее пределами».

Президент Франции Эммануэль Макрон, также недавно грозился отправить на Украину регулярные французские войска. По причине чего в МИД был вызван и посол Пятой Республики, с которым была проведена разъяснительная беседа. После которой французский президент начал публично говорить о том, что «Франция не воюет с Россией и русскими».

wikimedia
Фото: wikimedia

В марте были еще и слова польского президента Анджея Дуды о готовности Варшавы в рамках программы «ядерного шеринга» принять на своей территории американские ядерные ракеты.

Ну, и еще один важный сюжет в этой истории, о котором многие почему-то забывают: намерения США и иных стран НАТО осуществить поставки стратегических бомбардировщиков F-16 для ВСУ.

В общем, понятно, что причины для демонстрации тактических ядерных вооружений с политической точки зрения у России есть и их с каждым днем все больше. При этом, ходят упорные слухи, что Россия обладает крупнейшими арсеналами ТЯО во всем мире. Поэтому, в случае чего, экономить на боеприпасах подобного рода нам не нужно.

К слову, о каких-то точных цифрах говорить не приходится, потому что ТЯО, в отличие от стратегических вооружений, не регулируется международными документами примерно никак.

А потому, видимо, наша страна решила вспомнить богатый опыт прошлого. Тем более, что в отличие от новейшей истории, в советский период испытания тактических ядерных вооружений проводились регулярно. И многие из них были сопряжены, как и грядущие, с определенным политическим символизмом.

Ядерные закрома Родины

Перед тем, как говорить об испытаниях тактического ядерного оружия, нужно понимать: определение того, что вообще такое ТЯО, весьма условно. По сути, есть несколько разновидностей критериев, на которые ссылаются разные военные эксперты. Одна из градаций идет по тротиловому эквиваленту. В отличие от стратегических вооружений, мощность которых измеряется в мегатоннах, мощность ТЯО равна нескольким, а часто одной или даже меньше, килотонне. Но вот это «несколько» очень сильно размывает само понятие.

Потому, например, что мощность американского «Толстяка», который упал на Нагасаки, была «всего» в 21 килотонну. Но использовалось это изделие во вполне стратегических целях.

И на текущий момент есть тактические ядерные заряды мощностью и в 50, и в 100, и более килотонн.

Второй критерий, по которому ТЯО отличают от стратегических вооружений – это дальность носителей. Стратегическое ядерное оружие помещают на межконтинентальные ракеты. А вот ТЯО летит на куда меньшие расстояния. И в данном случае мощность заряда вообще уходит на второй план.

Так что в исторической перспективе, когда речь заходит о ядерных испытаниях, далеко не всегда понятно, что же именно испытывали – новые стратегические или все же тактические вооружения.

И потому, думается, логичным будет отталкиваться от того, на поражение каких целей рассчитано то или иное оружие в рамках испытаний. ТЯО, стоит напомнить, используется для уничтожения участков фронта, подразделений, скоплений сил и баз противника.

Демонстрации силы

Первыми тактическими испытаниями ядерного оружия стали американские «Перекрестки» в 1946 году у атолла Бикини. Испытывали американцы, то, как две ядерные бомбы мощностью 23 килотонны поразят военные корабли. Испытания эти прошли настолько успешно, что их назвали «первой в мире ядерной катастрофой». После, в 50-х, на этом атолле проводилось еще несколько аналогичных учений, после чего уровень радиации там пришел в норму только к 2010-му году.

«Перекрестки» интересны еще и тем, что были максимально демонстративными. На испытания были приглашены в том числе и советские специалисты, чтобы они донесли до руководства СССР, каким разрушительным оружием обладают США, и кто тут теперь «главная сверхдержава».

freepik
Фото: freepik

В Советской России в эти годы форсированно делали свое ядерное оружие. Сделали в 1949-м, а уже в 1954 приступили к тактическим испытаниям под названием «Снежок» на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Целью учений было боевое слаживание советских войск при условии применения ядерной бомбы мощностью 40 килотонн.

После этого учения с применением ТЯО и испытания новых изделий в СССР встали на поток. Из наиболее известных можно отметить целый цикл учений в 1961-1962 годах.

Первыми из них были учения «Роза» в августе 1961 года. Тогда отрабатывалась программа пусков баллистических ракет Р-12 с ядерными боеголовками и точность их попадания.

Затем, осенью 1961 года, были «Волга» и «Воздух». Хотя, в рамках «Воздуха» взрывали не только тактические ядерные бомбы, но и Царь-бомбу, самое мощное ядерное изделие в мировой истории, которое совершенно точно было стратегическим.

Параллельно, в Баренцевом море, в октябре 1961 года прошли испытания «Радуга» с пуском ядерной ракеты с борта дизельной подводной лодки К-102. И завершилась эта череда мероприятий 8 сентября 1962 года учениями «Тюльпан», в рамках которых испытывалась баллистическая ракета средней дальности Р-14У с термоядерным зарядом. Мощность взрыва, к слову, составила уже 1,9 мегатонн. Но дальность была «средняя». Так что формально и это можно считать испытаниями ТЯО.

