Трагедия с убийством русской женщины в Коркино стала вызовом для федеральных властей. Но за «показательными порками» чиновников на местах все продолжают не замечать, что единственная концепция госпрограмм по цыганам сегодня – адаптировать к ним русских, а не интегрировать «вольный народ» в общество.
Народный сход в Коркино Челябинской области, где двое детей остались сиротами после жестокого убийства женщины-таксиста, стал лишь одним из многих. Местные цыгане были вынуждены уехать, но появилась информация, что теперь они возвращаются. И угрожают коркинцам расправой.
Пошли слухи о возобновлении конфликтов, что, как писал «Московский комсомолец», опроверг новый глава Коркино Александр Орел, назвав это фейком. К слову, предыдущая глава Наталья Лощинина покинула свой пост именно после разразившейся трагедии.
Но ведь слухи на пустом месте не возникают. В силовых структурах, пишет RuNews24, говорят, мол, табор затаился и ждет, пока все устаканится. По информации местных жителей, сообщает руководитель «Русской дружины» Челябинской области Владимир Черепанов, цыгане обещают им отомстить. И нет никакой уверенности в том, что не повторятся события конца октября 2024-го.
Тогда коркинцы, уставшие ждать от правоохранителей помощи, решились на самосуд и пришли толпой к цыганским домам. Только после этого вмешались силовики. А местный барон заявил, что подозреваемых табор, дескать, осудит по своим законам.
И тут встает вопрос: почему этот народ вообще имеет в России собственные, отдельные законы? Почему в Российском государстве анклавами живет целая категория людей, которым можно отвертеться от паспортного учета, воинской обязанности, соблюдения «возраста согласия», обязательного образования и здравоохранения детей? Их не замечают органы опеки, военкоматы и полиция. Как так получилось и что государству с этим делать «Точка» обсудила с главой МООЗПП «Гражданский патруль» Ростиславом Антоновым.
– Сейчас в Коркино местным, как они говорят, поступают угрозы. Нас читатели спрашивали: «а как таким людям у нас выдают гражданство России?». Ведь не у всех представителей этого народа вообще есть российские паспорта. Как так вышло?
– У нас есть проблема с национальной политикой, с другими народами, потому что мы их начинаем воспринимать как всех одинаковых. Я смотрел, например, информацию о реализации комплексного плана мероприятий по социально экономическому и этнокультурному развитию цыган в России* – здесь в самом названии документа парадокс. А чего их развивать? Они вполне себе развитые люди. Вопрос же в том, что надо заниматься не просто их развитием для начала, а именно интеграцией.
– Видимо, это связанные вещи.
– Согласно отчету Федерального агентства по делам национальностей Российской Федерации 2021 года, на тот момент выявлено порядка 200 тыс. цыган, а из них паспортами обеспечены 120 тыс. Спрашивается, а у остальных-то что? Вполне допускаю, что никакой другой родины, кроме России, у них нет. Соответственно, есть огромный пласт населения, который вообще никак не связан с российским государством. И который надо не развивать, а для начала просто вписать в среду – в правовую среду, в культурную среду. Например, цыганским детям бы школу заканчивать в обязательном порядке. Потому что нередки случаи, когда цыгане отдают ребенка до 4-5 класса, потом забирают. Вот даже просто если посмотреть этот отчет, то там рассказывается о неких цыганских творческих коллективах, в которых 10-20 ребятишек занимается – это же смешно. Это получается, что, по сути, полный провал интеграционных мероприятий.
– Вы говорите про цыганские фольклорные коллективы?
– Да. Или, допустим, подростково-молодежный центр в Красносельском районе Петербурга. Пишут, что цыганские дети интересуются всем, но ходят нерегулярно. Мне кажется, смысл от нерегулярного хождения несколько теряется.
– В ПМЦ на самом деле часто нерегулярное хождение, но это не самая страшная история. Десять цыганских детей, которые все-таки посещают кружки и студии, таким образом социализируются – это очень неплохой результат.
– Тем не менее, в масштабах всей страны – это полный провал. По сути, сотни тысяч людей, которые слабо или никак не интегрированы в российскую действительность. Что там наше агентство по делам национальностей собирается развивать еще в цыганском социуме – мне решительно непонятно. Мы просто не понимаем, что там происходит. Более того, цыгане не только не интегрированы, у них еще свои параллельные органы власти, оказывается. Но в России, как мы знаем, согласно действующему законодательству, может быть только один орган власти – это государство, никаких параллельных структур у нас быть не должно.
– Кстати, по ситуации в Коркино. Один из цыганских ЛОМов высказался в ключе, что-де будем судить своих, если докажут, то по своим цыганским законам.
– У нас в принципе, любят этим заниматься – кто-то судит по нормам шариата, а кто-то по цыганским законам. Почему нет, если государство это позволяет?
– Говоря про национальность, мы говорим про некую самобытность обычаев. Но не наблюдается ли проблема именно в том, что самобытность и ее правовая база не всегда совместимы с законами России?
