20 июня — iatochka.news, 09:50. Россия заключила с КНДР «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве». Соглашение предполагает «помощь Корее со стороны России в случае военной агрессии» в адрес этой страны. Кроме того, президент Владимир Путин заявил о необходимости пересмотра санкций в отношении Республики. Почему нынешнюю политику Кремля на Востоке можно сравнить с «варкой США на медленном огне» и как Северная Корея вступает в большую игру, читайте в материале «Точки».
Фото: wikimedia
Корея, живая вопреки всему
Визит Владимира Путина в КНДР стал, наверное, одним из самых обсуждаемых событий в мировой политике в последние дни. Запад¹ в напряжении, российские СМИ и эксперты выражают разной степени сдержанности оптимизм. Ряд публицистов вообще заявляют, что своими действиями Россия сейчас «варит США на медленном огне».
Тем не менее, несмотря на торжественный прием в Пхеньяне и максимально конструктивные отношения России и Северной Кореи, не стоит забывать, что наша страна во взаимоотношениях с КНДР до сих пор ограничена санкциями СБ ООН от 2003-2017 года. Которые Москвой были поддержаны.
Впрочем, есть мнение, что очень скоро эти санкции могут ослабнуть, а то и просто будут сняты. Дело в том, что в марте 2024 года Россия и Китай наложили вето на предложение Вашингтона продлить мандат группы экспертов ООН по контролю и мониторингу за соблюдением санкций в отношении Пхеньяна.
Фото: freepik
То есть, фактически, «обнулили» работу главных контролеров в этой деятельности. Санкции на уровне ООН в отношении КНДР, стоит напомнить, прописаны в двух Резолюции Совета Безопасности: № 1874 и № 1718 соответственно.
И если коротко, то они действительно тотальны. Данные ограничения включают в себя, например, запрет на экспорт из Кореи полезных ископаемых, импорт в страну нефти и газа, запрет на создание совместных предприятий и наем на работу корейских специалистов. И даже обучение граждан КНДР в других странах тоже попало под запрет.
Сотрудничество в военной сфере и сфере техники двойного назначения тоже тотально ограничено: в Корею нельзя продавать вертолеты и корабли. Сфера научного сотрудничества, кроме медицины, также под тотальным табу.
По общему мнению, хоть само количество рестрикционных пунктов и меньше, чем у России и Ирана, но они куда жестче. Многие эксперты именно санкции против КНДР называют «драконовскими». И тем не менее, эта страна продолжает жить, развиваться и даже медленно, но верно создавать и испытывать ядерное оружие.
Россия отменит санкции
В этой связи в визите Владимира Путина в Северную Корею есть два важнейших момента, на которые следует обратить особое внимание. Первый — это его публичное выступление о санкциях. В частности, лидер России заявил:
«Инспирированный США и их союзниками бессрочный ограничительный режим Совета Безопасности ООН в отношении КНДР должен быть пересмотрен».
Фото: Пресс-служба правительства Санкт-Петербурга
Здесь стоит пояснить, что на уровне СБ ООН решения принимаются методом полного консенсуса членов Совета Безопасности. Если хотя бы одна страна накладывает вето, то такое решение не вступает в силу или отменяется, если было согласовано ранее. Россия право вето имеет, как и Китай. И, есть мнение, что своим правом эти два государства могут в ближайшее время в отношении КНДР воспользоваться.
Это, конечно, не откроет все дороги Пхеньяну. Потому, что США и Запад, как и в случае с Россией, тут же введут систематические односторонние санкции. Но все же отмена рестрикций именно на уровне ООН даст КНДР определенное поле для маневра. Например, по линии БРИКС, ШОС, ЕАЭС и иных аналогичных организаций. Собственно, сейчас в тот же БРИКС в том числе стремятся государства, которые пострадали, либо страдают от подобного рода санкционного давления. Как, например, Зимбабве.
Снятие санкций именно уровня ООН позволит более свободно взаимодействовать с Пхеньяном странам так называемого «глобального большинства». То есть тем государствам, которым не нравится однополярный мир с США во главе и сателлитами Вашингтона по периметру.
