30 октября – iatochka.news, 19:24. Во время визита в Поднебесную губернатор Александр Дрозденко озвучил планы по привлечению в Ленинградскую область китайского капитала и производства. Соответственно, граждане опасаются, что плюсы от инвестиций перекроют сопутствующие экономическому росту минусы. Люди боятся, что бизнес по-дальневосточному убьет природу Невского края. И, возможно, еще больший страх вызывает новая волна гастарбайтеров. «Точка» разбиралась, насколько оправданы данные фобии.
Фото: telegram.org / Александр ДроZденко
Разворот на восток
Еще совсем недавно должностные лица нашего региона ездили на Запад, чтобы обменяться опытом или завязать деловые отношения. Совместные проекты со странами Балтийского моря тоже считались в порядке вещей. Однако подобная практика предсказуема, так как у нас находится окно в Европу.
Но в новых геополитических реалиях, мы все чаще ищем партнеров и инвесторов на другом конце земли – на Востоке. Именно поэтому в Китай отправилась делегация администрации ЛО.
Результаты поездки
Посещение Поднебесной принесло ожидаемые плоды. В своем Telegram-канале губернатор 47-го региона написал, что осмотрел несколько объектов, в том числе предприятие, производящее медицинские изделия с применением искусственного интеллекта. И теперь рассматривается возможность локализации производства протезов по иностранным лекалам в Ленобласти.
Будет ли создан такой завод у нас – пока гарантировать сложно. Хотя в связи с проведением СВО, рынок протезов в нашей стране нуждается в изготовлении отечественной продукции. Намерение не всегда реализуется на практике. Но в данном случае, важнее всего сам вектор сотрудничества. То, что совместные проекты со страной шелка и боевых искусств теперь появятся в Невском крае, – это факт.
«Ленинградской области есть что предложить нашим китайским партнерам не только в части закупок, но и по привлечению инвестиций в наш регион и размещению производства непосредственно на нашей территории», – высказался Александр Юрьевич.
Не только протезы
Помимо завода по изготовлению медицинских изделий у нас могут появиться новые объекты автопрома взамен ушедших из-за санкций игроков. В частности речь идет о Haval – это суббренд Great Wall.
Фото: telegram.org / Александр ДроZденко
Интерес к этой модели связан с рекомендациями Минпромторга. Ведомство дало добро на покупку автомобилей данного производителя для государственных учреждений.
Бонус за дружбу
Где могут появиться китайские предприятия на сегодняшний день остается интригой. Мэр Шицзячжуана (столицы провинции Хэбэй) предложил установить побратимские отношения с одним из городов Ленобласти.
Кроме того он обозначил намерение подписать соглашение с союзом промышленников и предпринимателей 47-го региона. Можно ожидать, что это взаимосвязанные заявления. Соответственно, город, ставший побратимом, скорее всего и получит инвестиции на новое производство.
Двоякое отношение
Инвестиции – это, безусловно, хорошо. Но далеко не все наши земляки позитивно оценивают перспективы сотрудничества. В обществе присутствуют определенные страхи на этот счет.
«Главное, чтобы к вопросу экологии подходили адекватно. А то китайцы свою атмосферу всю загадили», – пишет в Telegram-канале губернатора Кристина.
Есть страхи и по поводу появления китайских гастарбайтеров. Население опасается, что новые заводы не дадут местному населению рабочих мест.
Двойные стандарты экологического имиджа
Китай – страна, печально известная своим «либеральным» отношением к охране окружающей среды. Соответственно существует опасение, что бизнесмены, которые не берегут родную природу, тем более не станут заботиться о нашей. Но как раз от этого страха есть лекарство, его только надо принимать.
«Нормативы сбросов и выбросов регулируются российским законодательством, так что происхождение бизнеса не имеет существенного значения. Вопрос только в эффективности контроля со стороны надзорных органов. Когда в недавнем прошлом власти закрывали глаза на нарушения законодательства западными компаниями, то хваленые скандинавские фирмы вели себя у нас отнюдь не так экологично, как в Европе», – рассказывает «Точке» геоэколог Алексей Краснов.