– Давайте поймем, что правовая база в Российской Федерации может быть только одна – это закон Российской Федерации. Для всех. Никакой цыганской правовой базы внутри Российской Федерации быть не может. Мы не говорим, что цыгане плохие. Мы говорим, что они не интегрированы, они не понимают вообще, где живут и какие законы здесь действуют. Что можно, что нельзя. И программы по ним как будто рассчитаны лишь усилить вот этот эффект. А задача государства – данной категории граждан и потенциальных граждан объяснить необходимость соблюдения законов и норм. Наших норм, российских.
– Когда мы говорим, например, про мигрантов из ближнего зарубежья, мы понимаем, что основная угроза этой категории – это проникновение радикального ислама и терроризм. У цыган в культурном коде все-таки никакого джихада не прописано… Сразу оговоримся, мы не говорим про всех цыган, мы говорим про какое-то количество проблемных анклавов. В чем их токсичность?
– Токсичность и проблема заключаются именно в неинтегрированности, непонимании правовой базы, непонимании законов страны, в которой они живут. Это порой приводит к тому, что люди не просто находятся в серой зоне, а уходят в какие-то криминальные дела.
– Цыгане без паспортов, видимо, еще и нигде не работают. Или нет?
– В своей цыганской экономике, наверное, где-то трудятся. У них же есть специализация. Допустим, таджикские цыгане – люли, насколько я понимаю, занимаются сбором всякого металлолома. Ездят по помойкам, собирают все эти обломки цивилизации, где-то это продают. Кто-то торгует, кто-то уходит в криминал, ворует. Собственно, погромы у нас случаются, когда часть цыганского общества начинает заниматься наркотиками, например.
– Об этом в докладе Комплексного плана мероприятий по развитию цыган в России упомянуто?
– Там про погромы сказано, но без конкретики – просто обусловлена сама схема, как общество приходит к острому конфликту. И указано, что такие сходы периодически случаются. Когда органы государственной власти, прежде всего правоохранительные органы долго игнорируют скатывание общины в какие-то криминальные проявления. И в результате все это заканчивается народным сходом, когда возмущенные жители просят что-то уже наконец сделать. Бывает, громят – бывает, не громят. Но факт остается фактом: люди требуют каких-то решительных мер от государства, а государство это игнорирует. Кстати, о ранних браках в 12 лет – это вообще признак полной недееспособности органов опеки. Когда у нас что-то [подобное] происходит, то все бегут и смотрят, а тут целый народ, у которого в норме такие ранние браки, за ним никто не следит. Вообще, ходят ли педиатры к цыганским детям после рождения? Насколько это все у нас распространено? Мне кажется, что не очень. Приходят ли органы опеки в цыганские все эти поселения – тоже вопрос. И здесь, если они не ходят в эти цыганские поселения, тогда вопрос, а чем вообще они занимаются? Пожалуйста, вот целая категория, которой надо заниматься – идите и занимайтесь, что вам мешает? Если вас не пускают цыганские семьи, идите туда с полицией. Если вы не хотите этим заниматься, тогда, пожалуйста, заявление на стол и займитесь чем-нибудь другим. Я так вижу.
– Кстати, а какой в отчете фигурирует список мероприятий? Что-то же предпринимается?
– Проходят в основном ритуальные мероприятия: это фестиваль «Цыгане под небом России», круглые столы проходят. Я не говорю, что это не интересно, я говорю, что это ритуальные мероприятия, потому что они не ведут ни к чему, не решают ни одного вопроса и никак не улучшают общую ситуацию.
– По факту пытаются общество адаптировать к цыганам, а не цыган к обществу.
– По факту да. Получается, общество должно сделать над собой усилие и принять цыган, а цыгане никаких усилий над собой не должны делать для того, чтобы общество не раздражалось.
– В 2010 году во Франции президентом Саркози на фоне криминальной ситуации, которая была связана с этим сообществом, было принято решение выслать цыган на историческую родину. Условно исторической родиной были обозначены тогда Молдавия, Румыния, Венгрия. Некоторые политики ЕС высказывались, что их нужно депортировать в Россию или на Украину. В итоге массового исхода не произошло.
– Мне эта вся история напоминает попытки в двадцатые годы прошлого века сделать первый цыганский колхоз. Это очень эпическая, прекрасная по своему финалу история – они просто все разворовали и уехали. Поэтому попытка депортировать из единого европейского пространства в это же европейское пространство – очень смешная. Понятно, почему это было сделано, но опять-таки результат этот нулевой, потому что никто не занимается их фактической интеграцией, никто не занимается их образованием, включением их в социум.
– Формально занимаются, отчет целый сформировали по этому поводу. Программа есть, стратегия есть, методические рекомендации, приказ об утверждении методических рекомендаций по работе с цыганами на основании этой стратегии, кстати.
– Они обучают педагогов, но тоже какие-то очень смешные цифры. И даже не работе с цыганами обучают педагогов, они обучают педагогов работе со школьниками, для которых русский – не родной. К слову, большинство цыган – русскоговорящие, то есть билингвы – два языка, поэтому как таковой проблемы языкового барьера нет.
– Они же у нас получают гражданство по принципу малых народов России. Все довольно туманно. Вроде как для получения гражданства цыган должен не иметь ни одной судимости и доказать, что он цыган, там прямо метрики надо предоставить, что ты –цыган. И вот ты получаешь гражданство.
