Фактор газа: Приднестровье оказалось на пороге энергетической катастрофы. Но выход есть

«Газпром» с 1 января 2025 года обнулил поставки газа Молдавии, а значит, и Приднестровью. Москва ищет способы помочь независимой республики, и варианты решений намечены.

Российская компания «Газпром» отключила транзит газа в Молдавию с 1 января. Позиция Украины по отказу от транзита голубого топлива фактически перекрывает поставки газа и в ПМР. Хотя у Приднестровья есть варианты получения российского газа и выработки энергии в обход Молдавии, обе страны ввели чрезвычайное положение и стоят на пороге энергетического кризиса. Помимо этого, Майя Санду желает военного вторжения в Приднестровье и захвата Молдавской ГРЭС. О том, каковы шансы Тирасполя по выходу из кризиса и что может сделать в этой ситуации России, читайте в материале ИА «Точка».

Кто кому и сколько должен

Под Новый Год резко обострился вопрос поставок газа из России в Молдавию и Приднестровье. А точнее, возможное отсутствие этих поставок. Что касается Молдовы, то проблем здесь две. Первая – характерная не только для нее, но и для ряда европейских стран: отказа Украины продлевать транзитное соглашение через трубопровод «Дружба» с Россией. И здесь в первую очередь и страдает Приднестровская Республика, поскольку российский газ по молдавскому направлению поступал сначала именно туда, а потом уже распределялся в виде энергии или топлива далее, в сторону Кишинева. Хотя, как будет сказано ниже, в Кишиневе говорят и про «реверсивный путь» газа из Молдовы в ПМР, который стал максимально активным, до 5,7 млн кубометров газа в сутки с декабря 2022 года.

Фото: Wikipedia

 

Вторая проблема имеет сугубо молдавский колорит. Началась эта история еще в 2021 году. Именно тогда «Газпром» потребовал аудита долгов от «Молдовагаза». Только при проведении аудита российская компания согласилась поставлять газ в Молдову сроком еще на 5 лет.

В 2023 году «Газпром» насчитал Кишиневу долг за голубое топливо в размере 709 миллионов долларов. В свою очередь, в «Молдовагазе», от такой суммы долга отказались. В 2024 году в «Молдовагазе» аудит все же провели и насчитали себе долгов на сумму 8,6 миллионов долларов. То есть, примерно в сто раз меньше, чем ожидает по выплатам «Газпром».

В связи с этим российская компания опубликовала официально сообщение, в котором говорится:

«В связи с отказом молдавской стороны урегулировать задолженность за поставки газа, ПАО «Газпром» сегодня направило в АО «Молдовагаз» уведомление… На основании положений контракта и применимых норм российского законодательства ПАО «Газпром» с 8:00 МСК 1 января 2025 года вводит ограничение поставок природного газа в Республику Молдова до 0 кубометров в сутки».

Не то, чтобы Молдова была нам сильно дружественным государством, особенно при президентстве гражданки Румынии и явной стороннице антироссийской политики Майе Санду. Но в истории Молдовы всегда нужно учитывать фактор Приднестровья. С которым у Кишинева «очень интересные отношения» не только в политике, но и, как оказалось, в энергетике.

«Кому должны – мы не прощаем»

Стоит напомнить, что Приднестровье отделилось и не без крови от Молдавии в 1990-1992 году. Но если с политической точки зрения Кишинев и Тирасполь хоть сколько-то мирного диалога не ведут, то вот в сфере энергетики у этих двух субъектов политики все очень причудливо.

Дело в том, что по заверениям Кишинева, именно Молдова снабжает Приднестровье «реверсивным» газом посредством все того же «Молдовагаза». По словам главы компании Владимира Чебана, нынешний долг Приднестровья за газ составляет 10 миллиардов долларов.

Фото: Pr Scr/youtube.com

До последнего времени позиция Кишинева была следующей: газ в ПМР поставлять, поскольку на этой территории проживает большое количество молдавских граждан. Но долги Приднестровья за собой не признавать, поскольку Молдова фактически не контролирует этот регион.

С учетом того, что с 1 января Россия газ Кишиневу не поставляет, а запасов голубого топлива в местных хранилищах только до марта, то и Кишинев, и Тирасполь ввели чрезвычайное энергетическое положение. Что тут же отразилось на жителях.

Например, как сообщает тг-канал «Приднестровец».

«Минцифры (ПМР) сообщает о возможных проблемах мобильной связи, домашнего интернета, телевидения в случае частичного или полного отключения электроэнергии. В таких случаях рекомендуется звонить через проводной телефон, держать мобильные устройства заряженными, рационально использовать мобильную сеть. Граждан просят сохранять спокойствие. В случае ограничений операторы электросвязи в кратчайшие сроки будут принимать необходимые меры».

