Приднестровье все глубже погружается в энергетический кризис, с которым Москва явно не понимает, что делать. Тем временем Румыния планирует стать крупнейшим газовым экспортером в Европе и совместно с Австрией начинает глобальный проект в черноморском месторождении Neptun Deep.
В Приднестровье практически не осталось запасов газа, а следовательно, и энергии. Критическую ситуацию уже признали в Кремле. Молдавия тем временем пошла на сближение с Румынией и Австрией, которые не только дают этой стране газ по сниженным (но засекреченным) ценам, но планируют разработку крупнейшего румынского месторождения. Более того, нельзя исключать, что газ для молдавских нужд Румыния (вернее, Австрия) получает от Газпрома. И Москве для решения приднестровских проблем придется договариваться не с Кишиневом, а с Бухарестом и Веной. Ну, или воссоединять с Россией Одессу и Николаев. Подробнее читайте в материале «Точки».
Приднестровье не сдается, но «холодно, темно»
Энергетический кризис в Приднестровье продолжается, становясь все острее и переходя в политическую плоскость. Причины его в том, что Украина с 1 января 2025 года прекратила транзит российского газа через свою территорию. В свою очередь, Молдавия отказалась от выплаты долга в более чем 700 миллионов долларов «Газпрому». Газ из Молдавии шел и на приднестровскую Кучурганскую государственную районную электростанцию, которая снабжала энергией как само Приднестровье, так и Молдавию с Румынией.
На текущий момент перебои с электроэнергией при отсутствии газа происходят как в Тирасполе, так и в Кишиневе. Но в Приднестровье в силу его геополитического положения этот кризис куда острее.
При этом глава «Молдовагаз» Вадим Чебан предложил Тирасполю закупать газ на европейском рынке по биржевым ценам:
«Я считаю, что они должны понимать, что если поставки от «Газпрома» не будут восстановлены, то единственный выход — закупать газ на фондовых рынках, за который придется платить. Другого выхода нет».
В свою очередь, глава Приднестровья Вадим Красносельский, отвечая на это предложение, заявил:
«Газ, который поставлялся в Приднестровье, был формой гуманитарно-технической помощи, которую Россия оказывала нашему государству в связи с деструктивными действиями Молдовы».
Отметив при этом, что несмотря на трудности, республика «не «упадет на колени» и не «будет проситься» в Молдавию. Что касается России, то текущую ситуацию прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
«На протяжении многих лет Россия осуществляла поставки природного газа, за счет которых, собственно, и жило Приднестровье. И сейчас из-за решений Украины и властей Молдавии Приднестровье лишилось этой возможности. Ситуация действительно кризисная».
Кризис усугубляется еще и тем, что единственный обходной путь, по которому российский газ может попасть в непризнанную республику – это Турецкий поток. Но он выходит как раз на Молдову, которая по факту, тоже отказалась от российского газа, не желая выплачивать собственные долги, о чем «Точка» сообщала ранее.
Дешевый газ для «Великой Румынии»
Логичным образом возникает вопрос: а как, собственно, обходится без российского газа сама Молдавия? Тем более, что она, как и Приднестровье, не настолько богатая страна, чтобы платить за «голубое топливо» рыночные европейские цены. И тут, что называется, открываются бездны.
Дело в том, что Молдова, дабы решить проблемы с дефицитом газа, договорилась о поставках по неразглашаемым, но якобы ниже рыночных, ценам с румынской компанией OMV Petrom.
В официальном сообщении молдавской энергетической компании Energocom по этому поводу говорится:
«По условиям контракта цена на данный момент не может быть раскрыта, но она ниже существующих предложений на рынке… Контракт с OMV Petrom позволит снизить объемы электроэнергии, приобретаемой на бирже, которая также характеризуется волатильностью».
То есть Молдавия предлагает Приднестровью закупаться по цене рынка, но сама этого не делает.
Румыны вообще и OMV Petrom тоже проявляют такую щедрость не из бескорыстных побуждений. Ведь у Бухареста есть давний политический проект присоединения Молдавии к Румынии. И он не выглядит уж слишком фантастично, поскольку президент Молдавии Майя Санду – гражданка Румынии. Которая, стоит особо это подчеркнуть, приносила румынскому государству присягу.
Ну, а дать дешевый газ даже не «братскому», а тому же, только «разделенному» народу – это очень широкий и всем понятный политический жест. Особенно если он работает на появление на карте «Великой Румынии».