– Видел этот документ, он меня не очень убедил, потому что он на непонятном сайте и без ссылок на какие-то источники нормативных документов. У нас в принципе неразумная политика в этом смысле, на мой взгляд, потому что, с одной стороны, Конституция говорит о том, что все народы имеют равный правовой статус, а с другой стороны, ряд малых коренных народов получают дополнительные преференции, которые отсутствуют у других народов, живущих на тех же территориях.
– Цыгане являются коренным народом? У нас, например, есть финны, финно-угорские народности – вепсы, они тут жили. А как определить тут принадлежность к территории России?
– Вообще, внутри цыган много народностей. Есть, допустим, русские цыгане – «руска рома», есть цыгане не русские, которые тоже у нас живут. Там штук десять как минимум этих субэтнических [народностей] внутри России, а так [по миру], конечно, больше.
– У них, кстати, нет своей земли, но есть эдакое цифровое государство – со своими паспортами. Это не признано официально?
– Оно относительно признается Советом Европы, насколько я понимаю, если их там куда-то приглашают. Поэтому сказать, что совсем это все не признано, нельзя, какие-то элементы территориальной государственности все-таки признаются. Цыганский же паспорт получают по национальному признаку. И это на самом деле большая проблема. Все-таки у нас, как и везде, цыгане являются гражданами России (учтенные). Те, кто живут в России на протяжении поколений. Но даже те, кто не граждане России, они все равно в массе своей родились и живут, и, скорее всего, умрут на территории России. И дети их будут жить здесь же, у нас. Но они живут в параллельной реальности, а реальность в государстве российском может быть только одна.
– И какой может быть выход?
– Государство должно относиться к цыганскому социуму точно так же, как оно относится ко всем. Если это органы опеки – идите и проверяйте, чтобы они там жили в нормальных условиях; чтобы у них все соответствовало санитарно-эпидемическим нормам; чтобы дети посещали школу, а если дети не посещают школу – административная ответственность; чтобы дети заканчивали школу, получали профориентацию, нормальную гражданскую профессию; чтобы они служили в армии, например.
– Они же к 18 годам или многодетные или не учтены, как я понимаю. Военкомат мимо.
– Если они к 18 годам имеют двоих-троих детей, то это повод вообще для возбуждения уголовного дела, согласно российскому законодательству. Законно жениться в 12 лет невозможно – это чистая «уголовка». Если контролирующие органы проявляют такой правовой нигилизм, значит, надо разбираться с нашими контролирующими органами, почему цыганам можно в 12 лет рожать, а всем остальным нельзя. Какой у них иной правовой статус?
– В чем методологическая недоработка? Что нужно изменить?
– Судя по тому, что я прочитал, менять нечего. Потому что методов просто нет, а проведение праздников и круглых столов – не методы, это просто времяпрепровождение. У нас очень хорошо научились проводить форумы на всякие разные темы, но это вовсе не значит, что после этих посиделок что-то меняется. А государство должно работать с этой категорией граждан. То есть нужно добиться, во-первых, чтобы они все получили образование; во-вторых, чтобы они жили в человеческих условиях; в-третьих, чтобы они соблюдали законы Российской Федерации. Все, это уже будет большой шаг. У нас есть закон Российской Федерации. Если они планируют организовать брак в 12 лет, значит, должен прийти участковый и сказать: «Ребята, если вы это сделаете, значит, у вас будет уголовное дело». Если ребенка забрали из школы, значит, должна прийти опека, полиция должна прийти и посмотреть, как ребенок живет, почему он не в школе и чем занимается.
– А если они говорят, что это самобытные цыганские традиции.
– Какие здесь самобытные цыганские традиции, если у нас государство Российская Федерация? Есть законы. У нас могут быть какие угодно традиции в свободное от Российской Федерации время. Пока ты на территории Российской Федерации – будь любезен, соблюдай. А самобытность это про фольклор и национальную кухню.
– Они называют такую причину отказа от школы, что детей их травят и обижают одноклассники.
– Что значит «детей травят и обижают»? А сами они не травят и не обижают? У нас вообще-то в школах и у русских детей случаются конфликты, буллинг – это вообще отдельная большая тема, это вообще другой разговор и он касается всех и во всех странах. И дело не в национальностях – у нас вообще любят чуть что притягивать национальность.
*Доклад о выполнении во втором полугодии 2020 года Комплексного плана мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации от 2021 года. Согласно документу, с 2002 по 2010 годы количество цыган в России увеличилось со 182,8 до 205,0 тыс. человек. Численность – около 0,15% от общего населения страны. Больше всего проживает в Ставропольском крае (30,9 тыс.), Ростовской области (16,7 тыс.) и Краснодарском крае (12,9 тыс.). По состоянию на 25.12.2020, паспорта есть у 121,7 тыс. цыган, 681 человек не имеют гражданства РФ, у 752 человек правовой статус не определен.
Ранее «Точка» писала о том, что убийство русской таксистки в Коркино стало следствием запущенной проблемы.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