Понятно, что все эти учения были отчасти демонстративными (особенно взрыв Царь-бомбы), чтобы показать, что в условиях «холодной войны» у Советского Союза есть, чем ответить на возможную американскую агрессию. Но ряд историков указывают на то, что после завершения цикла этих учений, уже в октябре 1962 года разразился Карибский кризис, который как раз был связан с попыткой размещения советских ядерных арсеналов на Кубе. То есть, в самой непосредственной близости от границ США, куда могло долететь и тактическое ядерное оружие.

Ядерная дипломатия

Ко второй половине 60-х годов ядерная гонка сверхдержав достигла своего пика. Отгремел Карибский кризис, на границах СССР в воздухе дежурили американские стратегические бомбардировщики Б-52 с термоядерными зарядами на борту в рамках операции «Хромированный купол», и в целом, стрелки «Часов судного дня» неотвратимо двигались к полуночи.

Но в общем-то никому не хотелось устраивать «весь мир в труху», поэтому в 1 июля 1968 года Генассамблея ООН открыла для подписания «Договор о нераспространении ядерного оружия», который вступил в силу 5 марта 1970 года. На момент 2024 года в нем состоит 191 государство, в том числе и Россия.

wikimedia
Фото: wikimedia

При этом, для нынешних геополитических реалий важно, что 19 июня 1968-го Совет Безопасности ООН принял в качестве дополнения к этому Договору резолюцию по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств-участников. Суть ее в том, что «в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности ООН и его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно отразить агрессию».

Проще говоря, ядерные державы согласились, что в случае войны со странами, у которых ядерного оружия нет, они не будут применять таковое.

Мы, при этом, помним, что Россия, если заключает договоры, то неукоснительно их придерживается. И, казалось бы, если есть этот Договор, то данные испытания – это только испытания. По Украине, в случае чего, мы применить такое оружие не можем потому, что сами под этим подписались.

Что касается предупреждений британцам по поводу «законных военных целей», то их можно поражать и обычными бомбами, и ракетами. Тем более, что сейчас идет активная модернизация таких изделий, как ФАБ-3000, которые считаются самыми мощными неядерными боеприпасами.

И к чему тогда это наше бряцание оружием? Не пустая ли это демонстрация без всякого глубокого стратегического смысла?

И здесь мы возвращаемся к заявлению МИД России о том, что:

«В ближайшее время ожидается появление на украинском ТВД многофункциональных самолетов F-16 американского производства. Как неоднократно указывалось с российской стороны, мы не можем игнорировать тот факт, что данные авиасредства относятся к платформам двойного оснащения – неядерного и ядерного. Безотносительно того, в какой именно модификации будут поставляться данные самолеты, будем воспринимать их как носителей ядерного оружия…».

Проще говоря, наличие F-16 на территории Украины легким мановением руки превратит для нас это, прости, Господи, государство из неядерного в ядерное. И тут, конечно, открывается самое широкое поле самых радикальных возможностей.

К слову, что касается тактического ядерного оружия и его применения, то в российских документах есть весьма веское упоминание о том, какую роль ТЯО играют в обороне страны. Упоминание это появилось в 2017 году в параграфе 37 документа под названием «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», где говорится:

«В условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».

ru.wikipedia.org / Dmitry A. Mottl
Фото: ru.wikipedia.org / Dmitry A. Mottl

Ну, то есть, с точки зрения международного права Россия максимально прозрачно обозначила, при каких условиях и по кому она может шарахнуть. Есть мнение, что именно поэтому полигоном для грядущих учений выбран именно Южный военный округ, в который входит и Крым, и новые регионы, и на территории которого проходит сейчас СВО. Чтобы уж совсем всем и все было ясно.

Что в итоге?

И все же впадать в «ядерную экзальтацию» не следует. Потому, что, во-первых, речь сейчас идет даже не об учениях, а о подготовке к ним. И совсем не обязательно, что если Россия к чему-то готовится, то непременно это реализует.

Во-вторых, многие военные эксперты убеждены, что даже если эти учения состоятся, далеко не факт, что в них будет использован ядерный заряд. В конце концов речь может идти о проверке носителей. Смогут ли они доставить точно к намеченным целям «изделия». А для этого устраивать ядерные взрывы может быть и излишне. Тем более, что фон от ядерных испытаний – штука крайне проблематичная.

В-третьих, даже если учения пройдут с использованием ТЯО, чтобы совсем «по-взрослому», может статься, что до наших «западных партнеров» дойдет, что мы настроены в данном вопросе максимально серьезно. Ведь и одной из основных причин СВО, стоит напомнить, было именно официальное и публичное желание нынешнего киевского режима заполучить для себя ядерное оружие, чего Россия позволить не могла.

Обнадеживает в этой истории то, что хотя бы на уровне публичной риторики ряд западных лидеров после объявления о подготовке к учениям резко «сдали назад», заявляя, что «не воюют с Россией» и контингенты своих регулярных войск направлять на Украину вообще не планирует. Да и вопрос с F-16 с которых и может начаться локальный Армагеддон, тоже пока завис в воздухе.

Но если все же понимания не будет достигнуто, то в принципе, мы теперь представляем, чего ожидать: «будет весело и страшно». И весело будет далеко не всем.

Ранее «Точка» писала о том, что ядерные учения России охладят «буйные головы» в среде руководства стран Запада.

Подготовил Алекандр Чаусов

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.