Заморозка Usaid может быть только началом, даже если агентство окончательно закроют. Трамп и Маск имеют возможность переформатировать «мягкую силу» под новую реальность.
Дональд Трамп подписал указ о заморозке всех программ USAID — агентства, которое 64 года управляло гуманитарной помощью США. Штаб-квартира в Вашингтоне опустела, сайт отключён, а сотрудники переведены на удаленку.
«USAID — змеиное гнездо радикальных левых марксистов, которые ненавидят Америку», — изложил свое мнение в своей же соцсети Илон Маск, глава Департамента эффективности правительства (DOGE).
Казалось бы, вот она, борьба с глобализмом. USAID закроют, Америка наконец-то займется своими делами. Но ликование консерваторов всего мира и патриотов России может быть преждевременным. Возможно, все это — не революция, а эволюция. И вместо громоздкого бюрократического аппарата у Вашингтона может появиться новый инструмент влияния — цифровые технологии, криптовалюты и спутниковые сети под контролем Илона Маска. Подробнее — в материале «Точки».
Архивы USAID: ключи к цифровой войне?
1 февраля 2025 года команда Маска из четырёх технократов ворвалась в штаб-квартиру USAID. Они требовали доступ к SCIF — секретному хранилищу с данными о грантополучателях, финансовых потоках и операциях ЦРУ. После угрозы привлечь Службу судебных приставов США (подразделение Минюста) охранники сдались. Так в руках Маска оказались архивы, раскрывающие десятилетия деятельности агентства. И очень вероятно, что среди них была информация, например, о российских НКО, получавших на свои дела миллиарды рублей. До 2012 года — открыто, потом через компании-посредники.
«USAID — это клубок червей. Яблока нет. А когда нет яблока, нужно просто избавиться от всего этого. Вот почему оно должно исчезнуть. Оно не подлежит восстановлению», — поделился выводами проверок Маск в запрещенной в России соцсети X.
Но вся эта «очистка» выглядит двусмысленно. Маск, конечно, вслух разделяет риторику Трампа о «сокращении бюрократии», вот только его мотивы остаются неясными. Не попытка ли это переформатировать внешнюю политику США под свои проекты? Если включить немного конспирологии, тот же Starlink, изначально созданный для глобального интернета — вполне подходящий инструмент гибридной войны. Даже терминалы для российских военных волонтеры закупают через Кипр и ОАЭ, обходя санкции. А трафик через Starlink сложно отследить — Роскомнадзор почти бессилен против его шифрования.
«Starlink не предназначался для войн. Он был создан, чтобы люди могли смотреть Netflix, отдыхать, дистанционно учиться и делать хорошие мирные вещи, а не для ударов дронов», — говорил Илон Маск в 2023-м.
В том же году он запустил глобальный роуминг, позволяющий пользователям подключаться к Сети без согласования с регулятором даже в «серых зонах».

Нейросети и криптовалюта: алгоритмы вместо дипломатов
А ведь инструментов для продуктивной работы с базой «агентов влияния» в распоряжении главы Doge много. И будут появляться новые, было бы желание.
Уже сейчас искусственный интеллект Grok, разработанный компанией Маска xAI, анализирует Big Data. И она теоретически может выявить в полученных архивах Usaid «перспективных» активистов. А еще — помочь определить слабые места в политических системах и триггерные точки для народного гнева.
Что касается финансирования выявленных перспективных «друзей Вашингтона», оно могло бы осуществляться через краудфандинговые механики в Telegram и криптовалюты. Конечно, с прямым финансированием будет все не так просто — по крайней мере, пока. Стейблкоины, такие как USDC и Tether, хоть и могут использоваться для крупных переводов, их анонимность ограничена из-за требований AML-политик криптобирж и регуляторов. Но ведь прогресс не стоит на месте, да и «голь на выдумки хитра».
НКО, зарегистрированные в офшорах, могут действовать через Boosty и Patreon под маской поддержки искусства.
Еще одна лазейка для «глубинных грантов»: ученые и IT-специалисты, например, могут получать финансирование через кошельки Binance под видом исследовательских проектов. Уже появлялись сообщения (правда, официально неподтвержденные) о 12 подобных случаях в российских вузах.
Хитрая сила
Дестабилизация инфополя — лишь часть проблемы. Starlink обеспечивает доступ к заблокированным платформам, где, например, можно распространять Deepfake-видео. И не всегда считается с законодательством: например, в сентябре 2024 года он отказался выполнять распоряжение правительства Бразилии о блокировке запрещенной соцсети Х. И хотя официально доступ к спутниковому интернету в неавторизованных странах компания перекрывает, эти ограничения с 2023 года можно обойти. Например, покупая Starlink в странах, где они официально продаются, и оплачивая один из роуминговых тарифов.
Технологическое доминирование Маска усиливает зависимость: не только военные, но и часть представителей бизнеса в прифронтовых территориях использует Starlink из-за проблем с местным интернетом. Потому что альтернативы просто нет
В сухом остатке
Для противостояния цифровым угрозам России нужен технологический суверенитет. Собственные спутниковые группировки, которые смогут вытеснить тот же Starlink, инструментально мощные ИИ. Мобильные российские комплексы РЭБ уже могут глушить сигналы терминалов, но ведь это не выход.
Для контроля над финансовыми потоками требуется жёсткое крипторегулирование: запрет USDC и Tether по примеру Ирана и создание национальной биржи для контроля над 90% транзакций.
Но технологии — лишь часть решения. Важна контрпропаганда: продвижение отечественных платформ через гранты для блогеров и разоблачение схем. Однако ключевой вопрос — как совместить безопасность со свободой, не превратив Рунет в «цифровой концлагерь»?
Время покажет, но даже в случае полной ликвидации USAID это может быть не конец, а начало новой эры. Вряд ли США полностью откажутся от планов глубинного влияния на политику других стран, просто сменятся инструменты. И как мы видим, технически Трамп и Маск имеют возможность создать систему, где влияние осуществляется через алгоритмы, спутники и анонимные транзакции. И тогда Россия встанет на пороге «цифровых цветных революций», где вместо дипломатов действуют Telegram-боты и нейросети. Раньше враги приходили с грантами. Скоро они могут прийти с чипами Neuralink и мемами о конце света. Сможет ли Москва создать альтернативу, не пожертвовав свободой? Ответ на этот вопрос определит не только будущее страны, но и глобальный баланс сил в XXI веке.
Ранее «Точка» писала, что первые же указы Трампа изменят США и ударят по России и Евросоюзу.
Подготовила Кристина Шелгинских
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