В общем, казалось бы, безнадега и вообще непонятно, как выходить из этой ситуации. Но не совсем.

От долгов к войне

Первое и главное, в Приднестровье есть свои энергетические мощности. Речь, в частности, идет про Молдавскую (Кучурганскую) государственную районную электростанцию. Молдавская ГРЭС несмотря на название и дислокацию в Приднестровье, с 2005 года стала собственностью России посредством Интер РАО ЕЭС.

Станция эта работает на газе, угле и мазуте. В «спокойные времена» обеспечивает до половины потребностей ПМР, частично экспортируя энергию не только в Молдавию, но даже в Румынию. И несмотря на то, что основные её мощности рассчитаны на работу с газом, перейти на мазут или уголь – это тоже, в общем-то вариант. И хоть какое-то обеспечение энергией страны, пока Тирасполь и Москва не поймут, как поставлять газ в ПМР при текущих позициях Украины и Молдовы. С 1 января Молдавская ГРЭС на уголь и перешла. Запасов должно хватить на 50-52 дня.

Фото: Майя Санду_wikimedia

Правда и тут есть свои тревожные нюансы. В частности, 24 декабря Служба внешней разведки России официально сообщила о том, что «президент Молдавии Майя Санду всерьез рассматривает проведение военной операции на территории Приднестровья. По информации ведомства, глава государства провела совещание с правительством республики, на котором затрагивалась тема энергетической безопасности. И в конце мероприятия Санду заявила «о необходимости разработать план военной операции по установлению контроля над Приднестровьем», а также ликвидации российского миротворческого присутствия в регионе».

Интерес у Санду здесь, конечно, в первую очередь сосредоточен на Молдавской ГРЭС, мощностей которой теперь молдавские территории не получат: контракт расторгнут с 1 января, теперь Приднестровье прекратило подачу электричества.

До полноценного конфликта, понятным образом, еще далеко. Но подобные новости не могут не тревожить.

С другой стороны, Россия и Приднестровье уже пытаются решить газовую проблему, которая нарисовалась для ПМР.Так, депутат Приднестровской Молдавской Республики Андрей Сафонов в интервью РИА «Новости» отметил:

«Приднестровью придется задействовать свои особые отношения с Москвой для обеспечения газом ПМР… Россия исторически ведет расчеты по газу с Приднестровьем отдельно, не связывая их с долгами Молдавии, поэтому вопрос должен решиться положительно. В том числе на благоприятный исход может повлиять присутствие российских военных в регионе».

Ну, и понятно, что сейчас эксперты, как и в случае со Словакией и Венгрией, говорят о возможностях задействовать для транзита газа в ПМР дополнительные мощности «Турецкого потока». Напомним, что это газопровод из Анапского района Краснодарского края России по дну Черного моря в европейскую часть Турции. Оттуда он идет уже Южную и Юго-Восточную Европу. По итогам 2020 года через этот трубопровод снабжались Болгария, Греция, Северная Македония, Румыния, Сербия, Босния и Герцеговина. Сейчас речь идет о подключении туда Венгрии, Словакии и, понятным образом, ПМР.

Фото: WIkipedia

Что в итоге?

Еще раз стоит подчеркнуть, что с транзитом газа, собственно, в ПМР главной проблемой являются н молдавские долги, а позиция Украины, которая «перекрыла вентиль». С другой стороны, уже молдавский энергетический кризис и позиция Майи Санду по поводу того, чтобы «захватить ПМР» создают риски уже не только энергетического, но вполне себе военного толка.

Перед Россией таким образом стоит три задачи. В силу позиции Украины найти обходной путь для газа в Приднестровье и сделать так, чтобы до выплаты долга, этот газ не получила Молдова. Ну, и еще, кажется, усилить свое военное присутствие в ПМР, а то, кто его знает, как оно там обернется.

При этом на текущий момент, хотя у Приднестровья и есть свои энергетические мощности в виде российской Молдавской ГРЭС – их недостаточно при переводе на уголь или мазут. Которые, в общем-то тоже нужно откуда-то (а вернее из России как-то) доставлять.

Однако, слова про «особые отношения» Тирасполя и Москвы все же внушают некоторые надежды на то, что энергетический кризис в ПМР будет хоть и крайне неприятным, но временным явлением.

Ранее «Точка» сообщала о том, что премьер Словакии пригрозил конфликтом Украине, если та не продолжит транзит российского газа через свою территорию.

Подготовил Александр Чаусов

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