Но здесь уже возникает вопрос: откуда газ у Румынии и у пресловутой OMV Petrom? И тут нужно углубиться в устройство холдинга OMV чуть подробнее.
Австрийский холдинг и румынский газовый проект
Изначально OMV – австрийская компания. То есть да, вы все правильно поняли, она получает газ из России и от «Газпрома». Потому что ничего не слышно про необъятные газовые недра в самой Австрии. В свою очередь, контрольный пакет акций OMV Petrom принадлежит именно OMV и лишь 20,7% – государству Румыния.
То есть либо газ в Молдавию идет по ценам ниже рыночных, но выше газпромовских, либо OMV Petrom нещадно демпингует. Что, впрочем, не очень похоже на европейский бизнес. Когда он торговал себе в убыток?
Но, кажется, есть версия, почему австрийский газовый холдинг через свой румынский филиал так расщедрился в отношении Молдавии. Дело в том, что Румыния может стать «крупнейшим газовым экспортером в Европе» уже в 2027 году.
В издании Reuters 7 января вышел крайне любопытный материал о том, что «Австрийская компания OMV заключила соглашение о поставках немецкой компании Uniper газа с ее черноморского проекта с 2027 года».
Газ этот планируется разрабатывать в морском месторождении Neptun Deep, которое находится в румынском секторе Черного моря. Сначала емкость месторождения оценивалась в 42–84 миллиарда кубометров, сейчас эксперты говорят о 100 миллиардах кубов газа.
Для сравнения, Россия в 2023 году поставила в Европу 27- 28,15 миллиардов кубометров газа. Но это во все страны-клиенты. Иными словами, на всю Европу румынского газа хватило бы лет на пять или даже чуть меньше при текущих объемах потребления. Но и потребление это будет постепенно падать в силу «зеленого перехода», да и всю Европу OMV, думается, обеспечивать не будет. А для тех же Румынии, Молдавии, Австрии и Германии этих объемов может хватить и на десятилетие.
Правда, с этим проектом и его разработкой возникает сразу несколько темных пятен. Самое главное, как пишет то же информационное агентство Reuters – OMV и OMV Petrom не ответили на запрос о комментарии издания по поводу грядущей разработки.
Второй нюанс – это место разработки. В румынском секторе Черного моря, конечно, сейчас относительно спокойно. Но военные действия в акватории всего моря ведутся весьма интенсивно и не факт, что закончатся к 2027 году.
В-третьих, как видно из приведенных выше данных – 100 миллиардов кубометров газа для Европы не то, чтобы прямо неисчерпаемый запас. Тем не менее, в перспективе 5-10 лет за счет этого газа можно решить некоторые насущные политические задачи.
Да и деньги на строительство морского газодобывающего терминала нужны немаленькие. К примеру, аналогичный терминал, который Россия строит сейчас на Дальнем Востоке, оценивается в 30 миллиардов рублей. А у нас все это стоит намного дешевле. В Германии плавучий терминал, который будет не добывать, а просто принимать сжиженный газ, оценили в 700 миллионов евро. Дефицит бюджета Румынии в 2024 году составил чуть меньше 3,5 миллиардов леев или как раз 701 миллион евро. Впрочем, если Австрия, Германия и Румыния «скинутся», то, есть мнение, денег им хватит.
Что в итоге?
В итоге, как это ни странно, для того, чтобы Приднестровье получало газ, проблемы Москве нужно решать с Бухарестом и Веной, а также с Берлином. Ну, или брать Одессу с Николаевым, чтобы обеспечить прямой и бесперебойный газовый транзит в то же Приднестровье и далее.
Договориться с Кишиневом, судя по всему, сейчас России крайне затруднительно. И в перспективе будет еще труднее хотя бы потому, что проценты по долгам Молдавии к «Газпрому» постепенно растут. А Молдавия решила встать в позицию, «кому должен – всем прощаю». Есть ли у нас рычаги давления на всех этих «милых людей» – история умалчивает. Но факт в том, что если проект Neptun Deep все же начнет давать газ в 2027, то рычагов этих в перспективе последующего, как минимум, десятилетия практически не останется.
Ранее «Точка» сообщала о новом пакете американских санкций, которые могут привести к двузначному снижению экспортных нефтегазовых доходов России.
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