Очень важный Договор
Второй важнейший момент – это заключение между Москвой и Пхеньяном «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве». Текста этого документа в открытом доступе пока нет. Но уже известно, что он предполагает «оказание взаимной помощи в случае агрессии против одного из участников этого договора».
Фото: wikimedia
Речь идет о максимальном военном сотрудничестве. Помощь, к слову, может быть не только на уровне введения миротворческого или полномасштабного военного контингента, как это было, например, в Сирии.
Это могут быть и поставки вооружений, и инструкторов, и дипломатическая деятельность. И много разного рода иных опций.
Вообще, можно посмотреть на предыдущие договоры о стратегическом партнерстве, которые Россия заключала на разных этапах с другими государствами, чтобы понимать общую суть тезисов нынешнего соглашение Москвы и Пхеньяна.
Например, в «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» по поводу взаимной военной поддержки говорится:
«Стороны выражают готовность продолжать углублять всеобъемлющее стратегическое взаимодействие, оказывать друг другу решительную поддержку в защите жизненно важных интересов, включая вопросы суверенитета, территориальной целостности, безопасности и развития».
Фото: wikimedia
Какими именно методами – в тексте заявления не сказано.
В аналогичном договоре с Египтом от 2009 года формулировки еще более обтекаемы:
«Стороны развивают традиционно поддерживаемое ими военное и военно-техническое сотрудничество с учетом взаимных интересов и своих международных обязательств».
Но вот, например, в «Договоре между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве» от 24 ноября 2014 года звучат уже более четкие определения:
«В случае совершения акта агрессии (вооруженного нападения) против одной из Договаривающихся Сторон другая Договаривающаяся Сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций».
Есть мнение, что аналогичный пункт договора с КНДР наиболее похож именно на Абхазский вариант, поскольку и сама Северная Корея находится, если не в аналогичных, то в довольно схожих геополитических реалиях.
КНДР вступает в «большую игру»
Можно сколько угодно говорить, что Северная Корея – это страна победившей идеологии чучхе и вообще мрачный тоталитаризм. И что Россия опять заключает соглашения с какими-то совсем уж авторитарными диктаторами. Но есть простые законы глобальной политики: КНДР – это большая и постоянная проблема для коллективного Запада. Хотя бы потому, что рядом с ней находится Япония. Которая, стоит напомнить, вознамерилась отменять свою «пацифистскую» конституционную статью и возрождать полноценную армию. Ну, и не стоит забывать про Южную Корею, которая, как и Япония, фактически стала плацдармом для военного контингента США.
Фото: freepik
КНДР, конечно, начала развивать ядерное оружие. Однако, как показывает современная история, этот тип вооружений все же не панацея от возможных военных конфликтов в условиях нынешнего глобального противостояния. Поэтому иные виды военной поддержки Пхеньяну могут очень пригодиться.
Более того, развитая и полноценно вооруженная, с мощными военными союзниками Северная Корея сможет претендовать на повышение своего статуса во всем регионе. И это, понятным образом, очень нервирует Запад вообще и США в частности.
Помимо военных аспектов, КНДР при всех своих особенностях богата ресурсами, обладает промышленным и научным потенциалом, а в перспективе может стать весьма значимым транспортно-логистическим узлом, как на суше, так и на море. При чем, не только для России, но и для Китая. А это уже уровень проектов типа «Один пояс – один путь», который сулит триллионные прибыли всем участникам подобных инициатив.
И в этом контексте подписание договора между Москвой и Пхеньяном – хоть и один из первых, но крайне важный шаг на пути к изменению международного статуса этого государства и полноценного вовлечения его в по-настоящему глобальную политику и экономику.
Ранее «Точка» писала о том, что политическая карта мира все больше напоминает сложившуюся во времена расцвета СССР. В годы, когда наша страна объединила вокруг себя блок государств в борьбе с колониальной политикой Запада.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