Бизнес есть бизнес. Деловые люди ищут способ заработать с минимальными затратами. Но у государства и гражданского общества есть механизмы, которые могут отбить у предпринимателей желание экономить там, где этого делать нельзя.
Мигранты из самой многолюдной страны
В 2022 году в 47-м регионе имел место самый бурный рост трудовой занятости китайцев в РФ – с 40 рабочих мест до 10 тысяч человек. Например, гости с Дальнего востока трудятся в филиале строительной корпорации «Севен», которая является подрядчиком возведения Балтийского химического комплекса в Усть-Луге.
Учитывая, что для реализации проектов предприниматели Поднебесной любят приглашать земляков, то рост гастарбайтеров с востока практически не минуем. Однако стоит отметить, что рабочие из Шанхая или Тибета не так заметны, как выходцы из ближнего зарубежья, в силу особенностей менталитета.
«Китайцы не склонны что-то делать напоказ. Танцевать «китайскую лезгинку», чтобы обозначить свое присутствие, не в их менталитете. Поэтому они часто не заметны даже там, где есть», – рассказывает «Точке» китаевед из РГПУ имени Герцена Анна Шабанова.
Вряд ли их будет много
Ожидать, что наращивание экономического сотрудничества с Китаем приведет к массовому наплыву мигрантов с родины коронавируса не стоит.
«Средняя зарплата в Китае в два раза больше, чем у россиян. Так что стимула работать у нас у них нет. Только если это будут хорошо оплачиваемые стройки по специфичным в техническом отношении контрактам. В таком случае, действительно, проще привезти своих специалистов, чем искать их на месте», – сказала Шабанова.
Специалист считает, что страхи о том, что китайцы заселят Россию не оправданы. Более того, вполне возможно, что они целенаправленно подпитываются Западом, чтобы охладить отношения наших стран.
«В северной провинции Китая Хэйлунцзян, то есть рядом с Россией, за 10 лет количество жителей сократилась на 17%. Китайцы уезжают на юг, к побережью, а не колонизировать нашу родину. Это к тому, что в Поднебесной сейчас демографический перелом. С каждым годом у наших соседей будет увеличиваться нужда в рабочих руках на собственном рынке труда», –объясняет собеседница «Точки».
В прошлом году 80% производителей Китая жаловались на нехватку квалифицированных кадров. Да и продавцы с уборщицами тоже в топе горящих вакансий. Поскольку в Пекине не любят привлекать иностранную рабочую силу, велика вероятность, что усилится репатриация бывших земляков из чайнатаунов со всего мира.
«Молодые люди в Китае все меньше хотят трудиться в производстве. Почему они должны массово ехать трудоустраиваться к нам? У нас такие же проблемы», – задается риторическим вопросом еще одна собеседница «Точки» – кадровый работник «Почты России» Зинаида Ануфриева.
Иностранные специалисты будут всегда
На кадровый состав влияют множество факторов. И ни дефицит специалистов в родной стране, ни тяжелая демографическая ситуация не могут полностью сократить экспорт рабочей силы.
«Вот «Вагнер», например, воюет в Африке, но разве там некому дать в руки автомат? А финны, которые в советское время возводили в СССР целый ряд объектов? У нас что, не было своих строителей? Так что полностью исключить иностранных рабочих в современных экономических реалиях невозможно», – объясняет Шабанова.
Другое дело, что власти должны держать данный вопрос под контролем и защищать рынок труда, обеспечивая занятость местного населения.
«Баланс интересов всегда можно найти, было бы желание у власти делать это», – заключила эксперт.
Ранее стало известно, что компания «Русал» решила обратиться за помощью к китайским коллегам при строительстве глиноземного завода в Сосновом Бору. Как писала «Точка», местные жители задумываются о референдуме против возведения предприятия.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.